Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:56, контрольная работа
Познание - это совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение понятия «познание» устанавливалось чаще всего путем сопоставления знания с мнением и верой. В XX в. познание тоже оказалось производным от знания, причем крен в сторону истинного, научного знания усилился. Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений. Деятельность субъекта расчленяется, как известно, на три основных типа: практическую, ценностно-ориентационную и познавательную.
Вариант №17. Виды познания и его формы. Сенсуализм и рационализм
Познание - это совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение понятия «познание» устанавливалось чаще всего путем сопоставления знания с мнением и верой. В XX в. познание тоже оказалось производным от знания, причем крен в сторону истинного, научного знания усилился. Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений. Деятельность субъекта расчленяется, как известно, на три основных типа: практическую, ценностно-ориентационную и познавательную. В отличие от практической познавательная деятельность - есть духовная деятельность, которая по себе не изменяет вещественно-субъектные, материальные системы, не преобразует природу и общество. В пределах же духовной деятельности в отличие от духовной ценностно-ориентационной деятельности познание дает информацию не о ценностях, а о сущностях; акт оценки, включенной в эту деятельность, есть осознание того, что те или другие явления могут удовлетворять наши потребности и интересы. В отличие от этой деятельности познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов. Знание же – результат познания.
Существуют два вида познания. Познание как процесс и как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с ним определенные этапы развития. На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Следовательно, познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, даже такой важной, как наука.
Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека независимо от того, какова сама эта деятельность: повседневная или профессиональная, художественная или научная. Поэтому некорректно отождествлять гносеологию только с теорией научного познания (эпистемологией).
Одним из критериев, по которому
можно различать виды, формы, способы познания
является определение того, что именно
познается - явление или сущность. Явление —
внешняя сторона предмета, события, чувства,
процесса. Чаще всего, это факт. Но за внешними
явлениями скрывается их сущность, то,
что лежит в глубине этих явлений. Сущность
сама по себе, как факт, не существует, ее нельзя
увидеть, услышать, взять в руки. Для понятийного
мышления, сущность — это совокупность
существенных свойств и качеств вещей,
ядро сущего.
В науке сущность изучаемого обычно выражают
в понятиях. Для формулирования определения
понятия принято называть следующее:
— класс предметов, к которым относится
данная вещь;
— главную функцию;
— внешнее описание (при необходимости);
— чем отличается от ближайших вещей (не обязательно).
Обычно выделяют следующие формы познания:
обыденное, научное, художественное, религиозное,
мистическое, эзотерическое и пр.
Каждая из них имеет свою специфику, но в то же
время они объединены общими гносеологическими
категориями: истины, знания, веры и пр.
Каждая из форм незаменима и необходима
для того, чтобы человек мог полно познавать
мир, понимать его и жить в нем.
На ранних этапах развития истории человечества существовало обыденно-практическое познание, заложившее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания были опыт повседневной жизни и практика людей.
Исторически первая форма – игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек развивает активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п.
Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной «переработкой» природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д.
Также в рамках мифологии
зарождается художественно-
Одними из древних форм познания являются философское и религиозное познания. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Религиозное, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные. В религиозном познании эмоциональное отношение к миру соединяется с верой в сверхъестественное. Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным).
Будучи фантастическим отражением
последних, религиозные представления
содержат в себе определенные знания
о действительности, хотя нередко
и превратные. Достаточно мудрой и глубокой
сокровищницей религиозных и других знаний,
накопленных людьми веками и тысячелетиями,
являются, например, Библия и Коран. Однако
религия (как и мифология) не производила
знание в систематической
и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и
не выполняет функции производства
объективного знания, носящего всеобщий,
целостный, самоценностный и доказательный
характер. Если для религиозного познания
характерно соединение эмоционального
отношения к миру с верой в сверхъестественное,
то сущность научного познания — рациональность,
которая в качестве подчиненных моментов
содержит и эмоции, и веру.
Важнейшим понятием религии и религиозного
познания является вера. Отметим, что в понятии «вера»
следует выделять два аспекта: а) религиозная
вера; 6) вера как уверенность (доверие,
убеждение), т.е. то, что еще не проверено,
не доказано в данный момент, в различных
формах научного познания и прежде всего
в гипотезах. Эта вера есть и всегда останется
основным мотивом всякого научного творчества.
Научное познание – это процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, выражающая собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение, эксперимент) и теоретическое исследование (проблема, гипотеза, теория).
Кроме того, выделяют два уровня познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.
Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Он противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.
В древности сенсуализм можно отметить в системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются, по мнению Эпикура, тем, что от предметов отделяются образы, которые попадают в органы ощущений и насильно ими воспринимаются. Всякое ощущение истинно. В ощущениях заключается критерий истины; все, что несогласно с этим критерием, ложно.
Хотя стоицизм развился в постоянной полемике с эпикуризмом, у этих двух направлений много общего. Душа, по мысли стоиков, материальна; но материализм стоиков заключает в себе пантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, на силе разумной деятельности как коренной черты человеческой души. Душа стоиков не пассивна, подобно эпикурейской, а деятельна. В учении об ощущении стоики делают к эпикурейской теории существенное добавление: все возникает из ощущений — в этом стоики согласны с эпикурейцами; но в ощущениях, прибавляют стоики, проявляется деятельность души.
В новой философии
Сенсуализм новейшего времени представляет опять поворот от феноменализма Кондильяка к материализму (таково, напр., сочинение A. Mayer’а «Die Lehre von d. Erkenntniss», Лпц., 1875), объясняемый общим усилением материалистических тенденций в 60-х и 70-х гг..
Рационализм (франц.
rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio —
разум) - это философское направление,
признающее разум основой познания и поведения
людей. Термин «рационализм» используется для обозначения и характеристики
философских концепций с 19 в. Исторически
рационалистическая традиция восходит
к древнегреческой философии: например,
ещё Парменид, различавший знание «по
истине» (полученное посредством разума)
и знание «по мнению» (достигнутое в результате
чувственного восприятия), усматривал
в разуме критерий истины.
Как целостная система гносеологических
воззрений рационализм начал складываться
в новое время в результате развития математики
и естествознания. В противоположность
средневековой схоластике и религиозному
догматизму классический рационализм
17—18 вв., представителями которого являются
Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш,
Г. Лейбниц, исходил из идеи естественного
порядка — бесконечной причинной цепи,
пронизывающей весь мир. Таким образом,
принципы рационализма разделяли как
материалисты (Спиноза), так и идеалисты
(Лейбниц): рационализм у них приобретал
различный характер в зависимости от того,
как решался вопрос о происхождении знания.
Рационализм 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма.
Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.
Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение рационализмом роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.
Информация о работе Виды познания и его формы. Сенсуализм и рационализм