Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:08, доклад
Аристотель Страгирит (384-322 гг. до н.э). в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение . Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата»
Введение
1.Учение Аристотеля о душе.
1.1.Структура человеческой души.
1.2.Душа и тело. Виды души.
1.3.Разумная часть души человека.
2.Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.
3.Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
4.Представление о движении.
5. Фундаментальные проблемы психологии.
Заключение
Список использованной литературы
Аристотель, как самостоятельный философ, преодолел многие воззрения своего учителя, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела (Демокрит) и бестелесные идеи (Платон), но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.
Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
Учение Аристотеля о душе
и закономерностях
Многие достижении современной психологии (понятия, методология) уходят корнями в аристотелевские представления о душе и психике.
По Аристотелю идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом, опирающемся на опыт, общении с ними. По своему предмету психология (в физической ее части) совпадает с биологией (хотя в отличие от нее изучает не материальные, а целевые, движущие причины живого). Таким образом, здесь возможно наблюдение, описание и анализ конкретных жизненных проявлений и у животных и у человека, что составляет опытный объективный метод изучения. Однако вместе с тем Аристотель замечает, что добиться чего-то достоверного в изучении души (особенно нематериальной ее части) очень сложно, на многие вопросы ответить почти невозможно. Исследовать природу можно путем наблюдения и опытов, которые приводят к обобщению знания. Поэтому психологическое учение Аристотеля строится на обобщении биологических фактов. Петровский пишет, что это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации, развития и причинности.
Также и учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития – высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития.
Аристотель, следуя данному
принципу развития, стремился найти
звенья, ведущие от одной ступени
к другой. Им была описана особая
область психических образов,
которые возникают без прямого
воздействия вещей на органы
чувств – фантазии, (более известные
нам как представления памяти
и воображения), которые подчинены
механизму ассоциации, как составляющей
памяти. Также Аристотель рассматривал
и прочие познавательные
4.Представление о движении
В девятой и десятой главах третей книги трактата «О душе» Аристотель касается проблемы движения. В начале девятой главы он задается такими вопросами как:
Чем движущее начало оказывается для души?
Является ли это начало какой-нибудь одной частью души, отделенной либо пространственно, либо мысленно, или всей душой?
Что представляет собою пространственно движущее начало у животного?
Касаясь вопроса о движении
в пространстве, Аристотель рассуждает
о том, что движет животное при
хождении. Очевидно, что это не растительная
способность, так как движение всегда
целенаправленно и
Таким образом, разумно установить две способности, являющиеся движущими силами – это стремление и ум. Обе они обуславливают движение в пространстве, а именно деятельный ум, направленный на известную цель (от теоретического ума он отличается целенаправленностью). Всякое стремление также появляется ради чего-нибудь, следовательно, «предельная цель и есть источник деятельности».
Таким образом, Аристотель говорит,
что правильно считать
Итак, ясно, что приводит в движение такая способность души, которая называется стремлением. Между тем, способность стремления, как таковая, в качестве движущего начала, по роду едина. На первом же месте стоит предмет стремления (который и движет, будучи неподвижным в силу того, что он мыслится или воображается).
Следует также отметить, что существует три компонента движения: во-первых – движущее, во-вторых – то, чем производится движение, и в-третьих – приведенное в движение. Движется то, что стремится, и стремление представляет собой движение. Орган, которым стремление осуществляет движение, есть нечто, связанное с телом. Движущее при помощи органа есть то, у чего начало совпадает с концом. «Все движется толчком и притяжением; поэтому необходимо, чтобы как в круге, нечто пребывало неподвижным и отсюда начиналось бы движение». Поскольку животное обладает способностью стремления, постольку оно приводит само себя в движение.
Таким образом, по Аристотелю, стремление и практический ум играют обязательную роль в объяснении движения и формировании целеустремленного поведения.
5.Фундаментальные проблемы психологии:
В рассмотренной части концепции «О душе» Аристотель касается следующих проблем:
проблема структуры движения
проблема соотношения души и движущего начала
роль растительной, ощущающей и логической способностей в формировании движения
проблема желаний
проблема воображения, целесообразности движения
проблема стремления
проблема единства ума и тела
проблема воли
Заключение
1) Аристотель, как уже
было сказано выше, считается,
в сущности, основоположником психологии
как науки о душе. В трактате
«О Душе» он систематизировал
существовавшие взгляды на
2) Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.
3) Известная картина Рафаэля "Афинская школа" изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля – на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом общении с ними.
4) Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, причинности (детерминизма).
Список использованной литературы
1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1994.
2.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2000.
3. Лучинин А. С. История психологии. Ростов н/Д., 2005.
4. Марцинковская Т. Д. История психологии. М., 2002.
5. Морозов А. В. История психологии. М., 2003.
6. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.