Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:18, реферат
Существует множество видов систематизаций, классификаций и определений исторических эпох, которые прошло человечество, типов общественного устройства, финансово-экономических систем. За всю свою жизнь человечеству приходилось находить какие-либо способы для выживания при определенных жизненных обстоятельствах и природных условиях. Каждое новое поколение старалось приумножаться, как-то развиваться вне зависимости от того, в какой сфере общества они находятся. Прослеживая динамику развития и изменения человеческих ценностей, можно отметить, что политика по отношению к людям стала разумней и менее снисходительной.
Введение 3
Глава 1 Понятие «Информационное общество». Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества. Исторический очерк 5
Вывод по 1-ой главе 8
Глава 2 Нынешнее положение власти в современном обществе 9
Вывод по 2-ой главе 12
Общий вывод 1
Список литературы: 14
Реферат по философии
Тема: «Власть в информационном обществе»
Содержание
Введение 3
Глава 1 Понятие «Информационное общество». Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества. Исторический очерк 5
Вывод по 1-ой главе 8
Глава 2 Нынешнее положение власти в современном обществе 9
Вывод по 2-ой главе 12
Общий вывод 13
Список литературы: 14
Существует множество видов систематизаций, классификаций и определений исторических эпох, которые прошло человечество, типов общественного устройства, финансово-экономических систем. За всю свою жизнь человечеству приходилось находить какие-либо способы для выживания при определенных жизненных обстоятельствах и природных условиях. Каждое новое поколение старалось приумножаться, как-то развиваться вне зависимости от того, в какой сфере общества они находятся. Прослеживая динамику развития и изменения человеческих ценностей, можно отметить, что политика по отношению к людям стала разумней и менее снисходительной. Если в аграрном обществе основной формой организации государства была монархия, а главным способом приобретения и удержания власти — прямое насилие, то в информационном обществе монархический строй исчезает и прямое насилие теряет значение главного пути к власти.
На современном этапе
происходит дежурный взрыв технологической
и мирной социальной революции —
становление информационного
Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) существенно изменяют не только то, как мы производим продукты и услуги, но и то, как проводим досуг, реализуем свои гражданские права, воспитываем детей. Они имеют решающее влияние на смены, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, развитию институтов демократии и тому подобное. В современном мире сложилась такая ситуация, когда на фоне избытка культивируемой в наше время или уже имеющейся на различных носителях и передаваемых из уст в уста информации человечество столкнулось с проблемой недостатка знаний. Уже давно стало истиной, что человек за свою жизнь, даже при интенсивном поглощении информации, даже по одному какому-то узкому профилю, не может усвоить даже малую толику того, что существует в мире. Науки стали подразделяться по все более узкому профилю, внутри наук стали появляться множество поднаук.
Человек, получая многогранную
информацию того, что было, что есть
и что предположительно будет, на
фоне возрастающего информационного
потока, появляющихся с каждым днем
все новых технических средств
получения, хранения и отправки информации,
немного теряется в выборе своего
пути информационного развития. Более
того, многие, можно сказать, поддаваясь
такому удивительному свойству мозга,
как сопротивление новой
На сегодняшний день, термин
«информационное общество»
Основную часть своей истории человечество прожило в обществе аграрного типа, где главным источником общественного богатства была земля и ее плоды. Этическим идеалом в аграрном обществе было следование заветам предков, вести себя необходимо было в соответствии с традициями, освященными религией. Культивировались незыблемость установленного Богом порядка вещей, верность каждого своему господину, удовлетворенность тем местом в обществе, которое отведено человеку с рождения.
Примерно в XIV—XV вв. в отдельных
европейских странах зародился, а затем
в течение нескольких веков распространился
по всему миру новый — буржуазный и капиталистический
общественный уклад. Основанный на торговле,
он постепенно привел к формированию мануфактурной
промышленности (XVII—XVIII вв.), а затем и крупной
машинной индустрии (XIX—XX вв.). Промышленность
вытесняла землю в качестве основного
источника общественного богатства. Преимущественно
аграрные страны стали проигрывать глобальную
конкуренцию тем странам, которые раньше
встали на путь индустриализации и успели
создать современную индустрию. Отныне
каждый волен зарабатывать и богатеть,
прежние сословные различия и аристократические
предрассудки и традиции более не актуальны.
Через механизм выборов в парламенты все
более широкие категории граждан постепенно
получают равные права на участие в политической
жизни, а через укрепление института независимых
судов — и на защиту своих гражданских
прав.
Это равенство, однако, носит преимущественно
внешний, формальный характер. Ему противостоит
экономическое неравенство, расслоение
общества на антагонистические классы —
правящий и подчиненный. Правящий класс
образуют собственники средств, производства
и иных экономических активов (прежде
всего индустрии — фабрик и заводов), подчиненный
класс — пролетариат, наемные рабочие,
лишенные средств производства и располагающие
только собственными рабочими руками.
Буржуазия контролирует не только экономику,
но и представительные учреждения, проводя
государственную политику в своих интересах
и противодействуя реализации на деле
формально провозглашенных прав широких
масс трудящихся.
При переходе к третьему типу
общества — постиндустриальному
В информационном обществе индустриальные
государства начинают проигрывать глобальную
конкуренцию тем, кто раньше вступил в
новую фазу общественного развития. Догматизированное,
«командное» мышление советского правящего
класса, непонимание им растущей роли
знания и новых способов его распространения
предопределили историческое поражение
советской экономики и советского общества.
Сумев в 30—50-х гг. XX в. осуществить ускоренную
индустриализацию, советская элита пропустила
качественный скачок, начавшийся в общественном
развитии Запада в 1960—1970-х гг., когда на
первый план вышло быстрое развитие информационных
технологий. СССР создал материальную
базу индустриального общества в виде
крупномашинной промышленности и даже
отдельных элементов постиндустриальной
инфраструктуры (огромный научный потенциал,
собственную электронную и компьютерную
промышленность, советский средний класс —
многочисленную инженерно-техническую
интеллигенцию). Но СССР был и остался
очень «простым» обществом, он не смог
выйти на новый уровень общественной сложности,
не решился так изменить свою общественную
организацию, чтобы превратить знание
в главную материальную силу экономики
и социума. Эту задачу приходится решать
уже новой России, возникшей в результате
распада СССР. В информационном обществе
доминирует не тот, кто владеет крупнейшей
военной силой или накопил наибольшие
богатства, а тот, кто владеет большими
объемами информации (знаний) и успешнее
применяет их. Благодаря научно-технической
революции знание, в том числе научное,
становится основой власти в информационную
эпоху, подчиняя себе и силу, и богатство.
Меняется и сам облик власти — отказываясь
от прямого и грубого господства, она принимает
более мягкие формы влияния и доминирования.
Исходя из прочитанного текста,
стоит отметить, что государство
всегда контролировало жизнь и взгляды
людей. Оно всегда диктовало, как
им жить, что делать, что кушать, куда
ходить и так далее. Если в аграрном
обществе все это происходило путем насильственных
методов и люди хотели бороться с этим,
но чувство страха побеждало в них это
желание. То, в информационном обществе,
людям стало выгодно, что за них все решают.
Они не хотят бороться с этим. Либо, мы
становимся, настолько глупы, что не видим
того, что государство строит нашу жизнь,
как им вздумается, и мы просто закрываем
на это глаза, либо власть действительно
умело манипулирует нами и нашим сознанием.
Основным инструментом воздействия манипулятивных триумвиратов на общество являются средства массовой информации. СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан». Однако сами СМИ вполне зависимы не только от своих читателей, на чьи интересы и вкусы они ориентируются, но и от позиции своих владельцев, своих главных редакторов, от узких групп людей, определяющих политику СМИ. И эти люди благодаря контролируемым ими каналам информации обретают огромную власть над обществом, власть, которой они обычно распоряжаются не в общественных, а в своих частных, личных, групповых интересах.
Сознавая это, правительства
всех стран пытаются тем или иным
образом контролировать СМИ. В одних
случаях это делается через ужесточение
законодательного регулирования сферы
СМИ, в других — через прямой государственный
контроль над телеканалами и газетами.
А иногда через скупку важнейших
СМИ близкими к правительству
бизнес-группами. Применяются и скрытое
размещение в газетах и на телевидении
заказанных правительством пропагандистских
материалов, и привилегированный
доступ к государственной информации
только лояльных правительству изданий
и каналов. Отказавшись от такого
вторжения в сферу свободы
СМИ, демократические правительства
рискуют лишиться общественной поддержки
в своих важнейших
Сегодня аудитория СМИ
неимоверно расширилась, прежде всего
благодаря телевидению. Этот вид
СМИ гораздо доступнее людям
как технически, так и финансово,
а самое главное — в культурном
отношении. Телевидение предлагает
больший спектр вариантов времяпрепровождения
на любой вкус. Оно не требует
предварительной подготовки восприятия,
специального образования, глубокого
включения в смысл наблюдаемого
зрелища.Телевидение развлекает зрителя,
образовывает его, вводит в курс дела
в стране и мире, формирует точку
зрения на важнейшие события и
идеи. Занимая все больше свободного
времени человека, оно зачастую лишает
его стимулов к общению с другими
людьми, снижает общественную активность.
Специальные исследования показали
связь между уровнем
В последние годы альтернативой телевидению по популярности, распространению и глубине воздействия на людей постепенно становится глобальная сеть Интернет. Уровень проникновения Интернета постоянно растет. Сегодня в Сети представлены почти все основные формы человеческой деятельности. Заходя в Сеть, мы разговариваем на особом виртуальном языке, сильно отличающемся от обычного, часто берем себе новые имена, ведем себя зачастую совсем не так, как в обычной жизни. В Сети распространены виртуальные деньги, действуют виртуальные церкви, совершаются виртуальные преступления. Секрет популярности Интернета — в его соответствии самому духу информационного общества. Этот дух состоит в максимально широком «горизонтальном», многостороннем общении и обмене информацией. Ведь по-настоящему новой интеллектуальной продукции, открытий, нового знания сегодня, как и во все предыдущие эпохи, производится не так уж много. Зато сейчас неизмеримо больше масштаб трансляции знаний, охват ими людей. Именно тотальное тиражирование и всеобщее распространение интеллектуальной продукции отличает информационное общество от его предшественников, где информация была предметом редкого и элитарного потребления. Наиболее успешен, востребован, информирован в современном обществе не тот, кто больше знает, а тот, кто больше общается, участвует в большем количестве коммуникаций. Информация отличается от знаний тем, что она актуальна, интересна и предназначена для текущего использования. Поэтому информация и необходима современному человеку, ценна для него. Люди действуют, используя информацию, но сама она при этом не растрачивается бесследно, а, напротив, только умножается. Ведь если два человека обменяются яблоками, то у каждого из них останется всего одно яблоко, а если они обменяются идеями, то каждый сохранит свою идею и приобретет новую. Поэтому общий объем информации в современном обществе постоянно возрастает.
Жизнь в информационном обществе стала намного проще для людей. Во второй половине XX в. мир начал переход к новому типу общественного строя — информационному. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Основой и главным источником богатства, силы, власти в информационном обществе становится знание. Меняется и сам тип власти — прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила убеждения. Ключевые политические игроки новой эпохи не правительства или партии, а средства массовой информации, неправительственные организации и отдельные личности — создатели новых смыслов, ценностей, стилей жизни.