Власть в информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:18, реферат

Описание работы

Существует множество видов систематизаций, классификаций и определений исторических эпох, которые прошло человечество, типов общественного устройства, финансово-экономических систем. За всю свою жизнь человечеству приходилось находить какие-либо способы для выживания при определенных жизненных обстоятельствах и природных условиях. Каждое новое поколение старалось приумножаться, как-то развиваться вне зависимости от того, в какой сфере общества они находятся. Прослеживая динамику развития и изменения человеческих ценностей, можно отметить, что политика по отношению к людям стала разумней и менее снисходительной.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Понятие «Информационное общество». Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества. Исторический очерк 5
Вывод по 1-ой главе 8
Глава 2 Нынешнее положение власти в современном обществе 9
Вывод по 2-ой главе 12
Общий вывод 1
Список литературы: 14

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 31.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат по философии

Тема: «Власть в информационном обществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1 Понятие  «Информационное общество». Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества. Исторический очерк 5

Вывод по 1-ой главе 8

Глава 2 Нынешнее положение власти в современном  обществе 9

Вывод по 2-ой главе 12

Общий вывод 13

Список литературы: 14

 

 

 

Введение

Существует множество  видов систематизаций, классификаций  и определений исторических эпох, которые прошло человечество, типов  общественного устройства, финансово-экономических  систем. За всю свою жизнь человечеству приходилось находить какие-либо способы  для выживания при определенных жизненных обстоятельствах и  природных условиях. Каждое новое поколение старалось приумножаться, как-то развиваться вне зависимости от того, в какой сфере общества они находятся. Прослеживая динамику развития и изменения человеческих ценностей, можно отметить, что политика по отношению к людям стала разумней и менее снисходительной. Если в аграрном обществе основной формой организации государства была монархия, а главным способом приобретения и удержания власти — прямое насилие, то в информационном обществе монархический строй исчезает и прямое насилие теряет значение главного пути к власти.

На современном этапе  происходит дежурный взрыв технологической  и мирной социальной революции —  становление информационного общества. На современном этапе развития человеческой цивилизации отчетливо прослеживается тенденция изменения приоритетов традиционно важных для развития государств и обществ ресурсов, в рамках которой на первый план выходит ресурс информационный.

Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) существенно изменяют не только то, как мы производим продукты и  услуги, но и то, как проводим досуг, реализуем свои гражданские права, воспитываем детей. Они имеют  решающее влияние на смены, которые  происходят в социальной структуре  общества, экономике, развитию институтов демократии и тому подобное. В современном мире сложилась такая ситуация, когда на фоне избытка культивируемой в наше время или уже имеющейся на различных носителях и передаваемых из уст в уста информации человечество столкнулось с проблемой недостатка знаний. Уже давно стало истиной, что человек за свою жизнь, даже при интенсивном поглощении информации, даже по одному какому-то узкому профилю, не может усвоить даже малую толику того, что существует в мире. Науки стали подразделяться по все более узкому профилю, внутри наук стали появляться множество поднаук.

Человек, получая многогранную информацию того, что было, что есть и что предположительно будет, на фоне возрастающего информационного  потока, появляющихся с каждым днем все новых технических средств  получения, хранения и отправки информации, немного теряется в выборе своего пути информационного развития. Более  того, многие, можно сказать, поддаваясь такому удивительному свойству мозга, как сопротивление новой информации, просто закрываются в своем собственном  мирке, впуская в информационное поле этого мирка лишь какую-то составляющую — политические, религиозные и  другие идеи. Такой человек живет  в неком самоограничении от всякой иной информации, полностью отторгая, а еще чаще игнорируя ее.

 

Глава 1 
Понятие «Информационное общество». Информационное общество — новая фаза в историческом развитии человечества. Исторический очерк

На сегодняшний день, термин «информационное общество» объединил  понятия постиндустриального общества, информационной и новой экономики, экономики знаний, общества знаний и др. Если посмотреть определение по толковому словарю, то вот что мы увидим: «Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания».

Основную часть своей  истории человечество прожило в обществе аграрного типа, где главным источником общественного богатства была земля и ее плоды. Этическим идеалом в аграрном обществе было следование заветам предков, вести себя необходимо было в соответствии с традициями, освященными религией. Культивировались незыблемость установленного Богом порядка вещей, верность каждого своему господину, удовлетворенность тем местом в обществе, которое отведено человеку с рождения.

Примерно в XIV—XV вв. в отдельных европейских странах зародился, а затем в течение нескольких веков распространился по всему миру новый — буржуазный и капиталистический общественный уклад. Основанный на торговле, он постепенно привел к формированию мануфактурной промышленности (XVII—XVIII вв.), а затем и крупной машинной индустрии (XIX—XX вв.). Промышленность вытесняла землю в качестве основного источника общественного богатства. Преимущественно аграрные страны стали проигрывать глобальную конкуренцию тем странам, которые раньше встали на путь индустриализации и успели создать современную индустрию. Отныне каждый волен зарабатывать и богатеть, прежние сословные различия и аристократические предрассудки и традиции более не актуальны. Через механизм выборов в парламенты все более широкие категории граждан постепенно получают равные права на участие в политической жизни, а через укрепление института независимых судов — и на защиту своих гражданских прав. 
      Это равенство, однако, носит преимущественно внешний, формальный характер. Ему противостоит экономическое неравенство, расслоение общества на антагонистические классы — правящий и подчиненный. Правящий класс образуют собственники средств, производства и иных экономических активов (прежде всего индустрии — фабрик и заводов), подчиненный класс — пролетариат, наемные рабочие, лишенные средств производства и располагающие только собственными рабочими руками. Буржуазия контролирует не только экономику, но и представительные учреждения, проводя государственную политику в своих интересах и противодействуя реализации на деле формально провозглашенных прав широких масс трудящихся.

При переходе к третьему типу общества — постиндустриальному, информационному, т. е. основанному не на силе или богатстве, а на информации, успех государства в информационную эпоху зависит не от технической возможности выпустить миллион телевизоров или построить тысячу военных кораблей — это научились делать многие. Гораздо важнее способность государства так организовать свою образовательную систему и научно-технологическую сферу, чтобы выдвигать и реализовывать новые научные, гуманитарные и технические идеи, создавать качественно новый и совершенный технологический продукт. Иными словами, быть лидером в инновациях. 
В информационном обществе индустриальные государства начинают проигрывать глобальную конкуренцию тем, кто раньше вступил в новую фазу общественного развития.  Догматизированное, «командное» мышление советского правящего класса, непонимание им растущей роли знания и новых способов его распространения предопределили историческое поражение советской экономики и советского общества. Сумев в 30—50-х гг. XX в. осуществить ускоренную индустриализацию, советская элита пропустила качественный скачок, начавшийся в общественном развитии Запада в 1960—1970-х гг., когда на первый план вышло быстрое развитие информационных технологий. СССР создал материальную базу индустриального общества в виде крупномашинной промышленности и даже отдельных элементов постиндустриальной инфраструктуры (огромный научный потенциал, собственную электронную и компьютерную промышленность, советский средний класс — многочисленную инженерно-техническую интеллигенцию). Но СССР был и остался очень «простым» обществом, он не смог выйти на новый уровень общественной сложности, не решился так изменить свою общественную организацию, чтобы превратить знание в главную материальную силу экономики и социума. Эту задачу приходится решать уже новой России, возникшей в результате распада СССР.  В информационном обществе доминирует не тот, кто владеет крупнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Благодаря научно-технической революции знание, в том числе научное, становится основой власти в информационную эпоху, подчиняя себе и силу, и богатство. Меняется и сам облик власти — отказываясь от прямого и грубого господства, она принимает более мягкие формы влияния и доминирования.

 

Вывод по 1-ой главе

Исходя из прочитанного текста, стоит отметить, что государство  всегда контролировало жизнь и взгляды  людей. Оно всегда диктовало, как  им жить, что делать, что кушать, куда ходить и так далее. Если в аграрном обществе все это происходило путем насильственных методов и люди хотели бороться с этим, но чувство страха побеждало в них это желание. То, в информационном обществе, людям стало выгодно, что за них все решают. Они не хотят бороться с этим. Либо, мы становимся, настолько глупы, что не видим того, что государство строит нашу жизнь, как им вздумается, и мы просто закрываем на это глаза, либо власть действительно умело манипулирует нами и нашим сознанием.  

Глава 2 
Нынешнее положение власти в современном обществе

Основным инструментом воздействия  манипулятивных триумвиратов на общество являются средства массовой информации. СМИ должны давать властям «обратную  связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать  их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность  «заговора правительства против граждан». Однако сами СМИ вполне зависимы не только от своих читателей, на чьи  интересы и вкусы они ориентируются, но и от позиции своих владельцев, своих главных редакторов, от узких  групп людей, определяющих политику СМИ. И эти люди благодаря контролируемым ими каналам информации обретают огромную власть над обществом, власть, которой они обычно распоряжаются  не в общественных, а в своих  частных, личных, групповых интересах.

Сознавая это, правительства  всех стран пытаются тем или иным образом контролировать СМИ. В одних  случаях это делается через ужесточение  законодательного регулирования сферы  СМИ, в других — через прямой государственный  контроль над телеканалами и газетами. А иногда через скупку важнейших  СМИ близкими к правительству  бизнес-группами. Применяются и скрытое  размещение в газетах и на телевидении  заказанных правительством пропагандистских материалов, и привилегированный  доступ к государственной информации только лояльных правительству изданий  и каналов. Отказавшись от такого вторжения в сферу свободы  СМИ, демократические правительства  рискуют лишиться общественной поддержки  в своих важнейших мероприятиях.

Сегодня аудитория СМИ  неимоверно расширилась, прежде всего  благодаря телевидению. Этот вид  СМИ гораздо доступнее людям  как технически, так и финансово, а самое главное — в культурном отношении. Телевидение предлагает больший спектр вариантов времяпрепровождения  на любой вкус. Оно не требует  предварительной подготовки восприятия, специального образования, глубокого  включения в смысл наблюдаемого зрелища.Телевидение развлекает зрителя, образовывает его, вводит в курс дела в стране и мире, формирует точку  зрения на важнейшие события и  идеи. Занимая все больше свободного времени человека, оно зачастую лишает его стимулов к общению с другими  людьми, снижает общественную активность. Специальные исследования показали связь между уровнем распространения  телевидения и насыщенностью  общественной жизни в отдельно взятом местном сообществе. Телевидение превращает политику в яркое шоу, заставляя телезрителей выбирать наиболее симпатичного им кандидата или партию, как они привыкли выбирать спортсмена, за которого «болеют», или актера в телефильме. Став главным средством массовой информации, телевидение приобрело целый ряд не свойственных другим СМИ функций и ролей. Телевидение производит смыслы, образы, оно создает новые для людей понятия и целый язык, на котором учит людей распознавать и понимать жизнь. Оно предлагает людям модели, стандарты, примеры поведения; оно управляет зрительскими увлечениями, стилем жизни, модой; оно дает образцы и принципы для сравнения, учит понимать других людей, помогает планировать и строить свою жизнь. Таким образом, телевидение стало из просто разновидности СМИ важнейшим, базовым социальным институтом, влияние которого прослеживается на всех сторонах жизни общества.

В последние годы альтернативой  телевидению по популярности, распространению  и глубине воздействия на людей  постепенно становится глобальная сеть Интернет. Уровень проникновения Интернета постоянно растет. Сегодня в Сети представлены почти все основные формы человеческой деятельности. Заходя в Сеть, мы разговариваем на особом виртуальном языке, сильно отличающемся от обычного, часто берем себе новые имена, ведем себя зачастую совсем не так, как в обычной жизни. В Сети распространены виртуальные деньги, действуют виртуальные церкви, совершаются виртуальные преступления. Секрет популярности Интернета — в его соответствии самому духу информационного общества. Этот дух состоит в максимально широком «горизонтальном», многостороннем общении и обмене информацией. Ведь по-настоящему новой интеллектуальной продукции, открытий, нового знания сегодня, как и во все предыдущие эпохи, производится не так уж много. Зато сейчас неизмеримо больше масштаб трансляции знаний, охват ими людей. Именно тотальное тиражирование и всеобщее распространение интеллектуальной продукции отличает информационное общество от его предшественников, где информация была предметом редкого и элитарного потребления. Наиболее успешен, востребован, информирован в современном обществе не тот, кто больше знает, а тот, кто больше общается, участвует в большем количестве коммуникаций. Информация отличается от знаний тем, что она актуальна, интересна и предназначена для текущего использования. Поэтому информация и необходима современному человеку, ценна для него. Люди действуют, используя информацию, но сама она при этом не растрачивается бесследно, а, напротив, только умножается. Ведь если два человека обменяются яблоками, то у каждого из них останется всего одно яблоко, а если они обменяются идеями, то каждый сохранит свою идею и приобретет новую. Поэтому общий объем информации в современном обществе постоянно возрастает.

 

Вывод по 2-ой главе

Жизнь в информационном обществе стала намного проще для людей. Во второй половине XX в. мир начал переход к новому типу общественного строя — информационному. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Основой и главным источником богатства, силы, власти в информационном обществе становится знание. Меняется и сам тип власти — прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила убеждения. Ключевые политические игроки новой эпохи не правительства или партии, а средства массовой информации, неправительственные организации и отдельные личности — создатели новых смыслов, ценностей, стилей жизни.

Информация о работе Власть в информационном обществе