Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:56, доклад
Деструктивные религиозные организации (объединения), тоталитарные секты — это социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре и т. п.
Мамедова Айнур
Студентка гр 108032-11
Влияние деструктивных сект на личность
В последнее десятилетие наше
общество столкнулось с проблемой,
появившейся на Западе еще 20–25 лет
назад: интенсивное и массовое освоение
асоциальными личностями такой сферы
для преступной деятельности, как
психика и душа человека.
Организуются различные группы, которые
обещают своим приверженцам духовные,
социальные, материальные блага в обмен
на полное подчинение идеологии и дисциплине
такой группы и поклонение ее лидеру.
Человек, попавший в подобную ловушку,
за короткое время превращается в безвольный
инструмент удовлетворения параноидально-маниакальных
амбиций лидера культа и его ближайшего
«придворного» окружения. У жертвы полностью
подавляется личностная идентичность,
разрушаются все социальные связи. В зарубежной,
прежде всего американской, литературе
это явление обозначается понятием «деструктивные
культы». Деструктивные религиозные
организации (объединения), тоталитарные
секты — это социально-институциональные
новообразования современной религии,
деятельность которых содержит элементы
психического и (или) физического насилия,
действующие в оппозиции к традиционной
религиозности и в разной степени разрушительно
по отношению к естественному, гармоничному
состоянию личности, а также к созидательным
общественным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре и т. п.
Деструктивной, то есть опасной и разрушительной для личности, группу делают не заявляемые ею открыто религиозные, политические или «психотерапевтические» концепции (хотя и в них можно найти немало опасных элементов), а многоуровневый обман и психологическое насилие. Преступный характер деструктивных культов в своей основной (подводной) части хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными событиями, как гибель 923 человек, членов Народного храма, в Гайане в 1978 году, 88 сожженных приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США) в 1993 году, 53 сожженных адепта Храма Солнца в Швейцарии и Канаде в 1994 году, едва не состоявшееся массовое самоубийство «белых братьев» в Киеве осенью 1993 года, 11 жертв и 5000 пострадавших от газовой атаки секты Аум синрике в Токио в 1995 году.
Почему люди вступают в
секты: тактика культов.
Членство в деструктивном культе является
результатом двух взаимодействующих сил:
тактики, которой пользуются культы, чтобы
вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать
культистов, и личной уязвимости потенциального
новичка. Вербовщики культа чаще всего
обращаются к тем, кто находится в данный
момент в непривычном, неустойчивом или
неприятном социальном и психологическом
положении.
Это могут быть люди на отдыхе (отпуск,
путешествие, места развлечений), студенты
вузов (особенно первый и последний годы
учебы), пожилые люди (недавно ставшие
пенсионерами или оказавшиеся в длительном
одиночестве), наивные подростки с их кризисом
самоопределения, любой человек, переживающий
какой-то стресс (болезнь, смерть близких,
развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные,
из которых все, вероятно, испытывают потребность
в дружественности, сердечности и ищут
установления связей.
Особую группу риска составляют личности,
занятые интенсивными духовными поисками,
стремящиеся к «полной и абсолютной Истине»
(часто понимаемой как простые и однозначные
ответы на сложные вопросы), а также индивиды
с художественным складом мышления. В
целом же можно сказать, что при некотором
стечении обстоятельств жертвой манипулирования
со стороны деструктивных культов может
оказаться, хотя бы и ненадолго, любой
человек.
Тактики вербовки.
В брошюре Американского
* Это самый дружественный человек, какого
вы когда-либо встречали.
* Это человек, слишком заинтересованный
в том, что и вам, как он выяснил, нравится
делать.
* Тот, кто осыпает вас комплиментами и
похвалами и хладнокровно оценивает, что
с вас можно взять: энтузиазм, энергию,
физическую или интеллектуальную силу,
деньги, квартиру и т.п.
* Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.
Коль скоро предполагаемый клиент выглядит
восприимчивым, вербовщик предпринимает
преднамеренную, рассчитанную попытку
вовлечь его в беседу, разжечь его интерес.
Обращение в полного приверженца.
Цель обращения в
Хотя специфические средства могут варьироваться
от группы к группе, существует ряд общих
тактических приемов, используемых деструктивными
культами, чтобы добиться обращения. Некоторые
из них включают: контроль времени и деятельности
(поведения), информационный контроль,
манипуляция языком, отучивание от критического,
рационального мышления; обучение методикам,
вызывающим транс; исповедальные сессии,
групповое давление.
В заключении следует подчеркнуть, что деструктивные секты в настоящее время представляют серьезную социальную опасность. Проблема требует дальнейшего всестороннего изучения и реализации квалифицированных подходов в области предупреждения вовлечения в секты и оказания помощи лицам, повергающимся индоктринированию (индоктринация - обучение кого-либо доктрине, без включения критического восприятия). Максимальная информированность населения об этой опасности и особенностях происходящего с вовлеченными в секты необходима как предварительное условие мобилизации общественности для организации эффективного противодействия деятельности деструктивных сект.
Литература