Влияние интернета на развитие науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Целью статьи является рассмотрение структуры, возникающей в сети Интернет по поддержке и обеспечению производства научного знания.
Нужно отметить, что возникающая научно-исследовательская инфраструктура Интернет не является массовой и доступной для каждого ученого, но, по данным голландских ученых, уже 28% объемов исследований в мире осуществляется с использованием цифровых хранилищ

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 17.51 Кб (Скачать файл)

Целью статьи является рассмотрение структуры, возникающей в сети Интернет по поддержке и обеспечению производства научного знания.

Нужно отметить, что возникающая  научно-исследовательская  инфраструктура Интернет не является массовой и доступной для каждого ученого,  но, по данным голландских ученых, уже 28% объемов исследований в мире осуществляется с использованием цифровых хранилищ

Изучению динамики современной  науки под влиянием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) посвятили свои работы Д. Реутен, А. Сзалай, Дж. Грей, М. Нетвич,  которые предложили рассматривать этапы развития научных исследований в зависимости оторганизационных составляющих процесса, возрастания объемов данных и методологических аспектов, соответственно.

Концепция «сервис-ориентированной науки (Service-Oriented Science)» подчеркивает важность использования сервис-ориентированной архитектуры для научной деятельности. Все больше научных коммуникаций осуществляется благодаря информационным инструментам, доступным как сервисы, к которым ученые обращаются без необходимости знания их внутренней работы. Сервис-ориентированная наука означает изменения в научной деятельности, главным образом, в научных продуктах, которыми по данной концепции могут быть и Веб-сервисы, и Веб-порталы, и базы данных, и метакаталоги. Сервис-ориентированная наука фиксирует такую стадию трансформации науки, в которой продукты науки и техники видоизменяются через статические артефакты (статьи, данные) к включающим в себя более динамичные результаты продуктам (сетевым моделям, конструкциям, инструментам, сервисам). В настоящее время некоторые ученые «публикуют» свои вычислительные модели и технические проекты как сервисы со стандартным интерфейсом, которые могут быть доступны всем пользователям. Более широко возможности сервис-ориентированной науки демонстрируются в астрономии, биологии и ядерной физике.

Понятие «Наука 2.0 (Science 2.0)» часто употребляют как синоним сервис-ориентированной науки. «Наука 2.0» - это технологическая версия обеспечения науки, созданная прогрессивным применением распределенных вычислительных технологий и распределенных технологий хранения данных

Сторонники подхода «Открытой  науки» (Open Science) считают, что открытый обмен информацией, доступный в сети между исследователями, имеет основополагающее значение для науки, для увеличения скорости исследований и роста признания ученых. Сутью концепции«Открытой науки» является обмен информацией между исследователями, который охватывает ряд инициатив с целью удаления препятствий для доступа к данным и опубликованным документам, использование цифровых технологий для более эффективного распространения результатов исследований.

Научно-исследовательскую  инфраструктуру Интернет можно рассматривать  как составную часть виртуальной (сетевой,  онлайновой, цифровой)  научно-исследовательской инфраструктуры. Под научно-исследовательской инфраструктурой Интернет понимают условия, необходимые ученым для совместного использования распределенных вычислительных, технических ресурсов и инструментов, включающее в себя совокупность индивидуальных, коллективных, национальных и глобальных технологических инициатив

Для ученых и научных сообществ  Интернет-блоги предоставляют неограниченное число возможностей. Основной является возможность интерактивной коммуникации. Интернет-блоги являются гетерогенной средой для обмена научными мнениями, создания рабочей группы дляучастия в специализированных конференциях, семинарах, форумах, конгрессах и совместных публикациях в научных журналах. Еще один положительный момент использования Интернет-дневников может объясняться тем, что это достаточно эффективный и быстрый способ получения эксклюзивной и свежей информации (конкретные факты, эмоции, субъективные мнения, комментарии, ссылки на информацию). В Интернет-блогах можно обнаружить важную политологическую, социологическую и психологическую информацию, т. е. Интернет-блоги являются актуальным полем для научных исследований, проводимых психологами, социологами, политологами, философами. Более того, Интернет-блоги раскрывают себя как пространство для сетевой коллективной деятельности, для коллективного экспромта, брэйн-штурма, генерирования идей. Некоторые Интернет-блоги можно рассматривать как особый жанр научной публицистики.

Развивающиеся страны все  больше рассматривают общенациональные сети как важный способ развития своих  научных институтов, для формирования которых необходимо найти ресурсы  для объединения в сеть отечественных  университетов друг с другом, а  затем и с зарубежными университетами. Например, сканирование электронным  микроскопом - инструментом, использующим элементарные частицы (электроны) для  получения изображения – является слишком дорогим инструментом для  каждого отдельного университета. Но при подключении этих микроскопов  к высокоэффективной сети пользователи получают возможность управлять  микроскопом на расстоянии и исследовать  образцы с помощью качественного  цифрового изображения.

Исследовательские сети в  Интернете создаются и используются с двумя целями. Во-первых, для  обеспечения сотрудничества ученых и открытого доступа к исследовательским  инструментам и сервисам, базам данных, вычислительным ресурсам. Во-вторых, для  апробации и внедрения новых  технологических стандартов и сетевой  инфраструктуры на базе Интернет. 

Важное направление применения сетевых технологий в науке —  организация работы виртуальных  исследовательских лабораторий, которые  позволяют привлекать ученых из разных стран мира для проведения исследований непосредственно в своих лабораториях с последующим обменом информацией  через компьютерную сеть. 

Интернет-конференция - это  разновидность электронной конференции или онлайн-конференции, которая является дискуссионной Интернет-площадкой, на которой в определенное время размещаются выступления участников. Желающие могут получать тексты, аудио-видеозаписи выступлений и участвовать в дискуссии по электронной почте. Характерными признаками сетевых конференций являются: сходство с научной конференцией в ее неформальной части, дистантность, особая конвенциональность и наличие фиксированных правил общения, тематические подразделения, фиксация всех «следов» деятельности ученого. Фактически нерешенным на сегодняшний день является вопрос об электронной публикации и об авторском праве на нее. 

Что касается дисциплинарного  различия при использовании научных  сервисов и Интернет-технологий, то естественные науки в силу своей специфичности (командные проекты, работа с огромными объемами данных, сложные вычислительные задачи) используют научно-исследовательскую инфраструктуру Интернета более эффективно, а гуманитарные дисциплины придерживаются «догоняющей стратегии».

Но чем больше научно-исследовательские  инициативы в Интернете включают в себя все более широкий спектр дисциплин, дисциплинарных границ и  параметров, то тем становится яснее, что доверие и связанные с  этим этические ценности будут решающими  факторами в долгосрочной жизнеспособности и устойчивости научно-исследовательской  инфраструктуры Интернета. Это предполагает необходимость исследования восприятия доверия и выявления факторов, которые способствуют развитию доверия  к научно-исследовательской инфраструктуре Интернета и к инструментам, вовлеченным  в эту практику.

Таким образом, возникновение, становление и развитие научно-исследовательской  инфраструктуры Интернет заставляет мировое  научное сообщество пересмотреть сущность эпистемической инфраструктуры и парадигму производства научного знания, обратить внимание на формирование качественно новых способов передачи, использования и получения научных данных и информации, проведения научных исследований.


Информация о работе Влияние интернета на развитие науки