Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:45, реферат
Вольтер(1694-1778)- глава французских просветителей. Был вдохновителем и воспитателем этого могучего поколения мыслителей – революционеров.
Просветители называли его своим учителем. Разносторонняя деятельность: философ. Поэт, драматург, политический деятель, замечательный публицист. Он сумел сделать идеи Просвещения достоянием масс.
Вольтер «Кандид»
Вольтер(1694-1778)- глава
французских просветителей. Был
вдохновителем и воспитателем этого
могучего поколения мыслителей –
революционеров.
Просветители называли его своим учителем.
Разносторонняя деятельность: философ.
Поэт, драматург, политический деятель,
замечательный публицист. Он сумел сделать
идеи Просвещения достоянием масс. К его
мнению прислушивалось общество. В 1717
попав в Бастилию. Причина – сатира «В
царствование мальчика», разоблачающая
нравы. Царящие при дворе. В тюрьме работал
над эпической поэмой о Генрихе4 и трагедией
«Эдип». Филипп Орлеанский, «желая приручит
Вольтера», удостоил его награды, пенсии
и любезного приема во дворце. Оппозиционные
настроения в поэме «Лига»( первый вариант
будущей «Генриады»). Вольтер был блестящим
популяризатором идей Локка и Ньютона.
Он поселился надолго у своей приятельницы
маркизы дю Шатле в старом уединенном
замке Сирей. Вольтер пишет труды по истории,
сочинения по математике и философии,
трагедии и комедии. Поэма « Орлеанская
девственница», трагедия «Магомет», «Меропа»,
комедии «Блудный сын», «Нанина», философ
повесть «Задиг» и др.
В Фернее был устроен домашний театр, ставились
пьесы Вольтера. В них участвовал сам автор.
Он присутствовал на последней своей трагедии
«Ирина», актеры вынесли на сцену мраморный
бюст Вольтера, увенчанный лавровым венком.
Казалось, что даже в старости силы не
оставляли его, он хотел творить. Начинает
работу над трагедией «Агафокл». Но он
скончался 30 мая 1778.
Вольтер – мастер художественного слова.
Ставил практические цели: воздействовать
на умы посредством искусством и, создав
новое общественное мнение, содействовать
совершению социального переворота. Опроверг
теорию классицистов о вечности идеала
прекрасного. У него были восторженные
чувства по отношению к Корнелю и Расину.
Его привлекала драматургия Шекспира,
ибо в ней отражалась сама жизнь во всех
ее суровых и действительных положениях,
в напряженных конфликтах. Вольтер был
воспитан в традициях классического театра,
с детства привык к изысканной вежливости
и галантности. С своей драматургии он
пытался осуществить своеобразное сочетание
положит сторон шекспировской и классической
драматургии. Поэтическое наследие Вольтера
разнообразно по жанрам. Он писал эпические,
философ, героико – комич поэмы, полит
и филос оды, сатиры, эпиграммы, стихотворные
новеллы и лирические стихи. Везде оставался
борцом и просветителем.
Философские повести характерны для позднего
периода его творчества. Повесть «Микромегас»,
рассказывающая о появлении на нашей планете
двух космических пришельцев. В наши дни
эта тема космического путешествия в произведении,
написанном так давно, кажется неким предсказанием.
Вольтер меньше всего думал о научной
фантастике. Жители Сириуса и Сатурна
понадобились ему лишь для «освежения»
читательского восприятия, – прием, которым
он пользовался в каждой своей философ
повести. В этой повести мы смотрим на
наш мир глазами пришельцев. Здесь рассуждения
о гносеологических проблемах, о системе
восприятия, об ощущениях, здесь поставлены
этические проблемы. Главная мысль сводится
к тому, что люди не умеют быть счастливыми,
что они ухитрились свой крохотный мир
сделать полным зла, страданий и несправедливости.
Земля – это лишь комочек грязи, маленький
муравейник.
В 1758 пишет свою лучшую повесть «Кандид,
или Оптимизм» ( «Что такое оптимизм?»
– «Увы, – сказал Кандид, – это страсть
утверждать, что все хорошо, когда в действительности
все плохо»). Лейбниц развил учение о мировой
гармонии. Добро и зло оказались в его
понимании равно необходимыми и как бы
уравновешивали друг друга. Но вот в 1755
землетрясение разрушило город Лиссабон.
В поэме «О гибели Лиссабона»1756 Вольтер
заявил, что отказывается от признания
«мировой гармонии» и от оптимизма Лейбница.
Развенчанию этой теории и посвящена поэма
«Кандид». Безносый Панглос, гонимый, терзаемый,
избиваемый, едва не повешенный, едва не
сожженный, чудом спасшийся и снова бросаемый
в море бед, вечный образец слепой благодушной
глупости, проповедует оптимизм. Простодушный
и наивный Кандид не решается подвергнуть
сомнению проповедь своего учителя. Он
готов верить Панглосу. Мир фактов ниспроверг
и разбил вдоебезги теорию Панглоса. Однако
что же теперь делать? Вольтер не дает
конкретных рекомендаций, он лишь заражает
читателя идеей о несовершенстве мира.
Вольтер был оптимизмом, но в другом смысле
– верил в совершенствование человека
и всех его институтов. Важное место в
его повести занимает описание идеального
государства Эльдорадо. В нем нет монархов,
тюрем, там никого не судят, нет тирании,
все свободны. Вольтер прославил невинность
и благоденствие жителей утопической
страны. Но при этом Эльдорадо – вполне
цивилизованная страна. Там есть великолепный
дворец наук, «наполненный математическими
и физическими инструментами». Повесть
создавалась тайно в 1758.
Философские повести Вольтера построены
в большинстве случаев в виде сменяющихся
путевых картинок. Его герои совершают
вынужденные или добровольные странствия.
Они видят мир во всем его многообразии,
различных людей. В философской повести
Вольтер не стремился к всестороннему
изображению характеров, – это не входило
в его задачи. Главное для него – целеустремленная
и последовательная борьба против враждебных
ему идей, против мракобесия и предрассудков,
насилия и угнетения. Повести немногословны.
Каждое слово несет в себе большую смысловую
нагрузку.