Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:37, реферат
Хосе Ортега-и-Гассет1 (1883-1955) - испанский философ и социолог, родился 9 мая 1883 года в Мадриде в семье известного литератора Ортеги-и-Мунита. Занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом. Ортега-и-Гасет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к до-научным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной «любви к мудрости».
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Одновременно происходит полный упадок, который связан с неопределённостью XX века. Эпоха в растерянности среди изобилия возможностей, её жизненные силы убывают. Превосходным среди других считает себя XX, он уверен в своих способностях, но не имеет представления о том, что ему следует творить. Являясь хозяином всего мира, он не является таковым по отношению к себе. И вместо того, чтобы использовать в полную силу все свои ресурсы, эпоха предпочла просто плыть по течению.
Вывод, вытекающий из четырёх характеристик: упадка нет, он возможет при убывании жизненной силы. Возможно, признать лишь частичный упадок, затрагивающий второстепенные элементы истории, культуры, нации.
5. Статистический факт
Х.Ортега-и-Гассет пытается поставить диагноз эпохе, характеризуя её отсутствием в современном обществе ориентации на прошлое и при этом необходимостью создания собственной судьбы. Опираясь на прошлое можно предостеречь себя от ошибок, но никак не определиться, что делать в дальнейшем.
Если посмотреть с другой стороны, то жизнь складывается из обстоятельств и решений. Обстоятельства же лишь дилемма, с которой человек справляется сам, за счёт своего характера. Решение зависит от характера общества, иначе говоря, от типа людей, которые в нём преобладают. В наше время преобладает массовый человек, и он выносит решения. Ранее массы присоединяются к решению меньшинства, представляющего свои «программы» общественной жизни, а массы должны были поддержать готовый проект.
Вид решения исходящий от массового человека. В руках человека массы большая сила, не подразумевающая оппозиций. Правительство живёт без жизненной программы, оно никуда не идёт, так как не знает куда. Проблемы не разрешаются, а откладываются. Власть масс всемогуща и эфемерна, она плывёт по течению.
Появление массового человека связано с ростом населения, причём очень быстрым, что не даёт возможности в достаточном мире приобщиться к традиционной культуре. Новые люди успели научиться поверхностным знаниям: умение пользоваться современной аппаратурой и инструментами, но они не поняли исторических задач и обязанностей, им ничего не говорили о духе. Особенность правления масс такова, что сближает их представление о мире с первобытным раем без следов прошлого, без унаследованных сложных, традиционных проблем.
Восставшие массы угрожают принципам, которым они обязаны жизнью. Изобилие возможностей сменится всеобщим недостатком. Следовательно, необходимо изучить «человека массу», в котором скрыты как положительные, так и отрицательные возможности.
Предчувствие перемен: в течении XIX века виднейшие философы предчувствовали изменение общества7. Гегель: «Массы двинулись вперёд!»; Огюст Конт: «Без новой духовной силы наш век – век революций – придёт к катастрофе!»; Ницше: «Я вижу растущий прилив нигилизма».
Выделяются следующие этапы возникновения массы:
XIX век радикально изменил человеческие судьбы, создав новый фон и открыв новые возможности для современного человека. Выделяются следующие факторы, повлиявшие на открытие нового мира:
Экспериментальную науку и индустриализацию можно объединить под названием «техники».
Все эти явления появились в XVIII веке, а век XIX привёл их в жизнь. Люди этих столетий были тождественны, они роднились общим ощущение гнёта, трудности и опасности жизни.
Новый человек ни к чему ее принуждается, ему не приходит в голову, что все блага созданы большим усилием гениальных людей. «Ещё меньше он подозревает о том, что без дальнейших усилий этих людей великолепное здание рассыплется в самое короткое время».
Основные психологические черты человека массы:
Основные черты характера формируются под влиянием впечатлений получаемых извне. Душу формирует впечатление о неограниченных возможностях, безопасности, полной независимости. Впечатления превращаются во внутренний голос, который определяет общее ощущение жизни: «Жить – значит не встречать ограничений; поэтому смело делай всё, что хочешь, нет невозможного, нет опасного, нет ни высших, ни низших».
Отношение человека массы и человека элиты к авторитету:
С течением времени значение слова «благородство» исказилось. Большинство стало понимать его, как наследственную, кровную аристократию. Оно превратилось в подобие «всеобщего права», не требующего личных усилий и присваивающееся автоматически. Истинным смыслом благородства является проживание напряжённой жизни, с полной готовностью к новым достижениям. Благородство – полная противоположность косности, которая сковывает человека, пока не вмешается какая-либо внешняя сила.
Современный человек массы гораздо сильнее, чем он был прежде. Он стал непокорным. В скором времени массы могут принципиально стать неуправляемыми и только тогда смогут уступить и подчиниться элите, но не смогут слушать её и идти за ней.
Эти последствия легче всего увидеть в политической деятельности. Ошибки в политике следуют из тупости моральной, интеллектуальной. Выявив политические особенности масс, станет более понятен их характер и определены черты.
Замкнутость души человека, когда перед ним открыт весь мир, в котором неограниченное количество возможностей – главная причина восстания масс. Большинство довольствуется своим умом, хотя берёт свои идеи из уже готового запаса, что указывает на интеллектуальную закоснелость.
Существует различие, которое разделяет глупых и мудрецов:
Элита никогда не уверенна в своём совершенстве. Она знает, как сделать глупость, поэтому всячески старается её избегать. Глупец никогда в себе не сомневается, он тщеславен и всегда спокоен. Замкнутость души не даёт ему сравнить себя с другими и увидеть своё несовершенство.
Человека массы нельзя назвать совершенным глупцом. Сегодня он гораздо умнее и способнее, чем были его предшественники, но это не играет существенной роли. Осознавая, что у него есть определённый запас идей о том, что происходит в мире, причём мысли его абсолютно ограничены, человек не видит смысла развиваться дальше и слушать других.
Являясь приверженцами чужих
идей, массы не становятся культурными,
так как они не стремятся к
истине. Человек масс отвергает
какую-либо высшую инстанцию и систему
норм. Нормы же опора культуры, что
автоматически исключает и
Человек масс открыл в себе возможность мыслить, однако он не имеет предрасположенности к идейному творчеству. Следовательно, его идеи – это всего лишь его желания, облеченные в словесную форму. Для того чтобы создать идею нужно верить в хоть какие-то условия её существования, например в разум или в мир идей. Создавая идеи или составляя мнения, люди обращаются к высшим инстанциям, приобщаются к диалогу – высшей форме общения, которая способствует обсуждению новых идей. Но большинство не воспринимает подобную инстанцию и отказывается от неё, что приравнивается к отказу от культурной жизни, основанной на системе норм и возвращению к варварскому существованию. Всё это приводит к замкнутости души, которое подталкивает людей к вмешательству во всю общественную жизнь.
Восстания масс, как и сама эпоха – двусмысленны и предстают в двух аспектах. Подобная двойственность характерна для самой действительности, так как она имеет в исходе две возможности и плохого, и хорошего.
Восстание масс способно привести к катастрофе. Причиной этому является сама жизнь, сущность которой сама по себе опасна.
По мнению Шпенглера8, за веком «культуры» следует век «цивилизации». Вместе с последним приходит и техника, которая имеет свойство развиваться даже тогда, когда интерес к науке угасает. Х.Ортега-и-Гассет, выражая не согласие, что техника и наука - равнозначны. Если человек перестаёт думать о науке бескорыстно – она угасает. Если же люди перестают интересоваться техникой, рано или поздно она прекращает своё существование, так как с помощью техники жизнь идёт своим чередом, но без неё она останавливается. Наука и масса взаимно необходимы друг другу, в противном случае – гибель. Кризис данной ситуации заключается в полном отсутствии интереса масс к благам, которые предоставляются наукой.
Люди должны обращаться к истории. Накопление опыта прошлого и анализ событий помогает избежать ошибок прошлого.
Типичным проявлением регресса и антиисторизма является большевизм и фашизм. Подобные явления характерны для масс, так как они свидетельствуют об отсутствии исторического чутья и короткой памяти. Это возвращение к давно пережитому, архаичному.
Заурядный человек решил прийти к власти, хотя сам до этого руководствовался другими людьми, то есть элитой. Изучая социальную характеристику масс можно выделить следующие черты:
Подобные черты более характерны для варвара, дикаря или же избалованного ребёнка. Он не признаёт за собой никаких прав или обязанностей и не испытывает чувства благодарности за все достижения. Эта неуравновешенность искажает человека и его структуру в целом. Она отрывает его от подлинной жизни, в которой находит место опасность и неопределённость. «Человек самодовольный», появившись на свет, считает своим предназначением делать всё в своих интересах и не делать что-либо в серьёз. Подобная психология характерна для «маменькина сынка», так как данные поступки в типичной семейной обстановке проходят безнаказанно. Всё что человек делает, он делает наигранно, так как не верит в подлинную трагичность, разыгравшуюся на сцене цивилизации.
Человека массы стремится
уклониться от встречи с тем, чему
суждено случиться, пытается обыграть
свою судьбу. В искусстве это находит
отражение в процветании
Не смотря на оригинальность современного мира, он тесно связан со своим прошлым. Так в III веке до н.э., в эпоху расцвета Средиземноморья, появляются циники. Их задачей было разложение эллинизма. Не трудясь и не творя, они саботировали цивилизацию того времени. Циник занят тем, что отрицает всё, что связано с его цивилизацией, так как уверен в её прочности.