Восток и Запад диалог культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Оценка учеными и философами Запада и Востока……………………5
2. Противоречия и сходства Восточной и Западной цивилизации…….10
3. Россия в диалоге западной и восточной культур……………………..17
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………...21

Файлы: 1 файл

3 - философия+.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

Тема Восток и  Запад диалог культур

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Оценка учеными и  философами Запада и Востока……………………5

2.  Противоречия и сходства Восточной и Западной цивилизации…….10

3. Россия в диалоге  западной и восточной культур……………………..17

Заключение…………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Разделение культур на западные и восточные подразумевает  не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов  познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно-экономических и политических структур.

 Восток и Запад такое  разделение, конечно, условно для  культурологии. Это одни из  главных культурных и духовных  центров в мире. Многие так  и разделяют культуру на «Восточную» и «Западную». Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную» или «Западную» модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. В наше время стремительного роста модернизации и даже постмодернизации трудно сказать европеизируется ли Восток, а Запад наоборот, интересуется им, или они различны, и не понять им друг друга.

 Под Востоком понимается  культура таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские  страны, а под Западной цивилизацией  страны Западной Европы и США.

Культуры Запада и Востока  во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.

 Конечно, восточная  цивилизация была и остаётся  более устойчивой, предстаёт как  сплошная линия. Восточная культура  очень гибкая, в ней основы  цивилизации оставались и остаются  незыблемыми. 

 Западная культура  представляет собой культуру, ориентированную  на динамический образ жизни,  ценности технологического развития, совершенствование общества и  культуры, бурное развитие всех  сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась  вперёд как бы рывками, которые  несли с собой крушение старой  системы ценностей, политических  и экономических структур. Новые  веяния разрушали некоторые устои  цивилизации. 

 Восток, во многом в  противоположность Западу являет  собой воплощение спокойствия,  непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).

 Западный человек,  в отличие от человека Востока  имеет другой менталитет, другие  взгляды на жизнь, природу,  бытность и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оценка учёных и философов Востока и Запада

 

Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского  временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по XVII в. н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.

В центре внимания учёных востоковедов находились история и культура восточного народа, Китай, Индия, и арабо-мусульманский  мир. В ХIХ в. были открыты следы  древних цивилизаций Ближнего Востока, в ХХ в.- древнейшая цивилизация в  Южной Индии. В общих трудах, созданных  классиками востоковедения Г. Масперо, Эд. Мейером, Б.А. Тураевым, главное внимание уделялось описанию и характеристике культурной, религиозной и политической истории древних цивилизаций. Широкое распространение получила концепция феодального характера древневосточных обществ. В трудах советских историков (В.В. Струве, В.И. Авдиев, Б.Б. Пиотровский, М.А. Коростовцев, И.М. Дьяконов) была разработана концепция рабовладельческого общества.

 В философско-историческом  осмыслении (Гегель, Соловьёв) Восток  представлялся в качестве первой  исторической ступени всемирного  развития человечества («деспотия», «свобода одного» как первый  шаг к свободе у Гегеля, символ  «бесчеловечного Бога» у Соловьёва). В теориях замкнутых культур  и локальных цивилизаций (Данилевский,  Шпенглер, Тойнби) линейная историческая  схема была отброшена и казавшийся (на европейском фоне) более или  менее единым Восток предстал  своего рода «россыпью» самобытных  культурно исторических образований.  В современных типологических  схемах, восходящих к Веберу, китайская,  индийская и ближневосточная  цивилизации были осознанны в качестве основных и самостоятельных форм культуры и общества – наряду с европейской, создавшей в экономике, социальной и политической сферах, в области духовной культуры такое своеобразие, которое выводит Запад за рамки общецивилизованной «нормы» присутствующей при всех модификациях в обществах и культурах Востока.

 Это привело к существенному  переосмыслению самой парадигме  «Восток-Запад». Место представления  об их взаимной диалектической  связи (как единства противоположностей) заняло теперь представление  о традиционности (нормальности) цивилизаций  востока и отклонений от традиции  европейского (западного) способа  цивилизационно-исторического существования. 

 Согласно этой точке  зрения, именно «Восток» в широком  смысле слова, стал колыбелью  мировой цивилизации и человеческой  культуры. Для всех его локальных  социокультурных образований было  характерно стремление к сохранению  «веками выработанной жёсткой  нормы» устойчивого социального  порядка и сложившихся религиозных  и моральных стандартов поведения.  Сущность этих социальных систем  по Васильеву, определяется азиатским  способом производства, характерным  для всех неевропейских докапиталистических  обществ (первичность – основанного  на власти - собственности государственного  сектора и вторичность сектора  частнособственного), и сводится  к консервативной стабильности. С другой стороны, по Генону, восточные цивилизации существенно  не противоречат друг другу  в силу следования изначальному  «высшему принципу» (хотя уже  от части и утраченному и  открыто не выступающему в  мировоззрениях, рассчитанных на  массовое поведение). Однако при  обоих объяснениях оказывается  понятным то обстоятельство, что  в современном мире мы видим,  с одной стороны, цивилизации  оставшиеся стоять на традиционных  позициях, таковы цивилизации Востока, с другой стороны – антитрадиционную цивилизацию или цивилизацию современного Запада.

Если Восток представлен  в культуре целым рядом локальных  цивилизаций или, по крайней мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического  существования (Ближний Восток, Китай, Индия), то соотносимая с ним европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха  и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:

 •        классическая эллинская культура;

 •        эллинистически-римская ступень; 

 •        романо-германская культура христианского  средневековья; 

 •        новоевропейская культура.

 Три последние ступени  можно рассматривать (на фоне  антично-греческой классики) и как  своеобразные вариативные формы  вестернизации традиционной культуры  римлян и германцев, а затем  — и всей романо-германской  Европы. У Гегеля и Тойнби две  первые и две вторые эпохи  объединены в самостоятельные  цивилизационно-исторические формообразования (античный и западный миры). Для  Маркса европейские античность  и средневековье, хотя и образуют  параллель обществам Востока,  базирующимся на азиатском способе  производства, все же составляют  вместе с ними единую докапиталистическую  ступень исторического развития, за которой следует резко противостоящая  ей универсально-капиталистическая  эпоха нового времени. 

 Так или иначе, но  у истоков и в самих основаниях  всех обществ и культур европейской  (западной) цивилизационной традиции  находится нечто невообразимое  с нормальной (традиционной или  восточной) точки зрения: хозяйство, общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одного единственного, самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего свои «труды и дни», свою деятельность и общение человека, т.е.  человека-общества, человека-государства, человека-мировоззрения, действительно целостной личности, свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках, Одиссея (как говорит М.К.Петров). И, может быть, совсем не случайно начинают и завершают пути, пройденные европейской духовной культурой, «Одиссея» Гомера и «Улисс» Джеймса Джойса: вместе с Одиссеями в европейскую культуру вошли и укрепились в ней рынок и демократия, гражданское общество и свободное личностное мировоззрение.

 Важнейшими изобретениями  европейской культуры на языково-знаковом  уровне ее представленности в  духовно-мировоззренческой сфере  являются философия в указанном  выше значении этого понятия  и наука как специфическая  форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи  существования западной культурной  традиции. Выделяют два крупных периода в движении европейской культуры, взятой в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно:

 •    от середины I тыс. до н. э. н до XVII в.;

 •    период ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).

 С учетом других  критериев, и, прежде всего  представленности в европейской  культуре христианства, эта простейшая  периодизация усложняется: обычно  в этом случае говорят (имея  в виду первый большой период) об эпохах античной, греческой  и римской, культуры, о культуре  эпохи средневековья и о культуре  Возрождения (с этой последней  эпохи некоторые авторы начинают  отсчет новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца XVIII — начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономической формации общества (капитализма).

 Вторая половина XIX —  XX вв. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации, несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов, стабилизируется, в том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Противоречия и сходства Восточной и Западной цивилизации

 

 В устойчивости Восточной  цивилизации и состоит первая  особенность Востока. Запад движется  вперед как бы рывками. И  каждый рывок (Античность, Средневековье  и т.д.) сопровождается крушением  старой системы ценностей, а  также политических и экономических  структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия.  Новые веяния здесь не разрушают  устои цивилизации. Напротив, они  органично вписываются в старое  и растворяются в нем. 

 Восток очень гибок,  он способен вобрать и переработать  многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из  крупнейших востоковедов, нашествия  "варваров" (кочевых племен, живших  на границах Китая и переживавших  период разложения первобытнообщинного строя не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.

 Кроме того, в отличие  от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

Третьей особенностью Востока  является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена  в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое  получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

 Все здесь непрестанно  повторяется, несколько видоизменяясь,  но сохраняя обязательно черты  сходства. Человеку европейского  Средневековья в голову не  могло прийти писать в стиле  Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах  одни и те же размеры, мелодии  и т.д. 

 Любое неоправданное  нарушение традиций (даже самых  незначительных) воспринималось как  сущий кошмар. Так, великий китайский  философ Конфуций повествует  об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в которых  танцоры выстраивались в восемь  рядов". Поскольку в древности  такие праздники мог давать  только император, Конфуций с  возмущением заявляет: "Если это  можно вынести, то, что же тогда  нельзя выносить?!". Он же создал  целую теорию (до сих пор имеющую  на Востоке огромное влияние)  о том, что общество должно  жить по раз и навсегда установленному  ритуалу поведения. Без ритуала,  по его мнению, обесценивается  все. "Почтительность без ритуала  приводит к суете. Осмотрительность  без ритуала превращается в  боязнь. Смелость без ритуала  выглядит грубостью". Ритуал властвует  не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены  смена времен года, расцвет и  увядание. Свою теорию Конфуций  также воспринимал не чем-то  новым, а лишь возрождением учений прежних веков: «Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности».

Информация о работе Восток и Запад диалог культур