Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:26, доклад
Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э. Для ее возникновения характерны те же законы, на которые мы указали в 1 лекции. Она формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая черты профессионализма. Развитая духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии и философского мышления.
Особенным течением в философии Античности этого периода явилась софистика (от греч. софистика – умение остроумно вести прения). Исходя из постулата "Человек есть мера всех вещей", выдвинутого Протагором они направляют свои усилия не на достижение истинного знания, а на доказательство посредством красноречия правильности какого-либо субъективного мнения, отвечающего принципу полезности. Это своеобразная "утилитаристская философия", которая выдвигает идеи относительности и непостоянства всего сущего, отрицают истину как общезначимое знание. Именно то, что полезно и выгодно отдельному лицу. Поэтому они преследовали сугубо прагматическую и в значительной степени эгоистическую цель – доказать истинность любого мнения, если оно выгодно. Отсюда и крайний релятивизм – в мире нет ничего общезначимого, устойчивого и постоянного. А для этого они узкопрогматически использовали логику как систему доказательства в узких спекулятивных целях. Все лишь относительно: и добро, и благо, и зло, и прекрасное, и, стало быть, нет ничего подлинно истинного. Вот пример приема софистов: "Болезнь есть зло для больных, для врачей же благо". "Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для похоронщиков – благо". На основе таких суждений невозможно понять, что такое истинное благо и обладает ли оно общезначимостью, нельзя доказать является ли смерть злом. По сути дела софистика и софизм вошли в историю и философской мысли и культуры как сознательная подмена понятий о чем-либо с целью извлечения пользы и выгоды. Софистика стала синонимом ненаучности, недобросовестности как в мышлении, так и в действиях людей. Софизм и софистика становятся признаком неистинности и в поступках, и в мышлении, и в мировоззрении. Софизм и софистика есть умышленное оправдание зла и корысти. Необходимо отметить, что софизм и софисты были особенно популярны среди политиков того времени. Этим же грешат и политики современные.
3. Теперь мы приступаем
к характеристике самого
В социально-экономическом
и политическом отношении это
был расцвет античного
Можно сказать, что родоначальником, "отцом" классической античной философии является Сократ. Эта была во всех отношениях выдающаяся личность: он был не только великим философом-мыслителем, но выдающимся человеком и гражданином. В нем удивительным образом сочеталось в гармоническом единстве его философская позиция и практические действия и поступки. Цельность его как философа и как человека обладают столь высоким обаянием и авторитетом, что он оказал огромное влияние не только на все последующие этапы философии, и европейской, и мировой, но стал символом, образцом подлинного, истинного человека на все времена. "Сократический человек" – это идеал человека, не как Бога, а как "земного существа, близкого всем людям". Можно сказать, что жизнь Сократа есть пример демонстративного служения истине и человечеству.
Сократ, прежде всего, обращает
внимание на особенность философии
и философствования, на специфику
философского знания. Она заключается
в том, что философия посредством
общих понятий о предмете пытается
обнаружить единое основание, такую
сущность, которая, общезначима для
ряда явлений или всех явлений, которая
и является законом бытия вещей.
Предметом философии, по убеждению
Сократа, не может быть природа, поскольку
мы не способны ни изменить природные
явления, ни создавать их. Поэтому
предметом философии является человек
и его поступки, а самопознание,
познание самого себя – самая главная
задача. Сократ ставит вопрос о целях
и практическом назначении философского
знания для человека. Так, философии
придается антропологический
Единственный путь достижения истинного знания – метод диалога, в ходе которого и открывается истина для участников диалога. По Сократу диалог есть взаимный и добровольный поиск истинного знания о чем-либо, облекаемого в систему общих понятий, под которые мы подводим конкретные явления. Диалог – это творческий процесс поиска истины. Обращаясь к собеседнику, Сократ говорит: "И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать, что она такое" (истинная добродетель). (См. Платон. Менон. Избранные диалоги и истинное благо). В диалоге "Лахес" Сократ задает вопрос: "Что значит определить, что такое добродетель?" и отвечает: "Значит, выяснить то, что есть одно и тоже во всем, найти в рассматриваемой добродетели то единое, которое охватывает все случаи ее проявления". Значит истина, а тем более философская истина, это правильное знание о сущности, имеющее общезначимый характер. В этом плане Сократ подчеркивает рационалитстический характер философии, способной противостоять мистике, предрассудкам и невежеству. Поэтому Сократ и настаивает на утверждении, что философия есть единственная беспристрастная форма самознания человеком своей подлинной сущности. Отсюда его девиз-афоризм: "Познай самого себя".
В диалоге всегда существует диалектика мнения и знания, мнения и истины. Мнение, т.е. высказывание о чем-либо, переходит в истинное суждение лишь тогда, когда оно оборачивается в систему понятий, фиксирующих общезначимое. А диалектика мышления и заключается в переходе от одних видов понятий к другим, от частных к общим, более общесодержательным, от более простого знания к более сложному.
По Сократу целью философии
является также и обретение человеком
подлинной свободы, содержанием
которой должно быть выяснение того,
что зависит от человека, и того,
что не зависит от человека, и
в этих границах; опираясь на истинное
знание, человек и действует
В этом заключается гуманистический
и просветительски - воспитательный
характер Сократовской философии. Сократ
является образцом не только подлинного
философствования, но и подлинного соединения
философии и практики действия, ответственности
как мыслителя и как человека. По сути,
Сократ проводит на себе "социальный
эксперимент", в котором он проверяет
возможность и достижимость соединения
и нерасторжимости философских истин
и принципов с непосредственным жизнепроявлением.
Что всегда требует от мыслителя и человека
незаурядного мужества, продемонстрированного
Сократом на суде над ним. Закончим характеристику
философии Сократа высказыванием о нем
Мишеля Монтеня: "Поистине легче говорить,
как Аристотель, и жить как Цезарь, чем
говорить и жить как Сократ. Здесь именно
предел трудности и совершенства: никакое
искусство ничего сюда не прибавит".
Информация о работе Возникновение античной философии и основные этапы ее развития