Возникновение философии, этапы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:11, реферат

Описание работы

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.
Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".
Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".

Содержание работы

1. Возникновение философии, этапы ее развития.

2. История мировой философии.

3. История русской философии.

4. Основные проблемы философии.

5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Отношение человека к  миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, или иными словами проблема познания. Она неразрывно связана с основным вопросом философии – проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону.

Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать  действительный мир, можем ли мы в  наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.

Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос делит философов на агностиков, отрицающих возможность достоверного познания мира, сущности явлений, и философов не сомневающихся в познавательных возможностях человека, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

В теории познания сложились  эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения опыта, эксперимента. Оба направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека.

Существуют также течения, представители которых отстаивают идеи об ограничении познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия. Рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция и тому подобные способы познания. Такие течения включают различные школы иррациональной философии.

Отношение «мир – человек» теория познания рассматривает как  отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чувственного и рационального как двух сторон познавательного процесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а  также другие гносеологические вопросы.

Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии  покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в  другое. В античной философии ответ  на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического: он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического, а проблема диалектики выдвинулась на передний план.

В переходные периоды  общественного развития проблема ценностей также выступает на первое место. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей, таких как добро, истина, красота, польза, гуманизм, нравственность, эстетическое достоинство, свобода и т.д.

Философским исследованием  природы ценностей занимается определенная отрасль философии – аксиология. Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западной философии в конце 19 начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Считалось, что эти вопросы (смысл жизни, истории, направленность в основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения личности и общества и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности считается областью особого, всенаучного исследования, своеобразным способом видения мира.

Ценности выступают  ориентирами и критериями деятельности людей. В центре понимания ценностей  находится ценностное отношение  человека к миру, т.е. ценностное отношение  возможно только там, где реально  присутствует человек, являющийся носителем и субъектом ценностного отношения.

Основными аспектами  проблемы ценностей являются: соотношение  ценности и оценки, вопрос об объективности  ценности, возможна ли «отрицательная ценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых (классовых и национальных) ценностей, принципы классификации ценностей, специфика эстетических и нравственных ценностей и др.

Немаловажное значение в философии имеет и обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. В истории философии эта проблема в свою очередь распадается на три составляющие:

  1. каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия, или характеризуют устройство нашего сознания?
  2. каково отношение пространства и времени к субстанции?
  3. каковы основные свойства пространства и времени?

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному: одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие считали их чисто субъективными  понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира.

Существуют две точки  зрения об отношении пространства и  времени к материи. Первая – субстанциальная  – пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Вторая – реляционная – ее сторонники понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими.

Данная проблема в  некоторой мере была решена при создании теории относительности в начале XX века, которая была нацелена на раскрытие  диалектических связей в природе  и заставила отказаться от субстанциальной  концепции.

Кроме вышеперечисленных  можно выделит еще множество проблем философии – антропологические, этические, эстетические и др. Все проблемы философии являются всеобщными и вечными, – что не означает их принципиальной нерешаемости, они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне развития общества. К тому же для того чтобы решать философские проблемы, нужно прежде всего владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания.

 

 

 

Список литературы.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Изд.2. М. 1997.

2. Краткая история философии. / Под ред. В.Г. Голобокова. М. 1997.

3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. 1988.

4. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского процесса. М. 1991.

5. Основы философии. Учебное пособие для вузов./ Отв.ред. Е.В. Попов М. 1997.

6. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М. 1972.

7. Степин В.С. Российская философия сегодня : проблемы настоящего и оценки пошлого // Вопросы философии. 1997. №5.

8. Философское  сознание: драматизм обновления. М. 1991.

9. Франк С. Духовные основы общества. М. 1992.

Философия. Под. ред. Кохановского В.П. Ростов - на -Дону, 1995.

10. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

11. Введение  в философию. В 2-х ч. М., 1989. Ч.1 Гл.1,2. §1.

12. Философская энциклопедия. М., 1960-1970.

13. История философии.  Запад - Восток - Россия. Под ред.  Н.В. Мотрошиловой. М., 1994 - 1998.

14. Барулин В.С. Социальная  философия (в 2-х частях). М., 1993.

15. Крапивенский С.З. Социальная  философия. Волгоград. 1995.

16. Социальная философия  (хрестоматия в 2-х частях). М.,1994.

17. Хрестоматия  по истории философии. Ч.1-3. М., 1997


Информация о работе Возникновение философии, этапы ее развития