Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:22, реферат
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил -- Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов. Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
1.особенности философского мировоззрения:
- Оно строится на фундаменте непротиворечивого
рационального знания о мире: на логическом
анализе фактов, на обобщениях, выводах
и доказательствах, которые в ранних философских
учениях начинают вытеснять мифологический
вымысел. В нем мир снова обретает единство
как “жизненный мир человека”. Оно развивается
само и создает предпосылки для развития
научного знания. Философское мировоззрение
является основанием для практической
деятельности человечества и для существования
культуры в широком смысле этого слова
(как разнообразных форм человеческой
деятельности и ее результатов). Оно является
единственной формой мировоззрения, способной
решить проблемы выживания человечества.
В мировоззрении находит свое завершение
целостность духовности человека. Философия
как едино-цельное мировоззрение есть
дело не только каждого мыслящего человека,
но и всего человечества, которое, как
и отдельный человек, никогда не жило и
не может жить одними лишь чисто логическими
суждениями, но осуществляет свою духовную
жизнь во всей красочной полноте и цельности
ее многообразных моментов.
Философия как мировоззрение прошла
три основные стадии своей эволюции: космоцентризм,
теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм
- философское мировоззрение, в основе
которого лежит объяснение окружающего
мира, явлений природы через могущество,
всесильность, бесконечность внешних
сил -- Космоса и согласно которому все
сущее зависит от Космоса и космических
циклов (данная философия была свойственна
Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам
Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм
- тип философского мировоззрения, в основе
которого лежит объяснение всего сущего
через господство необъяснимой, сверхъестественной
силы - Бога (был распространен в средневековой
Европе).
Антропоцентризм
- тип философского мировоззрения, в центре
которого стоит проблема человека (Европа
эпохи Возрождения, нового и новейшего
времени, современные философские школы).
2. Основная специфика философского
знания заключается в его двойственности,
так как оно:
1. имеет очень много общего с научным знанием
– предмет, методы, логико-понятийный
аппарат;
2. однако не является научным знанием
в чистом виде.
Главное отличие философии от всех других
наук заключается в том, что философия
является теоретическим мировоззрением,
предельным обобщением ранее накопленных
человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования
любой отдельной науки, философия обобщает,
интегрирует иные науки, но не поглощает
их, не включает в себя все научное знание,
не стоит над ним.
Философские проблемы могут успешно решаться,
обсуждающиеся только в том обществе,
где допускается критика любой точки зрения,
несогласие с любым человеком, признание
различных позиций по одному и тому же
вопросу.
3. Структура философии.
В состав философии входят:
Основными частями теоретической философии выступают:
Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.
Функции философии — основные направления применения
философии, через которые реализуются
ее цели, задачи, назначение. Принято выделять
следующие функции философии: мировоззренческую;
методологическую; мыслительно-теоретическую;
гносеологическую; критическую; аксиологическую;
социальную; воспитательно-гуманитарную;
прогностическую Мировоззренческая функция
способствует формированию целостности
картины мира, представлений об его устройстве,
месте человека в нем, принципов взаимодействия
с окружающим миром. Методологическая
функция заключается в том, что философия
вырабатывает основные методы познания
окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая
функция выражается в том, что философия
учит концептуально мыслить и теоретизировать
— предельно обобщать окружающую действительность,
создавать мыслительно-логические схемы,
системы окружающего мира. Гносеологическая
— одна из основополагающих функций философии
— имеет целью правильное и достоверное
познание окружающей действительности
(то есть механизм познания). Роль критической
функции - подвергать сомнению окружающий
мир и существующее знание, искать их новые
черты, качества, вскрывать противоречия.
Аксиологическая функция философии (в
переводе с греческого axios — ценный) заключается
в оценке вещей, явлений окружающего мира
с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных,
этических, социальных, идеологических
и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое
пропускать все нужное, ценное и полезное
и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Социальная функция — объяснить общество,
причины его возникновения, эволюцию,
современное состояние, его структуру,
элементы, движущие силы; вскрыть противоречия,
указать пути их устранения или смягчения,
совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная
функция философии состоит в том, чтобы
культивировать гуманистические ценности
и идеалы, прививать их человеку и обществу,
способствовать укреплению морали, помочь
человеку адаптироваться в окружающем
мире и найти смысл жизни. Прогностическая
функция заключается в том, чтобы на основании
имеющихся философских знаний об окружающем
мире и человеке, достижениях познания
спрогнозировать тенденции развития,
будущее материи, сознания, познавательных
процессов, человека, природы и общества.