Возникновение и развитие философии в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 14:38, реферат

Описание работы

Цель работы – дать характеристику философии Древней Греции. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть возникновение и развитие философии в Древней Греции;
2. Определить основные направления и проблемы античной философии.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................................3
Возникновение и развитие философии в Древней Греции........................................4
Основные направления и проблемы античной философии.....................................10
Заключение............................................................................................................................22
Список использованной литературы.................................................................................23

Файлы: 1 файл

Filosofia_Drevney_Gretsii.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение...................................................................................................................................3

  1. Возникновение и развитие философии в Древней Греции........................................4
  2. Основные направления и проблемы античной философии.....................................10

Заключение............................................................................................................................22

Список использованной литературы.................................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По мнению большинства исследователей, философия как феномен культуры берет свои корни в первую очередь в Древней Греции (VII–VI вв. до н.э.). Древнегреческие философы превосходили и древнекитайский и древнеиндийских философов, которые также во многих отношениях стояли у истоков философии. Следует отметить, что именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, которая существовала наряду с искусством и религией. Именно в Греции появились первые профессиональные философы, которые прославили себя в веках.

Античная философия в Греции возникла в городах–государствах («полисах») на рубеже VII–VI вв. до н.э. сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем – в греческих городах острова Сицилии, и, наконец, в Греции – в Афинах (V в. до н.э.) и была связана с возникновением и развитием классового, рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцвета культуры древнего мира.

Развитию философии в Греции способствовали достижения греков, живших в городах–государствах, определенных политических свобод, которые благоприятствовали развитию философии. Философия – это результат творчества. Но всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: «Философия начинается с удивления».

Цель работы – дать характеристику философии Древней Греции. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть возникновение и развитие философии в Древней Греции;

2. Определить основные направления и проблемы античной философии.

 

 

 

  1. Возникновение и развитие философии в Древней Греции

 

Родина философии – Древняя Греция. Считается что, евреи дали миру религию, Рим – право, а философия берет свое начало от греков. Греческая философия – целый мир, имеющий свой предмет, свою историю, свою судьбу.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия – с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу – Платоновскую Академию. Пространство ее бытия – Греция и Рим. Естественно, что она обрела свою жизнь не только в это тысячелетие и не только греки и римляне испытали влияние этой культурно–философской традиции. Проблематика, намеченная греческими мыслителями, стала жить самостоятельной жизнью в первую очередь в Европе, а затем и во многих регионах мира. Рационалистическая традиция Платона – Аристотеля в значительной мере стала идейной основой христианства. В целом открытие греками конструктивной возможности мышления стало принципиально новым явлением в истории человечества и предопределило последующее развитие интеллектуальной традиции1.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно–стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит2.

Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

Следует особо отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскльку самое сложное – начало чего–то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, – революция в интеллектуально–мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.

Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Потому именно с греков начинается философия. Если бы они не различали эти виды бытия, полностью отождествляя по сути мышление и бытие, одухотворяли все сущее, то они скорее представляли бы мифологию, нежели начало философской мысли. Как отметил Гегель, «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее». Милетская школа положила начало натурфилософской проблематике. Она поставила и попыталась решить вопросы о том, есть ли мировой порядок и что есть порядок, как он образуется и как поддерживается3.

Следующей за милетской школой философии была элейская, более определенно поставившая вопрос о бытии. Парменид доказывает, что бытие вечно, неподвижно и неизменно. Действительно существует не то, что мы непосредственно воспринимаем и чувствуем, а то, что мы мыслим. Отсюда утверждение о том, что мыслимое существует, а немыслимое, не существует. Все эти положения нашли отражение и в знаменитых апориях (парадоксах) Зенона, таких как «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия (деление пополам)» и др.

Элеатам противостоял основоположник диалектической традиции в греческой философии – Гераклит, чье выражение «Все течет, все изменяется» стало классическим. Миром управляет Логос. Основными свойствами мира, его закономерностями выступают всеобщая связь и изменение.

Значительной в древнегреческой философии была атомистическая традиция Демокрита, углубившая обсуждение проблемы бытия и небытия. Демокрит исходит из того, что в основе сущего лежат неделимые, неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы, названные им «атомами». Тем самым многообразие сущего сводится к движущимся в пустоте атомам. Это продолжает традицию, идущую от Фалеса, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, но углубляет ее, поскольку у атомов больше объяснительных возможностей, так как они могут образовать различные комбинации.4

1. Первый этап развития философской мысли еще близок к прежним формам освоения мира, в частности к мифологии. В концептуальных построениях Фалеса, Анаксимандра, полагавшего, что все из апейрона (что–то неопределенного), Гераклита больше утверждающих суждений, основанных на интуитивном постижении сущего, нежели развернутых доказательств. Но на то это и начало. Главное, что они сформулировали новые вопросы, новые подходы к пониманию сути бытия.

На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями – с другой.

Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир – мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля. В греческой культуре любовь к мысли начинает оцениваться выше, чем любовь к телу. Это формирует новую культуру и нового человека.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

Греки открыли природу как объект философии, впервые поставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал – вода, воздух, огонь, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

2. Второй этап – период расцвета греческой философской мысли – отличается от первого, во–первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во–вторых, развитием категориальных средств постижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в–третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально–духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие – не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию, преображению, одухотворению человека.

Платон, по словам B.C. Соловьева, считал, что мир, в котором по закону убивают великого мыслителя Сократа, не может быть совершенным и потому единственным. Поэтому он исходил из того, что кроме видимого, воспринимаемого существует невидимый, высший мир, который порождает первый, видимый. Именно этот идеальный мир Платон называет действительным, подлинным бытием.

В «Метафизике» Аристотель считал самоочевидным, что «исследование начал умозаключения... есть дело философа, т.е. того, кто изучает всякую сущность вообще, какова она от природы, – это ясно». Там же Аристотель пишет: «Мудрость есть некоторая наука о началах». Для последующей истории развития мысли важно то, что эти начала – не только чисто рациональные, логические конструкты, но и исходное бытие, они обосновывают сами себя. Эти начала – пределы мысли и реальности одновременно. Исходное бытие «истинно через само себя». Тем самым эти начала суть исходные принципы, определения бытия, совпадение сущности и существования.

Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показала дальнейшая история мысли, не проста. Эти идеи оказали влияние на характер последующего развития философской мысли, особенно в Новое время.

Полемизируя с софистами, пытавшимися субъективировать истину, Сократ открывает новый мир для философии, реализуя ее возможности для защиты истины. Истина не субъективна и не относительна, как пытаются доказать софисты, настаивает Сократ; она как Солнце в небе, все освещающее и все согревающее, а потому может быть только одна.

И если кто–то не может открыть истину, не знает пути к ней, это означает не ее отсутствие, а то, что человек еще не научился искать и находить ее. Философ должен, пользуясь диалектикой, которую Сократ называет майевтикой (с греч. – повивальный), помочь найти объективную истину. Истина, ведущая к Благу, служащая Благу, – основной предмет философского исследования. Такой лейтмотив философии Сократа.

Принципиально важно, что Сократ, открыв новую эпоху в развитии европейской гуманитарной мысли, направил свои усилия на защиту добра и справедливости, пытался утвердить их приоритет. Для Сократа человек – высшая ценность, а защита добродетели и справедливости – высшая задача философии.

3. Третий этап греческой философии, эллинистический, характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Упадок интереса к фундаментальным вопросам был временным, хотя и продолжительным. Впоследствии эпоха Возрождения ознаменовала возвращение к античной мысли во всем ее многообразии и полноте.

 

 

2. Основные направления и проблемы античной философии

 

Период классики в античной философии опирается на представление о цельном чувственно–материальном Космосе как объекте философских размышлений. Этап ранней классики (Фалес, Гераклит, Анаксимандр, Пифагор, Анаксагор, Парменид, Демокрит) характеризуется интуитивным рассмотрением чувственно–материального космоса. Это своеобразная интуитивная натурфилософия5.

Информация о работе Возникновение и развитие философии в Древней Греции