Возникновение русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 11:11, реферат

Описание работы

Целью моей работы является изучение истоков возникновения, особенностей и сущности русской философии.
Для этого мне необходимо решать ряд задач:
1. изучение истоков возникновения русской философии;
2. раскрытие особенностей и сущности русской философии.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3Глава 1. Возникновение и развитие русской философии....................................4
1.1. Истоки возникновения русской философии..................................................4
1.2. Основные этапы развития русской философии.............................................5
Глава 2.Особенности русской философии............................................................7
2.1.Особенности русской философии....................................................................7
2.2 Русская философия XVIII-XX вв..................................................................10
Заключение.............................................................................................................13
Библиографический список..................................................................................14

Файлы: 1 файл

Возникновеие русской философии.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

В русской философии человек не обособляется от других людей. Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Субстанциональную основу составляет не Я, а Мы. Мы - это неразложимое единство. Не случайно русские мыслители отвергали идею Лейбница о замкнутости и изолированности монад. Для них монады не только взаимодействуют между собой, не только связаны с Богом и миром, но и обладают собственным бытием в такой взаимной связи. Сущность и специфика русского духа в его соборности.

Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. "Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики"6. Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.

Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема "правды", ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа.

Правда не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Известное спинозовское кредо "не плакать, не смеяться, а понимать" не удовлетворяло их ввиду его подчеркнутого рационализма. Правда для них - не только сфера разума, но и сердца.7

 

 

Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского, - это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле, а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду, преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяется только той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так как последнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительной истины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании. Для русских философов "правда" - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия.

Пятой особенностью русской философии, которая подчеркивается исследователями ее истории, является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Это в духе философии.

В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений, как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев, очень мало "чистых" философов. Они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно, причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки. Русское мышление не чурается систематического и понятийного познания вообще, однако считает его недостаточным для получения полной и живой картины действительности. Для него характерен интуитивизм, который лучше всего достигается через образно-художественное восприятие.

Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметить и такую ее особенность (во всяком случае, на отдельных этапах), как влияние на ее развитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала осваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами Петра Великого. Хотя "усвоение" чужого наследия в значительной степени носило поверхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления. Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободной от религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философская жизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философской мысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственного творчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается не посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысли чрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального, интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основной принцип - рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется только категориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает. Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно по этой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Запада и вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII - начале XIX в. она вышла на собственный путь развития.

  • 2.2. Русская философия XVIII-XX вв.

  •  

    Русская философия XVIII-XIX вв. составляет важнейший элемент национального сознания россиян. В ней раскрывается богатство и своеобразие русского философского мышления. Ее становление и развитие, специфику и основные черты следует искать в динамике бытия России, в реальных процессах важнейшей эпохи нашего исторического прошлого, в духовной культуре страны.

    XVIII в. расставил  заметные вехи во всех сферах  общественной жизни. По законам  преемственности они еще долго  служили точкой отсчета в последующих  начинаниях.

    В политической стратегии были поставлены и успешно решались цели укрепления абсолютизма и европеизации России. Огромным изменениям подверглась правовая сфера. И Петр I, и Екатерина II ставили целью в этой области полностью изменить устаревшее законодательство и много работали над этим. Наиболее заметными явлениями здесь стали "Духовный регламент" Петра, написанный Ф. Прокоповичем, подчинявший религиозную власть светской, и "Наказ" Екатерины.

     Философия русского Просвещения.

    Просветительская философия ярко проявляется в этот период в учениях российских философов самых различных, порой противоположных направлений.

    Одним из основных способов "обхода" теологических догм стал деизм. С одной стороны, он позволял избежать обвинений в атеизме, ибо православную идеологию официально никто не отменял, более того, никто не мог отменить сложившуюся систему религиозного воспитания и вековые традиции. С другой стороны, деизм развязывал руки для свободного философствования после того, как "Богу уже отдано Богово". Наиболее ярко это проявилось в творчестве М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, хотя нередко наблюдается и у других философов.

    Секуляризация философии, как любое сложное явление, конечно, имела и свою оборотную сторону. Религию принято (хотя и не всегда правомерно) отождествлять с духовными аспектами бытия. Поэтому при освобождении от религии всегда имеется опасность "выплеснуть с водой ребенка" - "освободиться" от духовного, впасть в приземленность, натурализм и вульгарный материализм. Такие тенденции существовали и в XVIII в. в России, но на их пути встала сильная просветительская гуманистическая традиция в российской философии этого времени.

     Русская Философия "Серебряного века".

    Философия единства начинается с Одоевского. В рамках этой философии единство русского народа обосновывалось 3-мя обстоятельствами. Это православие, как духовная основа, монархия, как политическая система и общинно кооперативный строй, как экономическая система. Основателями социально-критической философии, критиками марксизма были: Бакунин, Бердяев, Кропоткин. Самым главным противником марксизма был Бакунин, который отстаивал идеи самоуправления русского народа и разрушение авторитарного государства. В рамках этой философии и решалась проблема свободы человека. Основателем философии мирового единства был Владимир Соловьев. Он одним из первых создал свою ф-кую систему. В основе этой системы находятся такие учения:

    1) О богочеловечестве;

    2) О богочеловеке;

    3) Учение  о Софии.

     В рамках этой системы делается вывод, что проблема всеединства неразрешима только в рамках философии. Требуется синтез философии, науки и религии, в то же время этот синтез должен определятся приоритетом философии, поэтому В. Соловьев основал идею создания более обширной науки чем Философия. Эта наука есть теософия. Теософия отличается от теологии тем, что в теологии приоритетом выступает религия. Русская Философия была также представлена таким направлением как "русская идея", или русский путь развития, основные положения этой философии:

    1) Россия  занимает особое положение в  человеческой системе, находясь на стыке двух мировых культур.

    2) По этой  причине Россия представляет  главную проблему в человеческой  истории.

    3) Россия  есть неосуществимое единство  запада и востока, и в этом  заключается трагичность ее судьбы.

    4) Россия  является по своему положению  потенциальным источником, эпицентром человеческих потрясений.

    5) Россия  также является потенциальным  отстойником мировых культур, в  то же время Россия может  быть началом новой человеческой  истории. Россия в сущности обладает  самым уникальным историческим  потенциалом, таким образом русская Философия 19-20 вв. внесла существенный вклад в развитие мировой философии.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    В заключение хотелось бы сказать, что русская философия впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии.

    В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции).

    Это полиаспектная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм.

    Русская философия – это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение, как для философского познания, так и для общекультурного развития.

    Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу.

    Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии.


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Библиографический список:

     

    1) Русская философская мысль Х-XVII вв. М. Громов М.Н., Козлов Н.С., 2014г.

    2) История русской философии Зепьковский  В.В., 2015г.

    3) История русской философии Новиков  А.И., 2015г.

    4) Русская философия: Имена. Учения. Теизм. М.Солнцев Н.В., 2015г.

    5) Сущность и ведущие мотивы  русской философии // Философские  науки. Франк С.Л., 2014г.

    6)  Очерк развития русской философии // Соч.М. Шпет Г.Г., 2015г.

    7) Энциклопедия философских наук, Гегель, 2014г.

    1   История русской философии, Зеньковский В.В., 2015г.

    2   Русская философская мысль X- XVII веков, Громов М.Н., Козлов Н.С., 2014г.

    3  Русская философия: Имена. Учения. Теизм., Солнцев Н.В., 2015г.

    4  Энциклопедия философских наук, Гегель, 2014г.

    5 . История русской философии Новиков А.И., 2015г.

    6  Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. Франк С.Л., 2014г. .

    7   Очерк развития русской философии // Соч.М. Шпет Г.Г., 2015г.


    Информация о работе Возникновение русской философии