Возникновение субъективного идеализма: Дж. Беркли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три диалога между Гиласом и Филонусом». В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт новой теории зрения». При создании этого произведения Беркли больше всего волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Самоорганизация бытия

Самоорганизация – это процессы самопроизвольного формирования регулярных структур в системах, имеющих выходы и входы для поступления извне энергии, вещества или информации и характеризующихся нелинейными обратными связями.

Нелинейность означает необратимость и многовариантность эволюции, возможность неожиданных изменений темпа и направления течения процессов, наличие так называемых точек бифуркации, точек ветвления путей эволюции. Самоорганизация имеет место не только в системах живой природы и человеческом обществе; она может происходить и в определенном классе систем неживой природы.

Общие закономерности самоорганизации сложных систем изучаются синергетикой, выполняющей тем самым синтетическую функцию метадисциплины (от греч. meta – над), соединяющей естествознание и науки о человеке и обществе. Существует ряд подходов в изучении феномена самоорганизции сложных систем: модель параметров порядка и принципа подчинения Г. Хакена, термодинамические модели неравновесных процессов И. Р. Пригожина, модели самоорганизованной критичности (самоорганизация на "краю хаоса") II. Бака и др. Синергетическая концепция саморганизации, разрабатываемая в синергетике и смежных с ней областях, служит естественно-научной конкретизацией философского принципа самодвижения материи.

Материальное и идеальное

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – многозначный философский принцип, касающийся существования или реальности. В простейшем варианте этот принцип говорит: толькоматерия существует или является реальной (материя является изначальной и фундаментальной составляющей универсума). Другие формулировки принципа материализма: мир не управляется неким рассудком, целью или конечной причиной; умственные сущности, процессы или события (хотя они и существуют) всегда причинно обусловлены материальными сущностями, процессами или событиями и сами по себе не производят какого-либо каузального воздействия; сверхъестественное не существует (натурализм).

Из этого понимания материи и материализма вытекает утверждение относительно познания существующего или реального: все объяснимо в терминах материи, находящейся в движении, или материи и энергии.

Идеализм (от греч. idea – образ, идея) – философская система или доктрина, фундаментальным объясняющим принципом которой является идея, в частности идеал. В философии сложилась устойчивая тенденция считать идеализм альтернативой материализму. Если материализм подчеркивает пространственное, телесное, чувственное, фактическое, то идеализм делает ударение на внепространственном, нетелесном, сверхчувственном.

Поскольку для противопоставления материализма и идеализма характерна многозначность, употребление этого противопоставления оправдано, как правило, лишь в тех случаях, когда уточняется конкретная форма идеализма, например "идеализм Платона", "гегелевский идеализм", "объективный идеализм", "моральный идеализм" и т.п.

Термин "идеализм" начал использоваться в конце XVII в., во-первых, применительно к теории идей в учении Платона и в христианской вере и, во-вторых, для обозначения теории познания Декарта и Локка, согласно которой идеи как непосредственные объекты, с которыми имеет дело человек, являются субъективными. Уже в начале XVIII в. термин "идеализм" стал использоваться для обозначения позиции, согласно которой внешний мир представляет собой только отпечаток человеческого ума. Популяризации термина способствовав Кант, назвавший свою теорию познания "критическим идеализмом".

Теоретико-познавательный идеализм отождествляет объекты с идеями. Субъективный идеализм утверждает, что природа есть проекция конечного человеческого ума и не имеет самостоятельного, реального существования. Объективный идеализм отождествляет природу с мыслью или деятельностью некоего мирового, или абсолютного, ума.

Идеализм истолковывает объективную действительность как идею, дух, разум и даже материю рассматривает как форму проявления духа. Объективный идеализм больше склоняется к объективно существующей идее, субъективный идеализм тяготеет к субъективному, индивидуальному разуму.

Идеализм представляет вещи как комплексы ощущений и признает бытие лишь как осознанное бытие, или сознание. Противоположностью так понимаемого идеализма является реализм,утверждающий наличное бытие действительности, лежащей вне сознания.

Материализм и идеализм несовместимы, но чрезвычайно изменчивая, разнородная и богатая противопоставлениями история мировой философии не может представляться как непрерывная борьба материализма и идеализма.

Материализм является философской теорией, доказывающей, что все существующее имеет только физическую природу. Материализм допускает наличие нефизических свойств у физических предметов только в случае, если нефизическое (ментальное, идеальное) состояние не только не имеет самостоятельного бытия, но и зависимо от бытия физического. Идеализм – это концепция, утверждающая, что физические объекты не существуют вне сознания и независимо от него, т.е. вне их восприятия и мышления о них. Идеализм не утверждает, что физические объекты не существуют. Он настаивает лишь на том, что они не имеют субстанциальных свойств, совокупность которых могла бы быть подведена под категорию материи.

Однозначное противопоставление материализма и идеализма, материи и духа не является удовлетворительным. Понятие материи – одно из наиболее многозначных философских понятий. В философии ему обычно придается следующий смысл: материя есть то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, масса, вес, движение, инерция, непроницаемость, притяжение и отталкивание или какая-то комбинация этих свойств.

Противопоставляемый материи дух не бессмертен, он является как раз тем, что должно умереть. Это еще один довод в пользу того, чтобы как можно лучше использовать такую уникальную и преходящую вещь, как жизнь. Нас ждет то, что может быть только хуже, точнее говоря, нас ждет ничто. То, что может быть лучше, мы должны создавать сами, – утверждает материалистически ориентированная этика действия и счастья. "А если попытаться сказать проще? – задается вопросом современный французский философ А. Конт-Спонвиль. – Пожалуйста. Жизнь – твой единственный шанс. Не упусти его".

 

 

  1. Философия и наука.

 

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вне научного знания. Первый аспект. Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции историй, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики». Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания.  Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале ХХ вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь ввиду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.   Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). 
Наконец, третий аспект — философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.

 

 

 

 

 

                               Список используемой литературы.

 

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - М., 2010.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 2011.
  3. Вернадский В.И. Открытия и судьбы. - М., 2012.
  4. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии, 2010, № 7.
  5. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. Учебн. пособие. - М., 2012.
  6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарика, 2011.
  7. Заблуждающийся разум. - М., 2011.
  8. Захаров В.Д. Метафизика в науках о природе // Вопросы философии, 2013, № 3.
  9. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М., 2014.
  10. Камю А. Бунтующий человек. - М., 2010.
  11. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 2010. - С. 23-100.
  12. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 2011.
  13. Комаров В. Так состоится ли психофизика // Знание-сила, 2011, № 8.
  14. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. - М.: Энигма, 2011. - 512 с.
  15. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 2011, № 4.
  16. Ленк X. Размышления о современной технике / Пер. с нем. - М„ 2011.
  17. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 2011.
  18. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. - М., 1963 - 2014.
  19. Лосский Н.О. Избранное. - М., 2011.
  20. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. - М., 2011.
  21. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 2012
  22. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. 2013.
  23. Моисеев Н. Человек и ноосфера. - М., 2010.
  24. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 2013.
  25. Платон. Апология Сократа // Собрание сочинений в 4-х т.: Т.1. - М.: Мысль, 2010. - С.70-96.
  26. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 2013.
  27. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 2014.
  28. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1 - 4. СПб., 1994 - 2015.

 

 

 


Информация о работе Возникновение субъективного идеализма: Дж. Беркли