Время и пространство в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством Природы или, по крайней мере, человеческой природы.

Содержание работы

Введение 3
Развитие представлений о пространстве – времени до 20-го века. 4
Понятие пространства и времени в античной философии. 4
Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике. 5
Современные представления о природе пространства и времени. 8
Специальная теория относительности. 8
Пространство и время в общей теории относительности и в релятивистской
космологии. 14
Пространство и время на уровне микромира. 18
Заключение. 21
ЛИТЕРАТУРА. 22

Файлы: 1 файл

Время и пространство в философии (рос).docx

— 61.42 Кб (Скачать файл)

Время и пространство в  философии

 

Министерство образования  Российской Федерации

       «МАТИ»  – Российский Государственный  Технологический Университет

                            им. К.Э. Циолковского

                    кафедра «Производственный Менеджмент»

 

 

 

                                   Реферат

                          по дисциплине: Философия

                                  на тему:

 

                      Время и пространство в философии.

 

 

 

                      Выполнил аспирант:  Петросян  А.А.

 

 

 

                              г. Москва 2002 г.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение    3

Развитие представлений  о пространстве – времени  до 20-го века.     4

Понятие пространства и времени  в античной философии.     4

Развитие представлений  о пространстве и времени в  классической физике.    5

Современные представления  о природе пространства и времени.   8

Специальная теория относительности.     8

Пространство и время  в  общей теории относительности  и в релятивистской

космологии. 14

Пространство и время  на уровне микромира.    18

Заключение. 21

 

ЛИТЕРАТУРА. 22

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Прошло более  2500 лет с той поры, как было  положено начало  осмыслению

времени и  пространства,  тем  не  менее,  и  интерес  к  проблеме  и  споры

философов, физиков и представителей других наук вокруг  определения  природы

пространства и  времени  нисколько  не  снижаются.  Значительный  интерес  к

проблеме пространства и  времени естественен и закономерен,  влияния данных

факторов на все аспекты  деятельности человека  нельзя  переоценить.  Понятие

пространства - времени  является  важнейшим  и  самым  загадочным  свойством

Природы  или,  по  крайней  мере,  человеческой  природы.  Представление   о

пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов

античности, схоластов средневековья  и современных ученых, владеющих  знанием

наук и опытом их истории, понять сущность времени  –  пространства  не  дали

однозначных ответов на поставленные вопросы.

      Диалектический  материализм  исходит  из  того, что "в мире нет ничего,

кроме движущейся материи, и  движущаяся  материя  не может  двигаться  иначе,

как в  пространстве  и  во  времени". Пространство и время, здесь  выступают

в качестве фундаментальных  форм существования материи.  Классическая  физика

рассматривала    пространственно -  временной континуум как универсальную

арену  динамики  физических   объектов.   В   прошлом   веке   представители

неклассической физики  (физики  элементарных  частиц, квантовой   физики   и

др.)  выдвинули  новые  представления о пространстве и  времени,  неразрывно

связав эти категории  между собой. Возникли самые разные концепции:  согласно

одним, в  мире    вообще   ничего    нет,   кроме   пустого    искривленного

пространства,  а  физические  объекты  являются  только  проявлениями  этого

пространства. Другие  концепции  утверждают,  что   пространство   и   время

присущи лишь макроскопическим объектам. Наряду с интерпретацией  времени –

пространства философией физики существуют многочисленные  теории  философов,

придерживающихся идеалистических  взглядов, так Анри Бергсон  утверждал,  что

время  может  быть  познано  только  нерациональной  интуицией,  а   научные

концепции,  представляющие  время,  как  имеющее   какое-либо   направление,

неверно интерпретируют реальность.

      Начинать  исследование   целесообразно   с    представлений   античной

натурфилософии, анализируя затем весь  процесс  развития  пространственно  -

временных представлений  вплоть до наших дней.

 

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ – ВРЕМЕНИ  ДО НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА.

Понятие пространства и времени  в античной философии.

 

      Понятие  времени возникло на основе  восприятия человеком смены событий,

предоставленной  смены   состояний   предметов   и   круговорота   различных

процессов. Естественнонаучные представления о пространстве и  времени  прошли

длинный путь становления  и  развития.  Самые  первые  из  них  возникли  из

очевидного существования  в природе и в первую очередь  в  макромире  твердых

физических  тел,   занимающих   определенный   объем.   Рациональные   идеи,

согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени – пространстве  можно

найти в учениях почти  всех античных мыслителей. Так уже  в  учении  Гераклита

центральное место занимает идея всеобщего изменения – в  ту же реку  вступаем

и не  вступаем.  В  анализе  античных  доктрин  о  пространстве  и   времени

остановимся на двух наиболее полно  исследовавших  данный  вопрос:  атомизме

Демокрита и системе Аристотеля.

      Атомистическая  доктрина  была развита материалистами  Древней  Греции

Левкиппом и Демокритом и во многом  предвосхитила фундаментальные открытия

ученных прошлого века. Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие

состоит  из  мельчайших  частичек  материи  (атомов),   которые   двигаются,

сталкиваются  и сочетаются в пустом пространстве. Атомы  (бытие)  и  пустота

(небытие)  являются  первоначалами   мира.   Атомы   не   возникают   и    не

уничтожаются,  их вечность  проистекает  из  отсутствия  начала  у  времени.

Атомы двигаются   в  пустоте    бесконечное  время,  которому  соответствует

бесконечное время. По Демокриту атомы физически неделимы в силу  плотности

и отсутствия в них пустоты. Сама  же  концепция  была  основана  на  атомах,

которые  в сочетании  с пустотой образуют всё содержание  реального  мира.  В

основе  этих  атомов  лежат  амеры  (пространственный    минимум   материи).

Отсутствие у амеров  частей  служит  критерием математической  неделимости.

Атомы не распадаются  на  амеры,  а последние не  существуют  в свободном

состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики  о кварках.

Характеризуя систему  Демокрита как теорию  структурных уровней материи   -

физического (атомы и пустота) и математического (амеры),   мы  сталкиваемся

с    двумя   пространствами:   непрерывное   физическое   пространство   как

вместилище  и  математическое  пространство,  основанное   на   амерах   как

масштабных единицах протяжения  материи.  В соответствии  с атомистической

концепцией  пространства  у  Демокрита  сложились представления о природе

времени и движения. В дальнейшем   они  были  развиты  Эпикуром  в  стройную

систему. Эпикур рассматривал  свойства   механического  движения  исходя  из

дискретного характера пространства и  времени.  Например, свойство  изотахии

заключается в том, что  все  атомы  движутся  с   одинаковой  скоростью.  На

математическом  уровне   суть   изотахии  состоит в том,  что в процессе

перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.

      Аристотель  начинает анализ с общего вопроса  о  существовании  времени,

затем  трансформирует  его  в  вопрос  о  существовании  делимого   времени.

Дальнейший  анализ  времени  ведётся Аристотелем уже  на  физическом  уровне,

где  основное   внимание  он  уделяет  взаимосвязи   времени   и   движения.

Аристотель показывает, что  время немыслимо, не существует без  движения,  но

оно не есть и само движение. В такой модели  времени впервые реализована

реляционная концепция. Измерить  время   и  выбрать  единицы  его  измерения

можно  с  помощью  любого  периодического   движения,  но,  для  того  чтобы

полученная величина была универсальной, необходимо использовать  движение  с

максимальной  скоростью.  В  современной  физике  это   скорость  света,   в

античной и средневековой  философии - скорость движения небесной сферы.

      Пространство  для Аристотеля выступает   в  качестве  некоего  отношения

предметов материального  мира, оно понимается как объективная  категория,  как

свойство природных вещей.  Механика Аристотеля функционировала  лишь  в  его

модели мира. Она была построена  на очевидных явлениях земного мира.  Но  это

 лишь  один  из  уровней   космоса  Аристотеля.  Его   космологическая  модель

функционировала  в  неоднородном  конечном  пространстве,   центр   которого

совпадал с центром  Земли. Космос  был  разделен  на  два  уровня:  земной  и

небесный. Земной уровень  состоял из четырёх стихий - земли,  воды,  воздуха

и огня; небесный - из  эфирных тел,   пребывающих в бесконечном круговом

движении. Аристотелю удалось создать самую совершенную, для своего  времени

модель пространства –  времени, просуществовавшую более  двух тысячелетий.

 

 

Развитие представлений  о пространстве и времени в  классической физике.

 

      Следующим   значительным  шагов  в  развитии  представлений  о  природе

пространства и времени  были работы представителей классической  физики.  Как

и для античных исследователей мира, для представителей  классической  физики

основными были обыденные  представления о пространстве и  времени как о каких-

то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились

бы, если бы даже  материя исчезла.  Такой взгляд  позволил  сформулировать

концепцию абсолютного  пространства  и  времени,  получившую  свою  наиболее

отчетливую  формулировку  в  работе  И.   Ньютона   “Математические   начала

натуральной философии”. Этот  труд  более  чем  на  два  столетия  определил

развитие всей естественнонаучной картины мира.  В  нем  были  сформулированы

основные законы движения и дано определение пространства, времени,  места  и

движения.

       Раскрывая   сущность  пространства  и   времени,   Ньютон   предлагает

различать два вида  понятий:  абсолютные  (истинные,  материалистические)  и

относительные (кажущиеся, обыденные)  и дает  им  следующую типологическую

характеристику:

      «Абсолютное,  истинное, материалистическое время  само по себе  и  своей

сущности, без всякого  отношения к чему-либо внешнему,  протекает  равномерно

и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся,  или  обыденное,

время есть или точная, или  изменчивая, постигаемая  чувствами  внешняя  мера

продолжительности,  употребляемая  в обыденной   жизни   вместо   истинного

математического времени, как  то:  час, день, месяц, год...».

      Абсолютное  пространство по своей сущности,  не  связано  с  объектами,

помещенными в него, и безотносительно к чему  бы  то  ни  было  внешнему,

остается всегда одинаковым и неподвижным.  Относительное  пространство  есть

мера или  какая-либо  ограниченная  подвижная  часть,  которая  определяется

нашими чувствами по положению  его относительно некоторых тел,  и  которое  в

обыденной  жизни  принимается   за   пространство   неподвижное.   Время   и

пространство составляют как бы вместилища самих себя и  всего  существующего.

При  таком  понимании  абсолютное  пространство   и   время   представлялись

некоторыми самодовлеющими элементами бытия, существующими вне  и независимо

от каких-либо материальных процессов, как универсальные условия,  в  которые

помещена материя.  У  Ньютона  абсолютное   пространство  и  время  являются

ареной движения физических объектов.

 

      Этот взгляд  близок  к  субстанциональному  пониманию  пространства  и

времени, хотя у Ньютона  они  и  не  являются  настоящими  субстанциями,  как

материя.  Они  обладают  лишь  одним  признаком  субстанции   -   абсолютной

самостоятельностью  существования  и  независимостью  от  любых   конкретных

процессов.  Но  они  не  обладают  другим  важным  качеством  субстанции   -

способностью порождать  различные тела, сохраняться  в  их  основе  при  всех

изменениях  тел.  Такую способность Ньютон  признавал лишь  за  материей,

которая рассматривалась  как совокупность  атомов.  Правда,  материя  -  тоже

вторичная субстанция после  Бога, который сотворил мир, пространство и  время

и  привел  их  в  движение.  Бог,  являясь  существом  непространственным  и

вневременным, неподвластен времени, в котором все изменчиво и преходяще.  Он

вечен в своем бесконечном совершенстве и всемогуществе и является  подлинной

сущностью  всякого  бытия.  К  нему  не  применима  категория  времени,  Бог

существует в  вечности,  которая  является   атрибутом  Бога.  Чтобы  полнее

реализовать свою  бесконечную  мудрость  и  могущество,  он  создал  мир  из

ничего, творит материю, а  вместе с ней  пространство  и  время  как  условия

бытия материи. Но когда-нибудь мир полностью  осуществит  заложенный  в  нем

при творении божественный план развития и его существование  прекратиться,  а

вместе с миром исчезнут пространство и время. И снова  будет только  вечность

как  атрибут  Бога  и  его  бесконечная  вездесущность.   Подобные   взгляды

выражались  еще  Платоном,  Аврелием,  Августином,  Фомой Аквинским и   их

Информация о работе Время и пространство в философии