Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:47, реферат
Философия языка – исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.
Философия языка примыкает к истории языка и языкознанию; она охватывает биологию, логику, психологию, социологию языка. Умозрительные рассуждения о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у инд. и древнегреч. философов (в т. ч. у софистов и Платона). Натуралистическая философия языка рассматривает язык – как способность, возникшую естественным путем, идеалистическая философия языка – как творение духа. Современное состояние исследований в области философии языка характеризуется двумя дополняющими друг друга направлениями: возвращением к внешней и внутренней действительности фактического состояния языка, а также стремлением к выяснению категориальных основ человеческого языка, к всеобщей грамматике.
Введение
1. Язык как знаковая система
2. Функции языка
3. Язык и дискурсивное мышление
4. Проблема языка и мышления в концепциях западных ученых
5. Вербальные и невербальные существования мысли
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Философия языка – исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.
Философия языка примыкает к истории языка и языкознанию; она охватывает биологию, логику, психологию, социологию языка. Умозрительные рассуждения о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у инд. и древнегреч. философов (в т. ч. у софистов и Платона). Натуралистическая философия языка рассматривает язык – как способность, возникшую естественным путем, идеалистическая философия языка – как творение духа. Современное состояние исследований в области философии языка характеризуется двумя дополняющими друг друга направлениями: возвращением к внешней и внутренней действительности фактического состояния языка, а также стремлением к выяснению категориальных основ человеческого языка, к всеобщей грамматике. В связи с этим возвращаются к старым исследованиям языка, связанным с именами Гердера, Гумбольдта и Гримма. Это происходит потому, что указанные исследования идут по пути, который избрала новая онтология. X. Липпс исследует сущность языка с позиций экзистенциализма, рассматривая реальное протекание речевого процесса.
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности. Т. о. Будучи связанным, с понятийными аспектами именно мышление ответственно за осмысливание, переработку и трансформацию языкового знака в то, что он означает — в понятие.
Идеализм всегда стремился оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка), а если и признавал такую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей. Современная буржуазная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет мышление, наряду с материей (в отличие от языка, который всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга, которые характеризуются как мышление.
Язык и дискурсивное
мышление
Благодаря языку человек может проникнуть в глубь вещей, выйти за пределы непосредственного впечатления, организовать свое целенаправленное поведение, вскрыть сложные связи и отношения, недоступные непосредственному восприятию, передать информацию другому человеку, что является мощным стимулом умственного развития путем передачи информации, накопившейся в течение многих поколений.
Однако
язык имеет и еще одну очень
существенную роль, выходящую за пределы
организации восприятия и обеспечения
коммуникаций. Наличие языка и
его, сложных логико-грамматических
структур позволяет человеку делать
выводы на основе логических рассуждений,
не обращаясь, каждый раз к своему
непосредственному чувственному опыту.
Наличие языка позволяет
Эта
особенность решающим образом отличает
сознательную деятельность человека от
психических процессов
Совершенно
иные возможности открываются у
человека благодаря языку. Владея речью,
человек оказывается в
Сложившийся в течение многих тысяч лет общественной истории аппарат логического сочетания нескольких высказываний образует основную систему средств, лежащих в основе логического мышления человека. Моделью логического мышления, осуществляющегося с помощью речи, может являться силлогизм.
Логическое
мышление человека обладает многообразными
кодами или логическими матрицами,
являющимися аппаратами для логического
вывода и позволяющими получить новые
знания не эмпирическим, а рациональным
путем. Оно дает возможность вывести
необходимые системы следствий
как из отдельных наблюдений, которые
с помощью языка включаются в
соответствующую систему
Проблема
языка и мышления
в концепциях западных
ученых
Важно
отметить, что связи мыслительных
процессов с лингвистическими структурами,
широко обсуждается сегодня
Заметим, что отрицание "непосредственного
данного" означает, что знание существует
только тогда, когда оно вербализовано,
т.е. выражено словами. Если этот факт "непосредственно
данного" признается, то вопрос о его
отношении к языку и речи решается по-разному.
Встречается точка зрения, что непосредственное
знание о собственных сознательных состояниях
всегда, так или иначе, вербализовано.
Например, Г.Фейгл говорит о наличии сугубо
личного языка, с помощью которого субъект
выражает для себя указанное знание. Непосредственное
знание, прямой опыт он называет "сырыми
чувствами". Последние и выступают в
форме "личного языка", который в
процессе общения переводится на интерсубъективный,
обыденный язык. Эти примеры свидетельствуют
о междисциплинарном характере проблемы
соотношения языка и мышления и возможности
различных трактовок этого взаимодействия.
Вербальные
и невербальные способы
существования мысли
Можно
разделить два способа
Мышление как реальный
процесс представляет собой одну из важных
форм активности сознания. Поэтому оно
не может быть адекватно описано и понято
вне содержательно-ценностных и структурных
характеристик сознания. Будучи сознательной
деятельностью, мышление органически
связано с информационными процессами,
протекающими на бессознательно-психическом
уровне. По-видимому, правильнее было бы
даже сказать, что реальный процесс мышления
осуществляется в едином сознательно-бессознательно-
Мышление как активный,
целенаправленный процесс осуществляется
сознательно, является формой деятельностного
сознания. А это указывает на факт оценочной
регуляции (саморегуляции) мыслительного
процесса. Всякий сознательный процесс,
в том числе и мышление, есть в той или
иной степени общение. Естественно, что
общение невозможно без языка. Однако
язык является главным, решающим, но не
единственным средством общения, а это
позволяет думать, что коммуникиативность
мышления не ограничивается его вербализуемость.
Следует различать общение с другими и
общение с собой. Особенность общения
с собой состоит в том, что оно протекает
в интроспективном плане и существенно
отличается по характеру вербализации
от общения с другими. Характерно, что
общение с другими включает множество
невербальных средств коммуникации и
понимания (жест, пауза, ритм, мимика, выражение
глаз и т.д.). Не исключено, что развитие
человеческой коммуникации пойдет по
линии увеличения удельного веса этих
элементов в общении и со временем, следуя
предсказаниям писателей-фантастов, мы
станем телепатировать. Но пока язык остается
уникальным всеобщим способом коммуникации.
Логично предположить, что общение с самим
собой осуществляется через использование
средств невербальной коммуникации.