Законы диалектики. Закон отрицания отрицания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: Изучить и проанализировать закон отрицания, определить его мировоззренческое и методологическое значение. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
Изучить развитие диалектики;
Определить систематизацию диалектики;
Изучить и проанализировать закон отрицания отрицания;
Рассмотреть вопрос о противоречивых толкованиях закона отрицания отрицания.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
1.Развитие диалектики.........................................................................................5
1.1 Общие положения диалектики Гегеля...............................................5
1.2 Общие положения диалектического материализма..........................7
1.3 Систематизация диалектики................................................................9
2. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)............12
3. О противоречивых толкованиях закона отрицания отрицания............21
Заключение..........................................................................................................26
Список использованной литературы.................................................................28

Файлы: 1 файл

К.Р. ФИЛОСОФИЯ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Филиал ФГБОУ ВПО «Сочинский  государственный университет»

в г. Анапе Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Философия

 

На тему: Законы диалектики. Закон отрицания отрицания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнил студент 2 курса

                                          Группы 11-ЗБТ-А

                                    Григорюк К.И.

                                             _______________В.

                             Проверил:

                                          Тер-Геворкян Н.А.

                                            _______________

                                     Долматова Н.В.

 

 

 

Анапа, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................3

1.Развитие диалектики.........................................................................................5

    1. Общие положения диалектики Гегеля...............................................5
    2. Общие положения диалектического материализма..........................7

          1.3 Систематизация диалектики................................................................9

  1. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)............12
  2. О противоречивых толкованиях закона отрицания отрицания............21

Заключение..........................................................................................................26

Список использованной литературы.................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой философии. Его впервые ввел в философию  Сократ, который считал, что для  постижения истины необходимо разработать искусство спора (dialektike techne). Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разрабатывал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анализировал противоречия, возникавшие при попытке мыслить множественность и движение. Анализ высших родов бытия приводил к выводу, что бытие обладает противоречивыми определениями, поскольку оно едино и множественно, покоится и движется и т. д. Таким образом, для античной философии проблема противоречивости бытия сделалась одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы стало главной задачей диалектики.

Но в дальнейшем, в  средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как логику, определяющую лишь технику использования понятий. Само бытие было лишено диалектического статуса. Проблема противоречия, как и в целом проблема развития, были вытеснены из философии. Этот период в философии характеризуется как период господства метафизического (в смысле недиалектического, антидиалектического) метода.

Восстановление диалектики, ее обогащение и развитие происходило  особенно интенсивно в немецкой классической философии, главным образом в  философии Гегеля. Для Гегеля философия  – это способ самопознания сущности мира, а таковой Гегель провозглашал саморазвивающуюся идею. Поэтому задачу философии Гегель видел в том, чтобы изобразить процесс саморазвития идеи. Но в этом случае на первое место выдвигается вопрос о методе философии. Философия, говорил Гегель, не должна заимствовать свой метод у других наук, в частности и у математики. А такие попытки, как известно, предпринимались философами, например Спинозой.

Метод философии должен выразить свой собственный предмет. А раз таковым является идея, то метод выступает как осознанный способ выражения саморазвития идеи. Гегель утверждал, что само содержание философии должно двигать себя вперед по мере развития этого содержания. Это и есть диалектика. Никакого другого способа описания самодвижения идеи нет и быть не может, поскольку диалектично, т. е. внутренне противоречиво и взаимосвязано само развитие идеи. Характеризуя философию, Гегель выдвигает принцип, который в современной терминологии может быть обозначен как принцип системности.

В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания" в бытийных (онтологических) понятиях.

Актуальность данной темы состоит в том, что трактовки  развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний. Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками, и механицистами. Но как понимается при этом отрицание? На осуществление какого отрицания они ориентируются на практике? По этим вопросам их позиции различны.

Цель данной работы: Изучить  и проанализировать закон отрицания, определить его мировоззренческое и методологическое значение. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

Изучить развитие диалектики;

Определить систематизацию диалектики;

Изучить и проанализировать закон отрицания отрицания;

Рассмотреть вопрос о  противоречивых толкованиях закона отрицания отрицания.

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИКИ

1.1 Общие положения  диалектики Гегеля

Диалектика, говорит Гегель, представляет собою подлинную природу  определений рассудка, вещей и  конечного вообще. Диалектика есть имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т. е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает. Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость. Необходимо подняться, возвыситься до диалектики, которая преодолевает конечные определения рассудка. [11, С.262].

Это относится уже  к первой категории, к исходному  понятию всей гегелевской философии, к понятию «бытие». Бытие, поскольку  оно первое, исходное понятие, поскольку  оно начало, не может быть ничем  опосредовано и поэтому не имеет никаких определений. Это чистое бытие есть чистая абстракция, и поэтому оно, как абсолютно-отрицательное, есть ничто.

Итак, в первой категории  системы Гегель выявляет первое противоречие: бытие есть ничто. Бытие и ничто (небытие) выступают как всеобщие характеристики абсолюта, и Гегель, обращаясь к истории философии, оправдывает как Парменида, утверждавшего что есть лишь бытие, так и буддистов, для которых абсолют есть ничто.

Противоположность бытия  и ничто, равно как и тождество  этих категорий, могут быть преодолены только на пути движения самих категорий. Поэтому Гегель вводит понятия, которые должны помочь движению мысли. Одним из таких понятий является понятие «становление». Становление – одна из важнейших, если можно так выразиться, сквозных категорий гегелевской системы.

Внутренне противоречивое единство категорий, как, например, бытия  и ничто, приводит к становлению  новых, более богатых конкретным содержанием категорий.

Результат становления  представляет собою наличное бытие. Итак, от абсолютного, неопределенного, пустого бытия Гегель переходит к бытию с некоторой определенностью. Но определенность бытия есть качество. Так порождается следующая категория гегелевской системы.

Здесь нужно отметить, что каждая философская категория служит и для характеристики явлений природы, и для характеристики общества, и для характеристики явлений духовной жизни и процесса познания. Поэтому определения философских категорий носят заведомо общий, абстрактный характер. Содержание философских категорий несводимо к той или иной области бытия, и тем более несводимо к конкретному примеру, хотя в содержании этих категорий находит свое отражение любая конкретная область.

Другая особенность  философских категорий состоит  в том, что их определенность выявляется только в общей философской системе, в которой эти категории употребляются. Так, например, у Аристотеля категории определяются как характеристики сущего, а у Канта – как внутренне присущие рассудку формы упорядочения данных опыта. У Гегеля категория качества и следующие за ней категории количества и меры определяются только через уже имеющуюся категорию бытия. Качество, пишет Гегель, есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность. Так, например, дом останется тем, что он есть, будет ли он больше или меньше. [11, С.263].

Третья ступень бытия  – мера – есть единство первых двух, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, т. е. количественно определены, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики: но вместе с тем эта безразличность имеет также свои предел, при переходе которого, при дальнейшем увеличении или уменьшении вещи перестают быть тем, чем они были.

Мера служит отправным  пунктом перехода ко второй главной  сфере идеи, к сущности. Мы не будем  далее рассматривать построение Гегелем всей системы категорий. Само развертывание этих категорий  весьма формально и зачастую произвольно. Однако следует заметить, что Гегель широко использовал достижения философии в анализе категорий. Поэтому для своего времени он представил наиболее глубокое и развитое учение о диалектике.

1.2 Общие положения  диалектического материализма

Наследником гегелевской  диалектики как учения о взаимосвязи  и развитии, стал диалектический материализм. Диалектика Гегеля получила очень высокую  оценку Маркса и Энгельса.

Эта оценка основывалась не только на содержании учения Гегеля, но и на учете тех следствий, которые вытекали из диалектики, хотя сам Гегель не выводил этих следствий. Истинное значение и революционный характер гегелевской философии, писал Энгельс, состояло в том, что она раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Истина уже не представлялась в виде системы догматических положений, которые оставалось только зазубрить; истина теперь заключалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки.

Так обстоит дело не только в познании, не только в философии, но и в области практического  действия. История не может получить своего завершения в каком-то совершенном  состоянии человечества. «Совершенное общество», «совершенное государство» – это вещи, которые могут существовать только в фантазии. Каждая ступень в прогрессивном развитии человеческого общества необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением.

Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом новых условий, постепенно развившихся в ее собственных недрах.

Для диалектической философии  нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного  падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. И сама она является лишь отражением этого процесса в мыслящем мозгу.

Восприняв диалектику Гегеля, диалектический материализм унаследовал систему категории, свойственных гегелевской философии. Однако содержание этих категорий претерпело коренные изменения. Дело в том, что если для Гегеля система категорий выражала взаимоотношения, складывавшиеся в процессе саморазвития идеи, то для диалектического материализма категории являются средством для выражения процессов развития, протекающих в разных областях материального и духовного мира. Для Гегеля идея – творец всего сущего. Для диалектического материализма идея – форма осознания человеком окружающего его мира и его собственного бытия в этом мире. Поэтому в диалектическом материализме обозначается проблема соотношения диалектики объективной и диалектики субъективной. [11, С.264].

Объективная диалектика – это диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективная диалектика – это диалектика процесса познания и мышления людей. При этом субъективна она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: диалектика субъективная или диалектика объективная. Этот вопрос не возникал у Гегеля, так как он исходил из принципа тождества бытия и мышления. Для материализма, разумеется, первичной признается объективная диалектика мира, а субъективная диалектика деятельности сознания выступает как вторичное, как форма отражения мира, соответствующая своему объекту. Поэтому часто, когда говорят о диалектике, без особых оговорок рассуждают об объективной и субъективной диалектике как об одном и том же, что в какой-то мере оправданно. Однако лишь до тех пор, пока само мышление, сам процесс познания не становится предметом специального исследования.

Рассматривая вопрос о происхождении законов диалектики. Энгельс отмечал, что эти законы абстрагируются из истории природы  и общества, ибо сами эти законы суть не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также законы мышления. Эти законы, говорил Энгельс, по сути дела, сводятся к трем законам:

• закон перехода количества в качество и обратно;

• закон взаимного проникновения противоположностей;

• закон отрицания отрицания.

Ошибка Гегеля заключалась  в том, что он не выводил эти  законы из природы и истории, а  навязывал их природе и истории  как законы мышления. Отсюда вытекает вся вымученная и часто нелепая  конструкция: мир – хочет он того или нет – должен сообразовываться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления.

Информация о работе Законы диалектики. Закон отрицания отрицания