Законы диалетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:05, доклад

Описание работы

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

Файлы: 1 файл

Законы диалектики.docx

— 15.64 Кб (Скачать файл)

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство  и борьба противоположных начал  — внутренний источник движения и  развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия  — "тождество" и "различие" и  показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя  главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также  выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую  качественную ступень развития);

• борьба, где  одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная  сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона  переходит на более высокую ступень  развития;

• антагонистическая  борьба, где одна сторона может  выжить только за счет полного уничтожения  другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают  встречную помощь друг другу без  борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают  друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют  в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм  — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать  только вместе и не могут действовать  автономно друг от друга).

закон перехода количественных изменений  в качественные.

Качество  — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик  и связей предмета.

Количество  — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера —  единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно  меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает  момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой  раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход  в иное состояние понимается в  философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений  в качественные.

В природе  не всегда удается определить узловой  момент. Переход количества в принципиально  новое качество может произойти:

• резко, одномоментно; • незаметно, эволюционно.

Примеры первого  случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного  коренного изменения качества —  меры), то хорошей иллюстрацией данного  процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

 Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход  от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так  и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек  зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению  развития, но со спадами - расцвет Римской  империи сменился ее падением, но затем  последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время  и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

• принцип  всеобщей связи; • принцип системности; • принцип причинности;  • принцип историзма.

Всеобщая  связь означает целостность окружающего  мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов  — предметов, явлений, процессов.

Связи могут  быть: • внешние и внутренние; • непосредственные и опосредованные; • генетические и функциональные; • пространственные и временные; • случайные и закономерные.

Наиболее  распространенный вид связи —  внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма  как биологической системы, внешние  связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи  в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой  они располагаются в иерархическом  порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где  одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает  следствие, а связи в целом  именуются причинно-следственными.

Историзм  подразумевает два аспекта окружающего  мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование  и развитие во времени, которое длится всегда.

7. Категория  диалектики - наиболее общие понятия,  которыми оперирует философия  для раскрытия сути диалектических  проблем. 

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление; • форма и содержание; • причина и следствие; • единичное, особенное, всеобщее; • возможность и действительность; • необходимость и случайность.


Информация о работе Законы диалетики