Западная философия ХIХ - XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем:
на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в объективные, производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение)

Содержание работы

а) философия К. Маркса и Ф. Энгельса;
б) позитивизм и его развитие;
в) философия психоанализа и неофрейдизм;
г) эволюция религиозной философии;
д) философские проблемы человека (экзистенциализм, персонализм, философская антропология);
е) постмодернизм.

Файлы: 1 файл

5 философия .doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

5. Западная философия ХIХ - XX века:

а) философия К. Маркса и Ф. Энгельса;

б) позитивизм и его развитие;

в) философия психоанализа и неофрейдизм;

г) эволюция религиозной философии;

д) философские проблемы человека (экзистенциализм, персонализм, философская антропология);

е) постмодернизм.

А)Марксистская философия  была создана совместно двумя  немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Материалистическое понимание  истории. Общественно-экономические формации.

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем:

на каждом этапе общественного  развития люди для обеспечения своей  жизнедеятельности вступают в объективные, производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

производственные отношения  образуют экономическую систему, которая  является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

указанные государственные  и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

в зависимости от уровня развития производительных сил и  производственных отношений, определенного  типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

Диалектический материализм.

В основу диалектического  материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля. Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии  решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится  в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и  дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна  и бесконечна, периодически принимает  новые формы своего существования;

 важным фактором  развития является практика –  преобразование человеком окружающей  действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

б) позитивизм и  его развитие;

Позитиви́зм (положительный) — философское учение и направление, определяющее единственным источником истинного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Возникла идея очищения науки от философии. О. Конт утверждал: «Наука — сама себе философия». Но многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания.

Выделяют четыре этапа развития позитивизма:

    Первый (классический) позитивизм. Основатель  — Огюст Конт. Представители:, Герберт Спенсер.

    Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

    Неопозитивизм  или логический позитивизм. Представители:  Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок,

    Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун.

В)философия психоанализа и неофрейдизм;

Фрейдизм — психологическая  концепция начала XX в. З. Фрейда и  развившееся на ее. В основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации

Важными являются следующие  гипотезы фрейдизма:

    каждое психическое  явление имеет определенную причину;

    бессознательные  процессы играют более значительную  роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные;

    существуют три  основные инстанции в организации  психической деятельности человека: (Ид — Оно, Эго — Я и  Супер-Эго — Сверх-Я). которые  объединяют сознание и подсознание  человека и проявляются в его поведении.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно считать открытие им того факта, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые  подобны животным инстинктам, многие наши желания и чувства.

Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

Учение Фрейда о психоанализе послужило толчком для развития концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в  рамках которой изучены формы  межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.

Одним из лучших учеников Фрейда был швейцарский психиатр К. Г. Юнг (1875-1961).

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к  выводу, что наряду с «индивидуальным  бессознательным» существует и «коллективное бессознательное».

Коллективное бессознательное  — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

Юнг выступал также и против символической трактовки Фрейдом  снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.

В связи с этим Юнг вводит понятие «архетип». Если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования  и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.

г) эволюция религиозной философии;

Религия - один из фундаментальных  источников ценностей и ориентиров для человека. Способы религиозного осмысления действительности отличаются от научных методов, имеют свою специфику. Наиболее распространенными среди них есть "иллюзия позатилесности" и "мистическое прозрение".

Первый является попыткой умозрительно выйти из своего индивидуального  тела, освободиться от телесности и увидеть окружающий мир якобы сбоку, быть причастным к вселенной. Второй - углубление в собственное личное "Я", преодоление границы с внешним миром.

В основе религиозно-философской  онтологии лежит учение о Боге и доведении рациональности или  иррациональности его бытие.. Основой познания считается откровение, зафиксированное в системе догматов. Задача же философии и науки - помочь человеку приблизиться к откровению для укрепления веры.

В религиозной философии  ярко выражается теологическое решение  социальных проблем. Как правило, вся система общественного отношения толкуется из позиций провиденциализма (теологическая концепция истории как промысла Божьего) и сводится к божественной целесообразности.

Религиозная философия представлена разными течениями, которые имеют общие черты и признаки. Тем не менее разные церкви кладут в основу своих учений разные философские идеи.

Католическая  философия - это совокупность существующих в католицизме философских течений, таких как неотомизм, тейярдизм, неоавгустианизм. "теология освобождения" и прочие.

Наиболее авторитетным течением является неотомизм как  официальная философская доктрина Ватикану. Ведущие представители этого направления: Э. Жиль-Сон (1884-1973), Ж.Маритен (1882-1973) - в Франции; Э.Корет (нар.1919) - в Австрии; Ю.М.Бохенський (нар.1902) - в Швейцарии; К.Ранер (1904-1984) - в Германии; Ф. Ван-Станберген (нар.1904) - в Бельгии; К.Войтила (нар. 1920) - в Польши (нынешний Папа Римский Иоанн-Павел II) и др.

Ведущий представитель  неотомизма Э. Жиль-Сон распределяет таким образом: "Иметь веру - это  значит принять кое-что, так как  оно представлено Бог. А теперь, - что означает наука (т.е. научные убеждения. ). Это значит принимать кое-что, что воспринимается как истинное в свете естественного ума. Всем, кто занимается отношениями Ума и откровение, ни в коем случае не следует терять из виду важную разность между этими двумя типами принятия истины. Я знаю благодаря уму, который нечто истинное, так как я вижу, что оно истинное, но я верю, что нечто истинное, так как Бог сказал, что оно истинное. В этих двух случаях причины моего принятия истины разные и, итак, науку и веру нужно рассматривать как два совсем разных типа принятие истины".

Итак, неотомисты различают два источника познания - естественный ум (науку) и божественное откровение (веру как непоколебимую  уверенность в том, что Бог  открыл человеку через слово и  то произнесенное Богом есть истинным).

д) философские  проблемы человека (экзистенциализм, персонализм, философская антропология);

Экзистенциали́зм (существование), также философия  существования — направление  в философии XX века, акцентирующее  своё внимание на уникальности иррационального(сверхразума) бытия человека.

Единственным, кто чётко  выражал свою принадлежность к этому  направлению, был Жан-Поль Сартр. Его  позиция была обозначена в докладе  «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом  смерти. В результате мир становится для человека «близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в  философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор»  личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу  обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

Персонали́зм (от лат. persona —  личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью  и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

В персонализме можно выделить яркое и актуальное течение диалогический  персонализм, представителями которого являются М. Бубер, Н.Бердяев, М.Бахтин. Социальная сторона личности, а именно коммуникация или диалог, заявляются в диалогическом персонализме основанием конституирования всей личности..

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле —  философское учение о природе  и сущности человека; первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля, стремившееся к созданию учения о человеке путём использования различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

М. Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, однако люди ими полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека — это главная проблема философии. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире.

е) постмодернизм.

Постмодернизм (фр.  после  модернизма) Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных  черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Постмодернизм  символизирует конец западного господства в религии и культуре. Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы».

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством.

Информация о работе Западная философия ХIХ - XX века