Западный цивилизационный тип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX—VIII вв. до н. э. до IV— V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации

Файлы: 1 файл

Западный цивилизационный тип.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Западный цивилизационный тип

Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся  в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах  Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем  Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX—VIII вв. до н. э. до IV— V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации. 
   Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII— XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX—VI вв. до н. э. последняя попытка удалась — возникло античное общество. 
   Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески — это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры — рациональность. 
   Установка на гармонию во всем космосе связана была и с культуросозидающей деятельностью “античного человека”. Гармония проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда — формулирование канона — совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело — прообраз мира. Космологизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру — характерные ценности античной цивилизации. 
   Цивилизации Востока выросли на поливном земледелии. Античное общество имело иную сельскохозяйственную основу. Это так называемая средиземноморская триада — выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин. 
   В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса. 
   В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок. 
   Появился первый в истории образец народовластия — демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти. 
   В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было езначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны. 
   В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество — вторичными. 
   Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов. 
   В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации (см.: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1994. — С. 60).

 

Западноевропейская  цивилизация Средневековья

Бэгби относит  её к разряду главных цивилизаций.

Западноевропейская цивилизация  Средневековья – вторичная, сформировавшаяся на месте древнейших локальных цивилизаций - древнегреческой и древнеримской.

Феодальная (сословно-корпоративная) цивилизация. Каждый человек в западноевропейском Средневековье был включен в то или иное сословие (первое — духовенство, второе — дворянство, третье — остальная часть общества: купечество, мещанство, крестьянство) и корпорацию (монастырь, приход, рыцарский орден, городская коммуна, купеческая гильдия, ремесленнический цех или иное объединение по профессии и роду занятий, например, корпорация студентов университета или корпорация юристов данного города, сельская община).

Сословно-корпоративный  строй защищал человека, гарантировал ему неизменность повседневного привычного порядка жизни, позволял ему на равных участвовать в делах своей корпорации.

Каждое сословие, каждая корпорация занимали свое место в  средневековой общественной иерархии (от духовной и светской аристократии до городских нищих, которые тоже составляли отдельное объединение) и выполняли свою функцию в  общественном разделении труда (духовенство молится, дворянство воюет, крестьянство пашет).

Корпорации сплачивали общество, что позволяло ему вести диалог с властью через свои представительные органы (парламент в Англии, генеральные  штаты во Франции, кортесы в Испании).

Средневековые западноевропейские государства были сословно-представительными монархиями, которые по мере обретения обществом национального единства заменялись абсолютными монархиями.

Локализованная цивилизация. Пространственно ограниченная на востоке византийской, русской, арабской, а затем османской (турецкой) цивилизациями, на западе — Океаном.

Географическое единство народов западноевропейской цивилизации обеспечивалось относительно небольшой территорией Западной Европы, связанной системой рек и береговой линией внутренних морей и заливов.

Историческое единство народов западноевропейской цивилизации было основано на культуре, рожденной из соединения варварского мира германских племен и мира Западной Римской империи.

Христианская (католическая) цивилизация. Религиозное мировоззрение народов Западной Европы, этические и эстетические ценности сформировались под влиянием католической Церкви, которая, по существу, была государством в государстве, претендующим на подчинение светской власти духовной. Единая церковная организация воплощала идею духовного единства западноевропейской цивилизации, противостоящей Востоку православному и мусульманскому.

Беря на себя посредничество между Богом и людьми, снимая с  человека греховность его поступков, Церковь проповедовала не только идеал смирения, но и идею активного участия в мирских делах — во имя веры.

Периодизация Западноевропейской цивилизации Средневековья:

1.       IV-X вв. - века агрессивного и темного варварства.

2.       XI - XII вв. - “юношеский период”, когда общество само изобретало, “подбирало чужое”.

3.       1300 - 1450 гг. - время экономического спада, “огрубления, упрощения социума”.

4.       1450 - до XVII в. - рождение Нового времени.

Французский историк Жак  де Гофф выдвинул концепцию “долгого Средневековья”:

1.                   Начало - II - III в. (поздняя античность);

2.                   Конец - XVIII в. (французская революция).

Можно выделить несколько типов (моделей) формирования феодализма Западноевропейской цивилизации  Средневековья:

1.         Византийский путь;

2.         Итальянская модель;

3.         Французский путь;

4.         Скандинавско-русский путь;

5.         Мусульманская модель;

6.         Восточная модель.

Генезис феодализма характеризуется  разнообразием форм перехода, широтой  охвата и множественностью направлений движения. Происходит сближение уровней развития локальных цивилизаций, которые подошли к очередной исторической ступени - средневековой цивилизации.

Начиная с IX в. центр мирового прогресса вновь переместился в  Европу (хотя точнее было бы говорить о многополюсном мире, причём каждый из полюсов обладал своим ритмом).

Признаки Западноевропейской цивилизации Средневековья:

1.         Господство мировой религии христианства, воздействие её на исторический прогресс

2.         Большая личная свобода и экономическая заинтересованность крестьян и городских ремесленников по сравнению с жёстким внеэкономическим принуждением рабовладельческого строя.

3.         Особенности политического развития, создание торгово-политических империй и союзов.

4.         Техника средневековья. Здесь нет таких впечатляющих скачков, как в эпохи раннерабовладельческой или индустриальной цивилизаций. Земледельческая техника, хотя и предполагала трехполье и применение улучшенного плуга, развивалась крайне медленно. Основой энергетики ремесла стала “революция мельниц” - ветряных и водяных. Ф. Бродель даже говорит о первой промышленной революции, которая выразилась в распространении в Англии сукновальных мельниц (150 шт. в XII—XIII вв.), лесопильных мельниц, бумажных, для помола зерна и т.п. К крупным нововведениям той эпохи можно отнести использование бумаги и пороха, развитие часового производства, применение линз, очков и цветного стекла, морского компаса и кормового руля, что расширило возможности судоходства.


Североамериканская 

Другим проявлением  отхода от либеральной, по сути индивидуалистической модели в Европе является повсеместное распространение кооперативов. Наиболее заметно их влияние в экономике  Австрии и Нидерландов. Сельское хозяйство в этих странах является весьма развитым и высокопродуктивным, а практически все крестьяне здесь объединены в кооперативы. Кооперация не носит производственного характера, целью ее является защита сельского производителя от власти крупных перерабатывающих и торговых компаний. Для этого крестьяне создают собственные перерабатывающие и сбытовые организации на кооперативных началах. Местные кооперативы объединяются в региональные и общенациональные структуры, которые позволяют небольшим крестьянским хозяйствам сохранять независимость и одновременно находить средства на модернизацию и техническое перевооружение своего производства. Кооперативное движение охватывает и мелких городских производителей. Государство оказывает кооперативам разнообразную поддержку.  
Для европейской экономической модели характерна двухуровневая банковская система, при которой непосредственные услуги частным клиентам оказывает множество коммерческих банков и финансовых учреждений, а Центральный банк осуществляет, главным образом, функции регулятора монетарной сферы.  
Структура собственности в Европе преимущественно смешанная благодаря тому, что большая часть фирм является акционерными обществами. Акции многих, особенно крупных, корпораций распределены между тысячами мелких владельцев. В то же время, пакеты акций приобретаются другими фирмами и государственными учреждениями, причем иногда и иностранными. 
В послевоенное время в Европе усилились интеграционные тенденции, в отличии от предыдущей и современной североамериканской цивилизации, и в настоящее время создан Европейский Союз, в котором существует единое экономическое пространство с единой валютой, единым таможенным и унифицированным налоговым законодательством, отсутствием внутренних экономических границ и прозрачностью политических. Сейчас фактически отсутствуют препятствия для превращения совокупности национальных экономик стран-членов союза в единую экономическую систему. ЕС является открытой организацией, и присоединиться к нему в будущем могут все европейские страны, чья экономика достигнет необходимого уровня развития.

3.1.2 Североамериканская  цивилизация

Вопрос о том, следует  ли считать Североамериканское сообщество отдельной цивилизацией, или же оно  является ветвью Западной цивилизации, является весьма дискуссионным. Однако история США, которые являются ядром этого цивилизационного образования, соответствует типичному поведению молодой, растущей цивилизации. Это и успешная ассимиляция захватываемых территорий, и быстрый рост экономической, политической и военной мощи, и предпочтение простых силовых решений возникающих конфликтов, и стремление к распространению своего влияния, в том числе и культурного, на весь остальной мир, и устойчивое поступательное развитие общества, и, главное, отсутствие видимых противоречий между различными элементами цивилизации, внутренняя однородность. 
Североамериканская цивилизация является сугубо перенесенной. Европейская цивилизация, распространяясь по Северной Америке и вступая во взаимодействие с местной природой и сообществами индейцев, практически ничего не взяла от культуры аборигенов, но все же эти столкновения модифицировали европейскую культуру и европейский менталитет.

Латиноамериканская

Латинская Америка, однако, имеет одну характерную особенность, которая отличает ее от Запада. Хотя Латинская [c.56] Америка и является отпрыском европейской цивилизации, она эволюционировала совершенно другим путем, чем Европа и Северная Америка. Культура там клановая и авторитарная, что в Европе проявилось значительно слабее, а в Северной Америке не проявилось вовсе. И Европа, и Северная Америка почувствовали на себе влияние Реформации и объединили в себе католическую и протестантскую культуры. Латинская Америка исторически была только католической, хотя сейчас ситуация может меняться. Латиноамериканская цивилизация ассимилировала местные культуры, которые не существовали в Европе и были полностью уничтожены в Северной Америке и значимость которых меняется от Мексики, Центральной Америки, Перу и Боливии с одной стороны до Аргентины и Чили — с другой. Политическая эволюция и экономическое развитие Латинской Америки резко отличаются от моделей, превалирующих в североамериканских странах. Сами жители Латинской Америки отличаются по субъективной самоидентификации. Некоторые говорят: “Да, мы — часть Запада”. Другие заявляют: “Нет, у нас своя уникальная культура”, а великие писатели Латинской и Северной Америки тщательно описывают свои культурные различия . Латинскую Америку можно рассматривать либо как субцивилизацию внутри западной цивилизации, либо как отдельную цивилизацию, близко связанную с Западом и не определившуюся во мнении, принадлежит ли она к Западу или нет. Для анализа, который фокусирует внимание на международных политических аспектах цивилизаций, включая взаимоотношения между Латинской Америкой с одной стороны и Северной Америкой и Европой — с другой, последняя точка зрения более приемлема.

Таким образом, Запад включает в себя Европу, Северную Америку, а  также страны, населенные выходцами  из Европы, то есть Австралию и Новую Зеландию. Взаимоотношения между двумя основными составляющими Запада, однако, менялись со временем. В течение длительного [c.57] периода своей истории американцы определяли себя как общество, противопоставленное Европе. Америка была страной свободы, равенства возможностей, будущего; Европа олицетворяла угнетение, классовый конфликт, иерархию, отсталость. Заявлялось даже, что Америка — отдельная цивилизация. Это противопоставление Америки и Европы было в значительной мере следствием того, что по крайней мере до конца девятнадцатого столетия контакты Америки с не-западными цивилизациями были ограничены. Однако как только Соединенные Штаты вышли на мировую арену, у них появилось чувство более широкой идентификации с Европой . Если Америка девятнадцатого века ощущала себя отличной от Европы и противопоставленной ей, то Америка двадцатого столетия определяет себя как часть и, несомненно, как лидера более широкой идентификации — Запада, — которая включает в себя Европу.

Сейчас термин “Запад”  повсеместно используется для обозначения того, что раньше именовалось западным христианством. Таким образом, Запад является единственной цивилизацией, которая определяет себя при помощи направления компаса, а не по названию какого-либо народа, религии или географического региона . [c.58]

Такая идентификация вырывает эту цивилизацию из ее исторического, географического и культурного  контекста. Исторически западная цивилизация  является европейской цивилизацией. В современную эру западная цивилизация  стала евроамериканской, или североамериканской, цивилизацией. Европу, Америку и Северную Атлантику можно найти на карте, а Запад — нельзя. Название “Запад” также дало повод для возникновения концепции “вестернизации” и способствовало обманчивому объединению понятий “вестернизация” и “модернизация”: легче представить себе “вестернизацию” Японии, чем ее “евроамериканизацию”. Европейско-американская цивилизация, однако, повсеместно называется западной цивилизацией, и этот термин, несмотря на его серьезное несоответствие, будет использоваться и в этой книге.


Информация о работе Западный цивилизационный тип