Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:44, реферат
Заратустра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры — Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребенком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.
БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ (БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ НГУЭУ)
РЕФЕРАТ:
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Философия
Новосибирск
2012
ЗАРАТУСТРА [Заратуштра, греческое — Зороастр] — полулегендарный реформатор иранской религии.
Некоторые средневековые мусульманские историки (Бируни, Balazuri, Казвини, Jagut al-Hamavi и др.), цитируя поздние зороастрийские источники указывали, что Зороастр родился в Атропатене, на территории нынешнего Иранского Азербайджана.
Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России. В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племен, откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе, который стал его верным последователем.
Заратустра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры — Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребенком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.
Ученые полагают, что он родился примерно между 1700 и 600 гг. до н.э. Общепринятым считается мнение о том, что он жил примерно около 1000 лет до н.э. или ранее.
Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.
Реформаторская деятельность
Заратустры отразилась в придании иранской
религии того абстрактного характера,
который поражал ещё
Зороастризм - это одна из древнейших мировых религий. Заратустра, ее основатель, был пророком, общавшимся с Богом лицом к лицу. Заратустра жил в обществе, не имеющем письменности, в котором люди не делали записей происходящего. Его учения передавались в устной традиции, и многое из того, что позднее было записано о его жизни и учениях, было потеряно или уничтожено. То, что ученым удалось собрать о нем, основано на трех источниках - (1) из истории предположительного времени жизни Заратустры и времени, которое предшествовало его жизни, (2) изучение тогдашних традиций и (3) изучение семнадцати священных гимнов под названием "Гаты". Ученые пришли к выводу, что Заратустра является автором этих гимнов. "Гаты" записаны в "Авесте", священных писаниях Зороастризма.
Легенда о Заратустре вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фридриха Ницше на создание произведения «Так говорил Заратустра». Подлинные источники иранской религии — Авеста — в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поименно; выступает против оргиастического культа хаома (см. "Авеста"). Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями. Современные научные данные (уточненный анализ яз. Авесты) позволяют в согласии с зороастрийской традицией утверждать, что родиной З. был северо-западный Иран; ареной, на к-рой он выступал, был по - видимому северо-восток Ирана, т. е. та его часть, где с наибольшей рельефностью отразился контраст между оседлым и кочевым бытом. Можно думать, что деятельность З. была связана с изменением хозяйственных отношений на севере Ирана, с переходом от скотоводства к земледелию. Более или менее точное определение времени деятельности З. представляет затруднения. Во всяком случае его следует отнести к первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Реформаторская деятельность З. отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, к-рый поражал еще классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собою олицетворение отвлеченных идей, лишенных плоти: Ахура Мадза (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Ваху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с к-рыми боролся З., поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с к-рыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардви Сура, Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным лит-ым наследием З. считаются упомянутые гаты.
Легенда о З. вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фр. Ницше. Как и легендарный герой Ирана, З. Ницше — в его произведении "Так говорил З." (Also sprach Zarathustra) — реформатор и мудрец. Он объявил войну старой религии и морали. Девизу христианства: "люби ближнего" он противопоставляет свой лозунг: "люби дальнего". "Дальний" — сверхчеловек — будет презирать человека, подобно тому, как с презрением смотрит сейчас человек на обезьяну. Ницше создает свою новую аристократическую мораль, мораль сильных, ведущих ожесточенную борьбу с "моралью рабов", основанной на сострадании. Уравнительным демократическим тенденциям своего времени он противопоставляет гордое одиночество и безграничную свободу личности. Творец З., индивидуалист, имеет своего предшественника — философа Штирнера, автора "Единственного и его собственности", который в этом произведении объявил войну религии сострадания и идее равенства накануне революции 1848.
Эпоха общественного подъема естественно не могла явиться благодарной почвой для философии Штирнера, отталкивающейся от этой общественной жизни. Совершенно иной была социальная обстановка, когда появилась ницшеанская философия Заратустры. Крупный капитал сметает со своего пути все, что мешает его развитию, ликвидируется все патриархальное, традиционное, отстающее от его бешеного темпа. Заповеди христианской морали начинают звучать особенно фальшиво, когда сопоставляются с новой капиталистической действительностью. Одновременно образуются слои, не находящие себе в ней места, подавленные суровыми требованиями жизни, но презирающие свое бессилие. Представителем этих отброшенных историей групп и был Ф. Ницше. Он, как указывает Меринг, "на основании художественных реминисценций рисует себе „сверхлюдей“, „свободные, очень свободные умы“, „хороших европейцев“ — пышные прозвища, которые он производит тем более слепо, чем более инстинктом декадента он чувствует, что дело сводится к приукрашиванию весьма невзрачных фигур эпохи падения. Являясь субъективно безумием духа, продуктом отчаяния, эта так наз. философия представляет объективно прославление крупного капитализма"
« Извилист путь великих людей и рек, Извилист, но к избранной цели ведет: В этом мужество их выражается — Путей извилистых нисколько не страшатся.»
Ф. Ницше Песни Заратустры
Множество пророчеств великого Заратустры дошло до наших дней. Сохранились записи его ведений грядущих мировых битв Добра со Злом, конца времен и Судного дня. Заратустра предупредил: не одно жесточайшее сражение придется выдержать человечеству, но появится, наконец, «Божественный царевич», воины которого воспоют святые молитвы, и победоносно завершит он вековечный бой. И тогда закончится Эра волка и наступит Эра овцы, то есть вражду сменит любовь. «Овца» — не предвидение ли это появления Агнца Божьего за много веков до Рождества Христова?..
Тем не менее, сегодня очень немногие знают, кто такой Заратустра.
И какое учение с красивым названием, похожим на женское имя, — Авеста — проповедовал он?
Имя самого пророка на слуху
у всех благодаря знаменитому
философско-поэтическому эссе Фридриха
Ницше «Так говорил Заратустра».
Читавшие этот труд, доверившись ницшеанской
интерпретации, связывают воззрения
реально существовавшего
Наверное, чувствуя, что его намерения остались непонятыми, Ницше специально сделал такое пояснение: «Никто не задал мне вопрос, а его следовало бы задать, что означает имя Заратустры именно в моих устах, в устах первого имморалиста: ибо как раз то, благодаря чему этот перс занимает столь исключительное положение в истории, прямо противоположно моим воззрениям. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла тот главный рычаг, управляющий движением вещей, — это он осуществил переработку моральных понятий в метафизические... Заратустра первым создал это роковое заблуждение, мораль, следовательно, он должен быть первым, кто познал его. Не только потому, что его опыт шире и многообразнее, чем у любого другого мыслителя, ...гораздо важнее то, что Заратустра правдивее их всех...»
Нацисты же, провозгласив Ницше (и воспетого им Заратустру) своим идеологом, в корне извратили взгляды и того, и другого. Ницшеанскую свободолюбивую «философию жизни» варварски приспособили под свою философию смерти, зороастрийскую (от греческого написания имени пророка) «религию радости», «религию нравственности» — именно так нередко называют авестийский культ — подменили собственно безнравственной идеологией убийства и скорби.
На самом деле зороастрийское учение в корне отрицает насилие, осуждая его и олицетворяя, в образе одного из трех самых страшных дэвов, носителей Зла, — Айшмы. Главными добродетелями в нем считаются мирный труд, творческое вдохновение и, помимо молитв и божественных прозрений, простое человеческое счастье, например счастье любить и иметь семью и детей;
Ученые не сомневаются, что Заратустра — не мифическая, а реально существовавшая личность, основоположник светлой великой религии.
Но многие представители
науки расходятся во мнениях по поводу
даты и места рождения пророка. Существует
множество взаимоисключающих
Когда и где жил пророк — также пока точно не ясно, но многие факты из его жизни отражены в сочиненных им самим песнях, или гимнах — гатах, отчасти в других авестийских сочинениях.
В этой книге мы расскажем вам удивительную историю его жизни, и конечно, не обойдем вниманием и само зороастрийское учение. Оно, по сути дела, является не только религиозной доктриной, быть может, первым на земле проявлением монотеизма — культом Единого, Творца, но еще и сводом научных знаний.
Авестийская мифология —
первый в истории человечества документ,
в котором планета Земля
Арийские священнослужители знали и законы движения других планет и светил, включая и те небесные тела, что были открыты астрономами лишь в новые времена. А некоторые должны быть обнаружены лишь в будущем.
А еще Авеста — произведение искусства. Она эмоциональна, она — не только для интеллектуалов, но и для всех, кто готов сопереживать, смеяться и плакать. Для тех, кто любит и почитает все живое на земле и стремится к гармонии с внешним миром.
Для людей, для нас...