Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого
являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в
Древней Греции наука.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к
железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных
структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной
религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных
нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост
научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная
атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

(Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает,

что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;

методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и

природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как

выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера

решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика

протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия

обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика

(гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются

мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода

греческой философии.

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир

философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для

последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина

философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение:

философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется,

что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие

идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории

государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем

философским открытием античности, которое определило не только мышление

современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние»

механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно

сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если

теория как принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то

ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще

не вполне ясно.

     Школы античной философии.

По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений,

из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и

киренских философов. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия

Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская

школа).

     Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа –

древнейшая натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская

философия – это протофилософия. Для нее характерно еще отсутствие поляризации

на материализм и идеализм., наличие многих образов мифологии, значительных

элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской

терминологии, представление физических процессов в контексте моральной

проблематики»[3]. Но ионийская философия

уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы –

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как

субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом

смысле ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже

божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из

стихий. Фалес –  основатель милетской, или ионийской школы, – первой

философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики,

первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у

египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее

основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой

покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес

разделил год на 365 дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем

разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует

борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит

ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который

упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать

мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до н.э.) считал

началом всего бесконечную природу – нечто среднее между четырьмя элементами. Он

говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический

процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом

воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей.

Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из

смеси беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ

астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских колониях

греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового единства. К ним

относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые исследовали мировое

целое. Они замечали прежде всего правильность в движении небесных тел и от них

пытались перенести эту правильность на земные явления, явления физического и

морального миров. Пифагорейская школа была основана Пифагором в Кротоне

(Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее

начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это

было религиозно-философское аристократическое братство, оно имело большое

влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими

обычаями и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь

следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие,

подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Пифагорейская

школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего

существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики

составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все

процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде

господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, «как целое, понятие

космос, первоначально означавшее порядок, украшение». Если задать себе

вопрос «философской направленности Пифагора, то, кажется, можно с полной

уверенностью сказать, что это была прежде всего философия числа, этим

оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все

существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее

качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде,

отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует

определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими

же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как

средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали

развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических

комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка. Таким образом,

пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной,

точной и систематической наук.

     Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения

которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V

в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два

первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом  италийском  городе  Элея, а

третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса. Но так как основные

учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи,

то школа в целом и получила название элейской

[4]. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его

количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают

направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею

мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в

едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином

понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием

служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в

образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого

искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной

политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину,

положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли

бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий

афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а

затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке

поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение,

что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития

большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том

числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой:

«Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает

на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к самостоятельному

поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы

и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес

Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое

человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.

Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников:

Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею

создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах.

Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из

аристократических родов (можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика

– Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на

северо-западной окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до

самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан

закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за

мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он, называл

софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с

учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от

сильных мира сего. У Сократа Платон научился и сомнению, и иронии, и искусству

беседы. Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма

серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной

тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об

Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и

политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править

справедливо, исходя из принципов общего блага.

В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу –

Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской

направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его

работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из

самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание

Александра Македонского. На развалинах Великой Империи возникли Эллинистические

государства и новые философы.

Если прежние этические учения видели главное средство нравственного

совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь,

напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни

освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от

политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы

стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала

еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не просто наука, но

прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии

научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации,

сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где

разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Свободу от

власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца;

сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец,

согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание

философии как науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе

и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно,

то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет

непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба:

примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.

Полный отказ от социального активизма в этике встречается у знаменитого

материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее известным из римских

эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.). Отдельный человек, а

не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым

Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид –

первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц,

от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия.

Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для

личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к

Информация о работе Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки