Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:50, контрольная работа
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого
являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в
Древней Греции наука.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к
железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных
структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной
религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных
нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост
научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная
атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
(Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает,
что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;
методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и
природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как
выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера
решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика
протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия
обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-
(гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются
мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода
греческой философии.
Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир
философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для
последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина
философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение:
философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется,
что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие
идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории
государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем
философским открытием античности, которое определило не только мышление
современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние»
механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно
сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если
теория как принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то
ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще
не вполне ясно.
Школы античной философии.
По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений,
из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и
киренских философов. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия
Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская
школа).
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа –
древнейшая натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская
философия – это протофилософия. Для нее характерно еще отсутствие поляризации
на материализм и идеализм., наличие многих образов мифологии, значительных
элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской
терминологии, представление физических процессов в контексте моральной
проблематики»[3]. Но ионийская философия
уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы –
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как
субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом
смысле ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже
божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из
стихий. Фалес – основатель милетской, или ионийской школы, – первой
философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики,
первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у
египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее
основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой
покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес
разделил год на 365 дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем
разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует
борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит
ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который
упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать
мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до н.э.) считал
началом всего бесконечную природу – нечто среднее между четырьмя элементами. Он
говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический
процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом
воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей.
Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из
смеси беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ
астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских колониях
греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового единства. К ним
относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые исследовали мировое
целое. Они замечали прежде всего правильность в движении небесных тел и от них
пытались перенести эту правильность на земные явления, явления физического и
морального миров. Пифагорейская школа была основана Пифагором в Кротоне
(Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее
начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это
было религиозно-философское аристократическое братство, оно имело большое
влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими
обычаями и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь
следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие,
подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Пифагорейская
школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего
существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики
составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все
процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде
господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, «как целое, понятие
космос, первоначально означавшее порядок, украшение». Если задать себе
вопрос «философской направленности Пифагора, то, кажется, можно с полной
уверенностью сказать, что это была прежде всего философия числа, этим
оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все
существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее
качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде,
отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует
определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими
же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как
средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали
развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических
комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка. Таким образом,
пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной,
точной и систематической наук.
Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения
которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V
в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два
первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом италийском городе Элея, а
третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса. Но так как основные
учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи,
то школа в целом и получила название элейской
[4]. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его
количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают
направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею
мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в
едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином
понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием
служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в
образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого
искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной
политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину,
положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли
бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий
афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а
затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке
поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение,
что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития
большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том
числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой:
«Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает
на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к самостоятельному
поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы
и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес
Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое
человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.
Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников:
Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею
создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах.
Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из
аристократических родов (можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика
– Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на
северо-западной окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до
самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан
закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за
мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он, называл
софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с
учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от
сильных мира сего. У Сократа Платон научился и сомнению, и иронии, и искусству
беседы. Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма
серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной
тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об
Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и
политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править
справедливо, исходя из принципов общего блага.
В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу –
Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской
направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его
работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из
самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание
Александра Македонского. На развалинах Великой Империи возникли Эллинистические
государства и новые философы.
Если прежние этические учения видели главное средство нравственного
совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь,
напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни
освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от
политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы
стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала
еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не просто наука, но
прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии
научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации,
сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где
разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Свободу от
власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца;
сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец,
согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание
философии как науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе
и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно,
то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет
непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба:
примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.
Полный отказ от социального активизма в этике встречается у знаменитого
материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее известным из римских
эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.). Отдельный человек, а
не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым
Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид –
первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц,
от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия.
Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для
личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к
Информация о работе Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки