Зарождение научного мышления в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 00:17, реферат

Описание работы

К началу первого тысячелетия до н.э. в Древней Греции резко изменился характер общественной жизни ( процессы колонизации, мореплавания, торговли). Развитие этих процессов привело к появлению многих нестандартных соц. Значимых ситуаций, когда простое следование правилам, ритуалам стало невозможным или опасным. Потребовались научные знания. Первым направлением стал поиск причин порядка в окружающем мире. Основным направлением стал поиск общих принципов и первопричин. Лифкипп и Демокрид закладывают основы атономистическонго учения. основным познавательным методом становится логика.

Файлы: 1 файл

Зарождение научного мышления в Древней Греции.docx

— 21.80 Кб (Скачать файл)

Зарождение научного мышления в  Древней Греции.

К началу первого тысячелетия  до н.э. в Древней Греции резко изменился характер общественной жизни ( процессы колонизации, мореплавания, торговли). Развитие этих процессов привело к появлению многих нестандартных соц. Значимых ситуаций, когда простое следование правилам, ритуалам стало невозможным или опасным. Потребовались научные знания. Первым направлением стал поиск причин порядка в окружающем мире. Основным направлением стал поиск общих принципов и первопричин. Лифкипп и Демокрид закладывают основы атономистическонго учения. основным познавательным методом становится логика.

Резкое изменение характера общественной жизни в европейском очаге культуры к началу I тысячелетия до н. э. было обусловлено процессами колонизации, мореплаванием, торговлей. Это изменение сопровождалось появлением большого числа нестандартных социально-значимых ситуаций, для которых бесконечная повторяемость, репродукция поведенческого стереотипа была либо вообще невозможна, либо опасна. Это способствовало тому, что греки совершили важнейший шаг в развитии общественных отношений - переход от регуляции общественной жизни обычаями, запретами, религиозными предписаниями к правовым и гражданским нормам (законам), обязательным для всех членов общества. Такой переход сопровождался рационализацией религиозно-мифологических построений и, как следствие, рационализацией мышления. Ключом к познанию действительного положения вещей становится не миф или ритуал, а теоретическое знание ("эпистема"). Скачок греческой мысли к теоретизации объектов, отказ от рецептуальных схем знания восточных цивилизаций выразился, прежде всего, в глобальном представлении о Вселенной как упорядоченной, статичной, законосообразной системе, подчиненной вечному объективному порядку ("логосу"). Найти первопричину этого порядка, аналитически выявить общие принципы, лежащие в основе всего сущего считалось главной целью ученых-философов. Многие из них искали эту первопричину в окружающем мире (вода у Фалеса, огонь у Гераклита, воздух у Анаксимена, все четыре стихии - вода, воздух, земля и огонь - у Эмпедокла), другие постулировали существование "невидимых", недоступных чувственному восприятию объектов (алейрон у Анаксимандра, эфир у Пифагора). Большое значение для развития естествознания имело атомистическое учение, возникновение которого связывают с именами Левкиппа и Демокрита. Считая все в природе состоящим из атомов и пустоты, философы-атомисты пытались таким образом преодолеть логические противоречия, связанные с бесконечной делимостью материи, с пониманием феномена движения. О том, насколько сложными были эти вопросы, говорит тот факт, что атомизм был принят далеко не всеми. Аристотель, например, отрицал существование пустоты, считая, что материя целиком заполняет пространство.

 Несмотря на наивный  характер естественнонаучной картины  мира, древнегреческими философами  были сделаны многие важнейшие  интеллектуальные открытия. В то  же время теоретическое знание  древних греков развертывалось  как чисто умозрительное, спекулятивное.  Любое истолкование первопричины  и первоначала было пронизано  эстетическими оценками (например, первое по времени совпадало  с понятием лучшего, совершенного). Созерцательно-логический стиль  мышления практически полностью  игнорировал эмпирическую сторону  жизни. Можно сказать, что факт  не является формой мышления  греков, в то время как теория, закон таковыми являются. Следует  отметить, что, развивая спекулятивно-умозрительные  космологические идеи, древние греки  отнюдь не покушались на божественный  фундамент бытия, а учение Аристотеля, где Бог являлся "перводвигателем" Вселенной, было даже канонизировано христианской церковью в 1277 г. Это на многие столетия послужило тормозом развития естествознания.

 Таким образом, созерцательность, недостаточность эмпирических знаний, восполняемая силой воображения,  синкретизм истины, добра и красоты  не позволяют считать Древнюю  Грецию точкой отсчета науки  в современном смысле этого  слова. Можно говорить лишь  о формировании протонаучного стиля мышления и о зарождении элементов научной деятельности.

 

Представления о структуре материи  в Древней Греции.

Учёные Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые  характерны для индийской философии  чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.

 Древнегреческие материалисты  не располагали общим понятием, тождественным категории материи.  Возникновение атомистической философии  Левкиппа и Демокрита — большой шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все явления природы, земные и небесные тела и их свойства — результат сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невидимых и неделимых, находящихся в извечном движении "первочастичек" материи — атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впечатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и положения действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу материализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомистов заслуживают внимания и в силу их высокой понятийной абстрактности, и возрождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новейшего понятия "материя".

 Эпикур и Лукреций, продолжая учение Левкиппа и Демокрита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе материально, как материальны и все свойства неживых и живых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселенной. Однако видна не только сила, но и слабость древнегреческого материализма. Во-первых, он подменял представление о мире в целом представлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот материализм, по существу, растворял идеальное в материальном, элементы сознания — в элементах бытия. Получалось так, что реально существующая проблема соотношения материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощенной общим учением о бытии. Раз все существующее сводится только к воде, или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места.Спекулируя на слабостях материализма, в Древней Греции стали возникать различные идеалистические школы. Крупнейшим представителем этой реакции на материализм был Платон, утверждавший, что идеи действительно существуют и принципиально отличаются от вещей. Он доказывал, что нельзя сводить все существующее только к материальным вещам, как это делали древнегреческие материалисты. Так возникло серьезное препятствие на пути к образованию единого, всеохватывающего понятия "материя".

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.

Вклады Аристотеля.

 

Заложил основы большинства наук,сформировал правила познания, класс биологических объектов, «физика». У Аристотеля Бог- продвежитель вселенной. 1277- учение Аристотеля канонизировано крестьянской церковью.

Аристотель является создателем самой обширной научной системы  из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного фи- лософского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вме с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов.

В своем большинстве труды  Аристотеля сохранились у его  учеников и последователей. В эллинистический  период, в I в. н. э., они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп.

 К первой группе  относятся работы, которые излагают  наиболее существенные вопросы  онтологического характера. Аристотель  определяет эту проблематику  как первую философию (проте философиа). Андроник Родосский все эти работы объединил в один трактат, который был назван «Метафизика» (название возникло случайно: эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами, которые были посвящены вопросам естественных наук, т. е. за физикой).

 Следующую группу его  работ представляют труды, посвященные  вопросам философии природы и  естественных наук, — «Физика», «О  небе», «О возникновении и гибели»,  «Метеорология», «О возникновении  животных» и др.

 Весьма обширную группу  представляют работы, посвященные  проблематике обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические и другие трактаты — «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Риторика», «Поэтика» и др.

 Выдающийся раздел  его творчества представляют  труды, посвященные логике и  методологии, которые объединены  под общим названием «Органон»  (сюда относятся работы «Категории»,  «Об объяснении», «Первые аналитики», «Вторые аналитики», «Топики», «О софистических доказательствах»).

 Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически  исследовал все доступные ему  работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через  призму собственных воззрений,  он рассматривает философские  учения от древнейших мыслителей  до своих современников. В этом  смысле о нем можно говорить  и как об историке философии.  Большое внимание он уделяет  наиболее существенным вопросам  философии, ядром которой он  считает онтологию — науку  о сущем.

Значение трактата Евклида «Начала»

Главные труды Эвклида "Начала" (латинизированное назв.- "Элементы") содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включающего элементы пределов (Метод  исчерпывания). В "Началах" Эвклид подытожил все предшествующие достижения греческой математики и создал фундамент  для ее дальнейшего развития. Историческое значение "Начал" Эвклида заключается  в том, что в них впервые  сделана попытка логического  построения геометрии на основе аксиоматики. Основным недостатком аксиоматики  Эвклида следует считать ее неполноту; нет аксиом непрерывности, движения и порядка, поэтому Эвклиду часто  приходилось апеллировать к интуиции, доверять глазу. Книги XIV и XV являются более  поздними добавлениями, но являются ли первые тринадцать книг созданием одного человека или школы, руководимой  Эвклидом, не известно. С 1482г. "Начала" Эвклида выдержали более 500 изд. на всех языках мира.


Информация о работе Зарождение научного мышления в Древней Греции