Земские соборы русского государства в XVI – XVII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Начальной формой политической централизации в России явилась сословно - представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..3
1.Что такое земский собор?............................................................4
2.Возникновение соборов 6
3.Периодизация земских соборов 7
4.Типы земских соборов и решаемые ими вопросы.....................9
5.Как происходила земская реформа? 11
6.Судебник 1550 г 12
7.Стоглав 14
Заключение........................................................................................16
Список используемой литературы………………………………..17

Файлы: 1 файл

Земские соборы.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)


 Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный  архитектурно-строительный университет

 

 

Кафедра истории

 

 

 

Дисциплина: Отечественная  история

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

В  XVI – XVII ВЕКАХ

 

 

 

 

 

 

Студент группы 1ЭТМК 1

А.С. Бородавко

Руководитель:

А.В. Кутузов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………..3

1.Что такое земский  собор?............................................................4

2.Возникновение соборов 6

3.Периодизация земских  соборов 7

4.Типы земских соборов  и решаемые ими вопросы.....................9

5.Как происходила земская  реформа? 11

6.Судебник 1550 г 12

7.Стоглав 14

Заключение........................................................................................16

Список используемой литературы………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начальной формой политической централизации в России явилась  сословно - представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.

В связи со скорыми  выборами в Государственную Думу весьма целесообразно будет рассказать об её истоках и о развитии парламентаризма в России в целом. Целью данной работы является ознакомление с понятием земский собор, а также с историей их возникновения, с их периодизацией, с типами земских соборов и их функциями, с прохождением земской реформы, с сутью таких законов, как Стоглав и Судебник 1550 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое земский  собор?

Собор, являвшийся в XVI веке «вполне законченным, выработанным типом политического учреждения», оставался таковым и в XVII столетии. Только он «осложнился... новым, выборным элементом», который «присоединился к нему со стороны, и представляет собой продукт, выросший совсем на другой почве».

Различные историки по - разному дают определение земских соборов. Обратим внимания на самые интересные из них.

B. О. Ключевский: земские соборы - это «особый тип народного представительства,    отличный    от    западных    представительных собраний»1.

C. Ф.  Платонов:  земский  собор  -  это  «совет всей земли», 
состоящий «из трех необходимых частей»: 1) «освященного собора 
русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) 
боярской   думы,    3)    «земских   людей,    представляющих   собой 
различные группы населения и различные местности государства»2.

С. О. Шмидт: «...Соборы XVI века - это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана Грозного - «органы территориальной централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления сохраняющейся еще феодальной раздробленности»3.

Р. Г. Скрынников считает, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию. До 1566 года соборные совещания «представляли сравнительно немногочисленную верхушку господствующего класса в лице членов боярской думы и руководства церкви». Участниками собора 1566 года были, «помимо бояр и церковников, многочисленные представители дворян, приказной бюрократии и купцов». Причину «расцвета соборной практики в мрачную эпоху опричнины» автор объясняет «первым серьезным кризисом опричной политики» и попытками монархии найти «непосредственную опору в более широких слоях господствующих классов, в среде дворянства и богатейшего купечества». Но «полоса компромисса» была кратковременной, на смену «пришел террор, надолго покончивший с соборной практикой»4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение соборов

1549 год можно считать  годом рождения земских соборов  - условно, потому что корни сословно - представительных учреждений восходят к более раннему времени. Собор середины XVI века относится к решающему моменту в истории России, когда началось проведение крупных реформ, направленных к укрощению государственного аппарата, когда определился курс внешней политики на востоке.

Земский собор возник в XVI веке как орган, долженствующий заменить кормленщиков. Это был «парламент чиновников». Форма земского собора, возможно, была навеяна городовыми советами, о существовании которых можно догадываться на основе докладов начала XVII века.

Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой - то мере заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время земский собор - это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация  земских соборов

Историю земских соборов  можно разделить на 6 периодов5.

  1. Время Ивана Грозного (с   1549  года).  Соборы,  созываемые 
    царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный 
    по инициативе сословий (1565 год).
  2. Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 
    1610   года).   Это   время,   когда   складывались   предпосылки 
    гражданской  войны  и  иностранной  интервенции,  начинался 
    кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на 
    царство,   причем   иногда   становились   орудием   враждебных 
    России сил.

1610 - 1613. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной),

  1. решающие  вопросы   внутренней   и внешней политики.   Это 
    время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее 
    прогрессивную роль в общественной жизни.
  2. 1613  -  1622. Собор действует почти непрерывно, но уже в 
    качестве совещательного органа при царской власти. Через них 
    проходит вопросы текущей действительности. Правительство 
    стремится   опереться   на   них   при   проведении   финансовых 
    мероприятий (сбор денег), при восстановлении подорванного 
    хозяйства,      ликвидации      последствий      интервенции      и 
    предотвращении новой агрессии со стороны Польши.

С 1622 года деятельность соборов  прекращается до 1632 года.

  1. 1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно редко, но по 
    большим    вопросам   политики   -   внутренней   (составление 
    Уложения, восстание в Пскове) и внешней (русско-польские, и 
    русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос 
    об   Азове).   В   этот   период   активизируются   выступления 
    сословных групп, предъявляющих требования правительству, 
    помимо соборов, также через челобитные.
  2. После 1653 до 1684. Время затухания соборов (небольшой взлет 
    был в 80-х годах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы земских  соборов и решаемые ими вопросы

Типы соборов:

  1. Соборы, занимающиеся вопросами общегосударственными. Так 
    сказать «большой политики». Это земские соборы в полном 
    смысле этого слова.
  2. Совещания   царя   с   войнами   накануне   походов.   Их  лучше 
    именовать «войсковыми собраниями»6 (это название предложил 
    Н. Е. Носов).
  3. Третью    группу   соборов    составляют   такие,    на   которых 
    разбирались дела как церковные,  так и государственные,  в 
    частности судебные.
  4. Была, очевидно, еще одна категория собраний, на которых Иван 
    IV обращался с воззваниями или политическими декларациями 
    к людям разных чинов.

Если присмотреться  к вопросам, которыми занимались соборы, созывавшиеся церковной властью, то, прежде всего надо выделить из них четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансовых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681-82 годов. Таким образом, история земских соборов тесно связана с общей политической историей страны. Приведенные даты падают на узловые моменты в ее жизни: реформы Ивана Грозного, реставрация государственного аппарата после гражданской войны начала XVII века, создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройства страны были посвящены, к примеру, и совещания сословий в 1565 году, когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время»7.

Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики и налоговой системы (по преимуществу в связи с военными нуждами). Таким образом, через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Российским государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как проходила  Земская реформа?

Последняя из реформ к  которой приступили в начале 50-х  годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. «Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ»8. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебник 1550 г.

Бесспорно, самым крупным  начинанием правительства Ивана  Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных  текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

Второй    закон,    относящийся    к    проблеме    землевладения провозглашал   ликвидацию   тарханов.   Статья   наносили   удар   по основным     группам     привилегированных     землевладельцев тарханников,   и   была  направлена  против  податных  привилегий духовных феодалов.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. «В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам»9.

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном  памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоглав

В 1551 году состоялся церковный  собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустившего сборник своих постановлений - «Соборное  уложение» или Стоглав - о церковных  и государственных реформах.

Также правительство  принимало меры к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную  собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться. Согласно «приговору» 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом «приговор» компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для пополнения их населения со стороны10. Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Назревало столкновение между правительством «избранной рады», стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав, написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим11. Есть все основания считать автором царских вопросов Сильвестра.

Информация о работе Земские соборы русского государства в XVI – XVII веках