Жизнь и философское учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

Аристотель выделил 10 основных категорий, которые отвечают на вопрос о бытии: сущность (или субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание.
Иными словами, Аристотель полагает, что бытие – это субстанция, которая обладает свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания. Человек способен воспринимать свойства бытия, но не суть. По Аристотелю категории отражают окружающую действительность, само бытие немыслимо вне их. Бог является первопричиной всего, он - начало начал.

Файлы: 1 файл

Реферат АритОТЕЛЬ. Васильевой Наталии Эк-21.docx

— 23.96 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и  науки РФ

Федеральное  государственное  бюджетное  учреждение  высшего  профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ  ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА»

 

Институт  экономики  и  менеджмента

Кафедра «Менеджмента  и  маркетинга»

 

Реферат

на тему:

 

«Жизнь и философское учение Аристотеля»

 

      

       

 

 

          Выполнили:  Васильева Наталия.

          Группа: Эк-21.

          Проверил: Панин Станислав Александрович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Жизнь Аристотеля

   Более двух тысяч лет прошло со дня рождения Аристотеля. Нет такой науки в которой Аристотель не оставил бы свой след, он изучал: философию, физику, математику, биологию, психологию. политику, экономику, геометрию, этику, эстетику, астрономию.

   Аристотель родился в  384 г. до н.э. в городе Стагире (Македония). Отец Аристотеля Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского царя Аминты II. В семье Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к естествознанию. Деятельность отца представляла большой интерес для Аристотеля. Отец был для него первым наставником , он передал сыну свои знания в области естествознании и медицине. Детство Аристотеля прошло при царском дворе, он хорошо общался с сыном Аминты - Филиппом(будущим македонским царем). В последствии Аристотель будет воспитателем его сына – Александра Македонского. В пятнадцать лет Аристотель остался без родителей, его опекуном стал Проксен. Аристотель наследовал от своего отца большие средства , что разрешило ему продолжать образование под руководством своего опекуна. Книги в его времена были очень дорогие, но Проксен покупал ему даже самые редкие; так Аристотель в юности своей полюбил много читать, а это в то время было явлением единичным. После смерти родителей Аристотель жил с Проксеном в Стагире.

   В Стагире было легко и удобно заниматься естественными науками, наблюдать явления природы; этому способствовал и мягких климат, великолепная природа и влияние Проксена. Тогда Аристотель приобрел большой навык наблюдать и записывать факты, делать разные догадки относительно законов природы и проверять их с помощью опыта. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель отправляется в Афины и поступает в Академию Платона, где проведет свои 20 лет, сначала в качестве ученика, затем – учителя. В Афинах Аристотель нашел  много людей, прекрасно знакомых с греческой философией вообще и с учением Платона в особенности. Не теряя времени, он принялся за изучение философии на месте ее происхождения. Платон называл Аристотеля «умом» и высоко ценил. Крайняя живость Аристотеля возбуждала в Платоне постоянное желание его сдерживать. Сравнивая Аристотеля с другим своим учеником — Ксенократом, Платон говорил, что «один (Ксенократ.) нуждается в шпорах, другой (Аристотель.) — в узде. Аристотель провел в обществе  Платона семнадцать лет.

   В 355 г. Аристотель со своим другом Ксенократом решают покинуть Афины, так как не хотели оставаться в Академии под руководством племянника Платона. Путешествуя Аристотель решил остановиться в малоазийском городе Ассосе в Троаде. Здесь он провел три года и определил свое мировоззрение. Также Аристотель женится на Гермии Пифиада которая рожает ему дочь- Пифаду младшую.

   В 343/2 г. Аристотель прибыл в новую столицу Македонии — город Пеллу,философ был приглашен Филиппом II воспитывать тринадцатилетнего Александра.

   Оказавшись в 335 г. снова  в Афинах Аристотель открывает  собственную философскую школу  в Ликее, благодаря своему другу Антипатру. Целью Ликея, как и целью Академии Платона, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Аристотель собрал вокруг своей школы группу, которую составляли одаренные ученики и помощники. Совместное сотрудничество оказалась весьма плодотворным. Аристотель с учениками сделали множество существенных открытий и наблюдений, что в свою очередь явилось заметным вкладом в историю многих наук и послужило фундаментом для дальнейших исследований. Уделяя большое внимание фундаментальным философским проблемам, львиную долю своих работ Аристотель написал именно в этот период. После внезапной смерти Александра Македонского  в 323 до н.э. в Афинам прокатилась волна антимакедонских выступлений. Из-за его дружбы с Александром положение Аристотеля было весьма незавидным. Под угрозой преследований Аристотель был вынужден покинуть город. Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322 до н.э.

Философское учение Аристотеля

   Аристотель был как философом, так и ученым, для него философия была наукой.

  Наибольшей высоты философская мысль Древней Греции достигла в трудах Аристотеля. Аристотель, изучая предмет философии спрашивал себя : «...должна ли искомая... наука заниматься и теми началами, из которых все исходят в доказательстве, как, например, выяснить, возможно ли в одно и то же время утверждать и отрицать одно и то же или нет...». Ответив положительно на этот вопрос, он начинает развивать учение о противоположностях и анализирует различие и его виды. Все, что существует, различно, но различия могут быть несущественными и существенными, а существенные в свою очередь делятся на  существенные в большей или меньшей степени.

   Также внимание Аристотеля  привлекала математика, геометрия  и астрономия. Главный вопрос  философии математики – вопрос  о природе числа он формулирует  так: «…если существуют математические предметы, они должны либо находиться в чувственных вещах, как утверждают некоторые, либо быть отдельно от чувственных вещей (и это тоже некоторые говорят); а если они не существуют ни тем ни другим путем, тогда они либо [вообще] не существуют, либо существуют в ином смысле: таким образом, [в этом последнем случае] спорным у нас будет [уже] не то, существуют ли они, но — каким образом [они существуют]».

   Аристотель является основателем биологии как науки. С именем Аристотеля связывают открытие как реальных биологических факторов, так и некоторых биологических законов. Например, жевательный аппарат морских ежей носит название Аристотелева фонаря, так как Аристотель впервые описал его.

   Аристотель создал учение о категориях. Он разделил, две категории: сущности и качества. Так идея добра и само добро соотносятся как сущность и качество. Сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. Сущность — это подлежащее, а качество сказуемое. "Добро", например, это категория качества, т. к. существует не само по себе, но как чье-то свойство (добрые люди, добрые поступки). Категории Аристотеля "сущность" и "качество" (или "принадлежность") при переводе на латинский язык обозначились терминами "субстанция" и "акциденция" (они и сейчас используются в философском языке).

   На основе признания объективного существования материи, Аристотель полагал ее несотворимой и неуничтожимой. По его мнению материя не может возникнуть из ничего, она инертна и пассивна. Она содержит возможность возникновения многообразия вещей, но для этого эту самую возможность следует превратить в действительность, придать материи соответствующую форму - активный творческий фактор. Форма — это и есть причина становления многообразных вещей из однообразной материи, ибо материя — это инструмент в руках мастера. Форма и материя- это единое целое, поэтому каждая вещь заведомо содержится в материи, а путем естественного развития приобретает нужную форму.

а) Основные выводы, сделанные  Аристотелем:

-высшая форма всего сущего - это Бог, который имеет бытие вне мира.

-реальность есть плавный переход от материи к форме и обратно;

-все сущее на Земле обладает материей и формой;

-изменение хотя бы одного из этих качеств способствует изменению всей сущности предмета;

-материя - это пассивное начало, а форма – активное;

б) Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия:

В отличие от Платона Аристотель не считал «эйдосы» основой бытия. Он пытается понять бытие через категории и их осмысление.

Аристотель выделил 10 основных категорий, которые отвечают на вопрос о бытии: сущность (или субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание.

Иными словами, Аристотель полагает, что бытие – это субстанция, которая обладает свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания. Человек способен воспринимать свойства бытия, но не суть. По Аристотелю категории отражают окружающую действительность, само бытие немыслимо вне их. Бог является первопричиной всего,  он - начало начал.

В) Проблема человека и  его души

Душа, согласно Аристотелю, – это  носитель сознания. Он выделил три  уровня души:

-растительная душа;

-животная душа;

-разумная душа.

Душа, помимо того, что является резервуаром  для сознания, управляет функциями  всего организма. Каждый уровень души выполняет свою функцию: растительная душа - питание, рост и размножение; животная душа - ощущения и желания; разумная (человеческая) душа - питание, рост и размножение, ощущения и желания, а также рассуждение и мышление. Душа познает сущее, однако происходит это методом проб и ошибок. Аристотель полагал, что смерть тела высвобождает душу для вечной жизни.

   Главным объектом познания у Аристотеля является бытие. Всякое знание берет начало с ощущений. Разум в единичном усматривает общее. Формами истинно научного знания являются понятия, благодаря коим постигается истинная суть вещи. Аристотель разработал теорию мышления и его формы, он является основоположником логики.

Г) Классификация форм государственного устройства по Аристотелю:

-монархия;

-тирания;

-аристократия;

-крайняя олигархия (власть богатых);

-охлократия (власть толпы);

-полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Как и Платон, Аристотель разделяет  формы государственного устройства на «плохие» (тирания, крайняя олигархия, охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия, полития).

Наиболее эффективной формой государства, согласно Аристотелю, является полития, которая представляет из себя совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, это, своего рода, государство «среднего класса».

   После смерти Аристотеля греческая философия утратила свой уникальный характер. Философия Аристотеля явилась не только  обобщением, но и логической переработкой  всей предшествующей греческой философии. Аристотель стал создателем, можно сказать, наиболее обширной, из существовавших в период античности, научной системы, которая опиралась на весьма обширный эмпирический базис как из области естественных наук, так и из области общественных. Научная деятельность Аристотеля  стала бесценным вкладом практически во все известные в то время научные области. Он написал более 150 научных трудов и трактатов. Вся его жизнь представляла собой бесконечное стремление найти истину, докопаться до сути окружающего мира. Аристотель описал 158 различных законодательств. Аристотель был сильным человеком:   вся его жизнь, искания свидетельствуют о небывалом мужестве, даже сама смерть стала для него актом мудрости и невозмутимого спокойствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Интернет  источники:

1.file://localhost/C:/Users/59D5~1/AppData/Local/Temp/Rar$EX00.955/Чанышев%20А.%20Н.%20Аристотель.htm

2. http://www.proza.ru/2011/10/15/692

3. http://fevt.ru/load/filosofiya_aristotelja_kratko/30-1-0-883


Информация о работе Жизнь и философское учение Аристотеля