Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, реферат
В жилах Владимира Соловьева текла чистая славянская кровь. С отцовской стороны он принадлежал к духовному сословию, предки его вышли из великорусского крестьянства. Со стороны матери он был потомок украинской фамилии, с примесью польской крови. Его дед Михаил Васильевич Соловьев был протоиреем и законоучителем при Московском коммерческом училище. Это был просвещенный человек, вкусивший латинской школы, процветавшей у нас в начале 19 века.
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
На тему:
“Жизнь и творческая эволюция
Владимира Соловьева”
Протвино 1999
Отца Владимира
звали Сергей Михайлович
Замужество за таким большим и все давящим вокруг себя человеком, каким был Сергей Михайлович, совершенно заглушило индивидуальную жизнь его жены Поликсены Владимировны. Она буквально была раздавлена его двенадцатью детьми и двадцатью восемью томами истории. “ Историю России ” своего мужа Поликсена Владимировна читала и перечитывала всю свою жизнь, факты и лица русской истории были ей чем-то родным и близким. В общем то это была кроткая, любящая и самоотверженная женщина, таившая в себе много неразвившихся задатков.
Владимир Соловьев родился в Москве 16 января 1853 года в день поклонения веригам святого апостола Петра. Подобно отцу он родился недоноском. ” Я семимесячный недоносок и при рождении не был в силах кричать, а только беззвучно разевал рот, подобно новорожденным воробьям”.
В августе 1864 года Владимир Соловьев поступил в третий класс Московской 1-й гимназии; ему было тогда 11 лет 7 месяцев. Гимназия находилась у Пречистенских ворот , на Волхонке. Параллельные классы 1-й гимназии , помещавшиеся в том же здании , через год образовали 5-ю гимназию. Директором обеих гимназий до 1870 года оставался М. А. Малиновский. Принятый учеником 1-й гимназии, Владимир Соловьев далее числился и окончил курс учеником 5-й гимназии. Владимир учился успешно и имел 5 по всем наукам, кроме физико-математических. И только в выпускном аттестате имеется 5 по всем предметам. В общем он окончил гимназию с золотой медалью. Кстати, юному Владимиру часто снились вещие сны и являлись видения. Один из краеугольных камней мировоззрения Соловьева - София являлась ему трижды. В тринадцать лет Владимир Соловьев пережил религиозный кризис. В результате в нем верх одержал нигилизм. Выбросив в сад иконы, Соловьев выбирает на материалистическую точку зрения. Его идеалами стали социализм и коммунизм. Однако, позже Соловьев осознал несостоятельность как коммунизма - "упрощенной философии", так и всего материализма в целом, как односторонней системы. Только изучив Шеллинга и Гегеля, он создает собственную философскую систему.
Осенью 1869 года Соловьев поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Он поступил в университет в 16 лет. Главным его интересом была, конечно, философия, читавшаяся на филологическом факультете П. Д. Юркевичем. Но в первый же год он перебирается на физико-математический факультет. Очевидно, всю жизнь присущий ему интерес к натурфилософии побудил его серьезно заняться естествознанием. В 1872 году вышел из физико-математического факультета и поступил вольным слушателем на историко-филологический факультет того же университета. Проучился он в университете 4 года. В 1873г. заканчивает обучение. Вообще связь Соловьева с университетом была очень слаба. Поступив впоследствии вольным слушателем в Духовную академию он пишет:” Академия во всяком случае не представляет такой абсолютной пустоты, как университет”. В ноябре 1874г. он защищает диссертацию на тему: "Кризис западной философии (против позитивистов)", которая ярко свидетельствует как о необычайной силе его философского мышления, так и о простоте и ясности выражения, о логической убедительности. Кстати, эта диссертация была его первой значительной работой. В 1880 году в Петербургском университете Соловьев защитил диссертацию и получил степень доктора философских наук. После защиты диссертации Владимир Соловьев получает должность доцента на кафедре философии Московского университета, затем на год уезжает в Британию, где работает в Британском музее. Вернувшись в Россию, он переводится в Петербургский университет. После прочтения лекции, в которой он призывал императора Александра III помиловать первомартовцев, Владимиру Соловьеву запрещают чтение публичных лекций. Вскоре он сам уходит из университета. Основным делом жизни Соловьева, стало создание христианской православной философии, которая раскрывала бы жизненную силу, богатство христианства.
Стремление к познанию
действительности является
Соловьев рассматривал как органический синтез науки, умозрительной философии и религиозной веры. Вера есть "высшая потребность всецелой и абсолютной жизни".
Принято делить
творческую жизнь Владимира
Природа человека в его учении предстает в трех основных формах своего бытия: в форме мышления, чувства и деятельной воли. Эти три формы бытия составляют три "начала" общечеловеческой жизни с соответствующими им идеалами и предметами познания. Мышление имеет своим предметом объективную истину, чувство - объективную красоту, воля - объективное благо. В соответствии с этими “началами”
общечеловеческой жизни выделяются и три сферы человеческого бытия: творчество, знание и деятельность. Творчество выражается как техническое или изящное художество, мистика; знание - как положительная наука, отвлеченная философия; практическая деятельность на материальном уровне предстает как экономическое общество, на формальном уровне - как политическое общество (государство), на абсолютном уровне - как духовное общество (церковь).
Вот как Владимир Сергеевич описывает процесс восхождения мира к Богу. На низшей ступени этого процесса - эволюции природы - создаются предварительные ступени и условия единства мира. Таких ступеней пять: “ царство минеральное, царство растительное, царство животное, царство человеческое и Царство Божие”. Эти ступени представляют собой ряд наиболее твердо определенных и характерных повышений бытия с точки зрения нравственно смысла. Процесс же духовного роста человечества описывается им так: “ ...природное человечество посредством своей деятельности совершенствует свою жизнь и на определенном этапе возвышается до идеи безусловного совершенства. Человечество духовное или от Бога рожденное не только понимает умом, но принимает сердцем и делом это безусловное совершенство как действительное начало всего того, что должно быть во всем, и стремится осуществить его до конца или воплотить в жизни всего мира”. И далее, ” для того чтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение, существо прежде всего должно быть, затем он должно быть живым, потом - быть сознательным, далее - быть разумным и, наконец, - быть совершенным.” Эта теория заключает в себе все достижения естествознания, объясняя их и давая ясную перспективу их исследования. Вся система Владимира Соловьева – это собрание всех направлений философской мысли, объединение их на новом, более высоком уровне.
В системе всеединства
вся история человечества
Преодолев Религиозный
кризис юношеских лет, Соловьев
приходит к выводу, что человечество
может духовно возродиться
Предстоит задача: ввести
вечное содержание христианства в новую,
соответствующую форму... Представь
себе, что некоторая, хотя бы небольшая
часть человечества вполне серьезно,
с сознательным и сильным
убеждением будет исполнять в действительн
Личность человека
у Соловьева на первом плане.
Владимир Соловьев дает целую
теорию семьи, где личность
хоть и на первом плане, но
находится в согласии с другим
рядом личностей. Половая
Говоря о красоте в природе, Владимир Соловьев утверждает, что она “не есть выражение всякого содержания, а лишь содержание идеального, что она есть воплощение идеи. Определение красоты как идеи устраняет тот взгляд, по которому красота может выражать всякое содержание, а словом “воплощенная” исправляет и тот взгляд, который хотя и требует для нее идеального содержания, но находит в красоте не действительное осуществление, а только видимость или призрак идеи. В этом последнем воззрении прекрасное - как бы субьективный психологический факт, то есть ощущение красоты, ее явление или сияние в нашем духе, заслоняет собой саму красоту как обьективную форму вещей в природе. Поистине же красота есть идея действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа, и это ее воплощение не менее реально и гораздо более значительно (в космогоническом смысле) нежели те материальные стихии, в которых она воплощается...” О воплощенной идее Владимир Соловьев говорит, что она - лучшая половина нашего реального мира, ”именно та его половина, которая не только существует, но и заслуживает существования. Идеей вообще мы называем то, что само по себе достойно быть. Таким образом в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально - эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же - достойное бытие, или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве
Информация о работе Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева