Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:37, контрольная работа
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) — деятель науки с мировым именем. Его имя стоит в начале эпохи космических полетов. Как незаурядная личность, он вошел в историю отцом отечественной и мировой космонавтики. Однако подлинная история его жизни сложна и запутана. Помимо своих известных работ, сделавших ему мировое имя, Циолковский стал автором художественных научно–фантастических повестей и рассказов. В 9 лет, из-за осложнения после скарлатины, почти полностью потерял слух. Следствием стала полная отрешённость от общества.
1. Жизнь и творчество Циолковского К.Э. 3
2. Анализ «Ум и Страсти» 5
Вывод 18
Содержание
Вывод
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) — деятель науки с мировым именем. Его имя стоит в начале эпохи космических полетов. Как незаурядная личность, он вошел в историю отцом отечественной и мировой космонавтики. Однако подлинная история его жизни сложна и запутана. Помимо своих известных работ, сделавших ему мировое имя, Циолковский стал автором художественных научно–фантастических повестей и рассказов. В 9 лет, из-за осложнения после скарлатины, почти полностью потерял слух. Следствием стала полная отрешённость от общества. Не прошла даром и жизнь в мещанской глуши. Однако юный Костя нашёл достойный выход из ситуации. «Но что же сделала со мной глухота? Она заставляла страдать меня каждую минуту моей жизни, проведенной с людьми. Я чувствовал себя с ними всегда изолированным, обиженным, изгоем. Это углубляло меня в самого себя, заставляло искать великих дел, чтобы заслужить одобрение людей и не быть столь презираемым.» Из-за глухоты юный Костя бросил школу и занялся самообразованием. Его недоученность стала определяющей в его научной деятельности. Она не позволяла доводить сложные технические проекты до логического конца. И заставляла терпеть такие былинные фейлы, как в 1880 году, когда Циолковский разработал кинетическую теорию газов и вскоре узнал, что кинетическая теория газов уже открыта… 25 лет назад.
«Я такой великий человек, которого ещё не было и не будет»
Несмотря на то, что советская пропаганда описывала его как чрезвычайно скромного человека, Циолковский, как истинный нерд, считал себя гением («Горе и гений» 1916 и «Гений среди людей» 1918).
Циолковский был очень любвеобилен, и его многочисленные романы продолжались аж до 60-летнего возраста. Правда, все они были чисто платоническими, а некоторые и вовсе только по переписке: Костя предпочитал виртуальный секс реальному. А в большинстве случаев всё было ещё банальнее — многие его возлюбленные ни о чём не догадывались. Он утверждал, что причина в целомудрии и верности жене. Но Анонимус знает истинную причину. Впрочем, сдерживаемое половое влечение — мощный источник творческой энергии (ага, сублимация). Жена Циолковского была дочерью священника, и они с мужем пылали друг к другу бешеной взаимной страстью. Спали всегда в отдельных комнатах, а секс был только для зачатия детей — четырёх сыновей и трёх дочерей. Старший сын был очень одарённым и, видимо, от большого ума выпил яду. Другой сын хотел проткнуть себе барабанную перепонку, чтобы стать таким же гениальным, как отец. Но таки не обнаружив в себе гения, повесился. Третий сын по нисходящей вообще оказался слабоумным, но его это не спасло. Четвертый умер в младенчестве. Младшая дочь умерла молодой от туберкулёза. Столь высокий героизм и дебилизм отпрысков Циолковского намекает нам, что и сам Гений мог быть носителем генетически обусловленного заболевания. Лишь две дочери пережили родителей.
Его художественные работы посвящены в основном поведению человека в условиях, достигнуть которые на Земле в период их написания было совершенно невозможно. Живя в глухой деревне, когда в воздух лишь поднимаются первые самолеты, а о ракетах никто и не помышляет, он создает романы, посвященные жизни на Луне и в небе — «Биология карликов и великанов», «Будущее земли и человечества», «Вне земли», «Воля Вселенной», «Животные космоса», «Живые существа в космосе», «Жизнь человечества», «Космическая философия», «Монизм вселенной», «На Луне», «Неизвестные разумные силы», «Причина космоса», «Самозарождение», «Совершенство вселенной», «Существа разных периодов эволюции».
Все работы как одна написаны ясным и правдивым языком, вызывающим восхищение. Повесть «Вне Земли», которая печаталась в течение нескольких лет в журнале «Наука и Жизнь», стала самой известной из работ Циолковского. В ней рассказывается о приключениях астронавта в космосе. В условиях невесомости, отсутствия кислорода, вдали от родной планеты. Циолковский описывает естественные состояния человека так, словно побывал в этих условиях. Лишь спустя 30 лет после его смерти через это пройдет первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин. После полета он расскажет журналистам — «Я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе! Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными. Вчерашний полет наглядно убедил меня в этом». Творчество Циолковского — это не только литературное искусство. Его ум был занят созданием международного языка (наподобие эсперанто). Он искал способы, позволяющие контактировать Человечеству с жителями других планет (в частности — Марса). Ему принадлежит идея поезда на воздушной или магнитной подушке (после выхода в свет эта мысль была яростно раскритикована, а сейчас реализована у японцев).
Он искал в происходящих вокруг феноменах знаки, спускаемые Человечеству из космоса. К примеру, он бился над загадкой Тунгусского феномена (однако эти материалы были тщательно скрыты в архивах Партии, которой он завещал все свои труды). Он верил во внеземную жизнь и посветил работам на эту тему уйму времени. В работе «Неизвестные разумные силы» он писал:
«...мы имеем множество фактов, собранных достойными доверия людьми. Факты эти указывают на присутствие каких–то сил, каких-то разумных существ, вмешивающихся в нашу человеческую жизнь…».
Циолковский был философом с весьма сложной позицией: всю жизнь он метался между врожденным идеализмом ( доставшемся ему от отца) и приобретенным материализмом. Материализмом он заразился либо за два года учебы в Москве, либо, что не менее вероятно, в детстве, после опытов с астролябией. Но так или иначе, это противоречие привело к созданию его собственной философской системы, в которой монада Лейбница лишена индивидуальности, принадлежит Богу, сравнивается с атомом, который существует вечно и реагирует на внешние воздействия. Эта система нашла отражение в работе «Монизм Вселенной», но абсолютно не выдержала проверку временем.
Циолковский много работал также над началами термодинамики, пытаясь решить парадокс тепловой смерти. Собственными усилиями он определил, что Вселенная существует вечно, что тепловая смерть невозможна, ибо раз Вселенная бесконечна, то эта смерть должна была случиться много раньше.
В настоящее время интерес к его работам практически незаметен. Такое положение дел вполне обоснованно, ведь Циолковский писал о социалистическом обществе. В своих работах он никогда не упрекал капитализм как общественный строй, однако Европа не раз обманывала Циолковского. К примеру, его использовали при создании ракет «Фау» фон Брауна — без расчетов Циолковского о влиянии кормы на подъемную силу и сил сопротивления ракеты «Фау» вряд ли смогли бы пересечь Ла–Манш. Методика расчетов аэродинамического сопротивления Циолковского — это наша современная аэродинамическая труба, созданная им как флюгель, который он вешал на крыше своего деревянного домика. Однако каждый ли европеец сейчас знает об этом?
Невозможно дать вразумительный ответ на вопрос, что же заставляло его в столь непростое для страны время заниматься наукой, самодеятельностью, службой обществу. Согласно хроникам, его темперамент носит врожденную форму, однако в это трудно поверить. Циолковский обладал ошеломляющей энергетикой, нераскрытой для всего человечества.
Ощущение можно отнести к величинам. Действительно, как все величины, оно может быть положительным, отрицательным и нулевым. Оно имеет разную силу – от очень малой величины до очень большой, теоретически бесконечной, хотя в жизни мы таких не знаем (ибо всякая радость и страдания ограничены). Но силу ощущения пока мы измерять не умеем. Со временем научимся. Прежде не умели измерять площади, объемы, работу, время, силу света, количество тепла, электричества и т. д.
Однако научились. И теперь еще большинство людей не умеют измерять величины.
Высшая степень положительного ощущения носит название блаженства, высшая степень отрицательного чувства – муки, агонии. Чем сложнее существо, тем размах (амплитуда) колебания чувств сильнее: как приятные, так и неприятные ощущения могут достигать высшей силы. Воображаемые высшие существа иных миров имеют, может быть, больший размах чувств, чем человек. Напротив, низшие животные Земли имеют меньшую силу как положительных, так и отрицательных ощущений. На границе органического мира амплитуда близка к нулю.
Ощущения могут быть различны по форме, но одинаковы по величине. Например, приятность от созерцания хорошей картины или ландшафта может равняться по приятности какому-либо звуковому ощущению (музыке, пению и т. п.). В другом отношении эти ощущения не сравнимы, в отношении же приятности могут быть равны и выражаться одним и тем же числом. Так, в геометрии равные площади или равные объемы при совершенно различной фигуре называются равновеликими. Квадрат и круг не похожи, но площади их могут быть одинаковы. Фигуры волка и обезьяны несходны, а объемы могут быть равны. Также и отрицательные непохожие ощущения могут по силе быть сходны. Например, боль от ожога может сравниваться с болью от пореза. Сила душевного страдания может не уступить по степени силе физической муки. Как два равных числа с разными знаками дают при соединении нуль, как шаг вперед и шаг назад не делают перемещения, так положительное ощущение, соединенное с такой же силой отрицательного, дает в результате нуль, т. е. ощущение безразличное. Положим, у меня небольшое горе. Во время удовлетворения какой-нибудь страсти, например голода, ощущение горя ослабляется и даже может перейти в положительное ощущение. Когда же оно переходит в безразличное, то это означает, что оба борющихся между собой чувства равны по силе. На этом основано действие, называемое утешением.
Положим, что мы испытываем радостное ощущение постоянной силы. Количество его, очевидно, пропорционально времени и будет величиною положительной. При постоянном болевом или вообще неприятном ощущении также получим отрицательное количество ощущений. На практике сила ощущений непрерывно меняется, делаясь то положительной, то отрицательной. Ход ощущений животного хорошо выражать кривой, у которой абсциссы (горизонтали) выражают время, а ординаты (отвесы) – силу ощущения. Начало координат есть текущий момент, правая сторона кривой от оси ординат – будущее время, левая – прошедшее. Кривая сверху относится к положительному ощущению, снизу – к отрицательному (см. чертеж).
Сила (Со) ощущения зависит от времени (Вр) или есть функция времени: Со = F(Вр). За очень малый промежуток времени (dВр) можно ощущение считать постоянным, и
потому малое количество ощущения в течение этого малого времени (dВр) будет: F(Вр)dВр.
Количество ощущений (Ко) от времени (Вр1) до времени (Вр2) будет выражаться суммою произведений этих количеств за все время, т. е. определенным интегралом. Именно:
Ощущение меняется в течение дня, в течение года и в течение жизни. Это общие периодические (т.е. повторяющиеся) ощущения. Они различны у детей, взрослых и стариков. Пока исключаю действие страстей, желаний и разных влияний. Утро ребенка вообще – самая радостная часть дня. Но сила ощущения ослабляется и может перейти в отрицательную, если что-нибудь препятствует ребячьему сну. Сон также счастлив, особенно к утру и сопровождается приятными снами. Сумма ощущений (интеграл) у ребенка или юноши до известного возраста много больше нуля. С некоторого же возраста, у разных людей и животных различного, утро остается приятным, но к вечеру чувствуется тягость жизни. Сон сопровождается сначала отрицательным ощущением, потом переходит в положительное. Сумма ощущений за сутки уменьшается, но все же еще она положительна. С прибавкою лет она доходит до нуля. За этим безразличным периодом идет период угасания, когда количество ощущений выражается отрицательным числом. В его конце и утро начинается ощущением отрицательным, которое усиливается к вечеру и продолжается во сне. Сон сопровождается тяжелым чувством или неприятными сновидениями.
Причина сравнительной утренней бодрости и счастья заключается в усиленной деятельности мозга вследствие ночного отдыха. Если бы у нас не было ночи, то расход сил был бы постоянным, как и деятельность мозга. Человек бы не спал, и не было бы различия в ощущениях в течение непрерывного светлого дня (искусственное освещение ведет к этому людей). Но ночь, темнота принуждала древнего человека к бездействию, результатом которого были сон и накопление сил. Деятельность поневоле была неравномерна, что и вызвало неравномерность ощущения.
Годовая периодичность больше относится к умеренным странам. Весна и лето вызывают своим теплом, обилием впечатлений и пищи усиление нервной и всякой деятельности и потому сопровождаются избытком приятных ощущений.
Периодичности в течение времени большого жизни, по-видимому, нельзя ждать, потому что жизнь не повторяется. Тут как будто имеем одну волну: молодость, старость, а затем вечный покой. Какова же эта единая волна? Детство, юность и возмужалость до некоторого предела, как известно, в общем, приятны. Тут сумма ощущений положительна, почему и придает некоторую цену жизни. Старость – не радость (как тоже всем известно). Она в общем дает отрицательную сумму ощущений. Смерть обыкновенно сопровождается мучительной агонией, что еще больше увеличивает отрицательный интеграл второй половины жизни. Причина этих явлений понятна. Молодость сопровождается непрерывным усилением мозговой деятельности вследствие восприятия новых идей, запас которых накопляется до некоторого среднего возраста. За ним следует ослабление нервной работы по причине ослабления всего организма, уменьшения восприимчивости и неизбежного постепенного угасания мозга (разрушения).
Все сказанное относится не к одному человеку, но и ко всем смертным существам Земли и неба. Действительно, кому не известна радость молодых животных, равнодушие зрелых и сумрачность старых.
Высота жизненной волны, высшая степень радости, страдания, наибольшая сумма положительных ощущений молодости и отрицательных старости, так сказать, размах (амплитуда) жизни зависит от способности мозга вбирать то или другое количество идей. Чем эта способность больше, тем и жизненный размах существа значительней. Но эта способность в свою очередь зависит от устройства мозга и его величины. Устройство мозга мы оставим в стороне как малоизвестное и обратимся только к величине его. Мы указали на величину, потому что объем обусловливает число нервных узлов, а следовательно, и способность вбирать впечатления, превращающиеся в идеи (память, мысль, представление и т. д.). У самых низших существ органического мира совсем не находим явной нервной системы (растения, бактерии, инфузории и пр.), у других видим два, три и более узлов (черви, насекомые), у третьих уже имеется центральная нервная система с большим количеством узлов. Еще больше их видим у животных с головным мозгом, число узлов которого измеряется тысячами и даже миллионами. Размах жизни, способность к страданию и радости, очевидно, пропорциональны сложности мозга и его величине. На границе бытия в самом зачатке органической жизни этот размах близок к небытию, почти как у неорганической природы. Затем он все больше и больше. У человека он достигает высшей степени. Но на этом дело не останавливается. В иных мирах (или даже со временем на Земле) могут быть существа еще сложнее. Там размах жизни еще значительнее, волна еще выше и длиннее.