Жизнь Нитше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение концепции философии жизни Фридриха Ницше.
В связи с поставленной целью выделяем следующие задачи:
- изучение ведущих начал концепции философии жизни;
- выявление основных воззрений Фридриха Ницше по концепции философии жизни;
- показ концепции философии жизни в ее связи с концепциями о сверхчеловеке и концепции о науке.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Философия жизни Ф. Ницше……………………………………………4
2. Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте теории жизни……9
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Действительность, в которой  протекает жизнь человека, есть исступляющая борьба. Эта действительность невероятно далека от той, которую описывал Гегель,- как проявление мировой идеи, реализующей себя во все большую разумность и гармоничность. Ницше соглашается с Шопенгауэром, что действительность - неразумна, а жизнь современного ему человека - бессмысленна. Человек, убегая от неразумности и бессмысленности жизни, от ее трагедийной полноты, всегда стремится к иллюзии, к логической схематизации жизни, к каким-либо формам ее упорядочения и преобразования. Человек всегда стремится упростить жизнь, чтобы как-то понять ее и выкрутится в ней и выжить. Но порядок жизни - это искусственный порядок, это порядок силлогизмов, который разрушает живую нить жизни, уничтожает ее «инстинктивную мудрость», делая жизнь ущербной.

Сила Аполлона - в силе преобразования жизненной полноты в иллюзию жизни. Аполлон помогает привнести порядок в буйство (хаос) чувств, незамысловато раскрывает «меру всех вещей», перерождает «естественную чрезмерность радости, страдания и познания» в «призрачные звуки» своей арфы. В этом состоит красота Аполлона, которую Ницше чувствовал как «запах разложения». Источником разложения является разумность, опасная сила которой подрывает основы жизни, и начала которой Ницше связывал с именем «типичного декадента» Сократа. (Ницше интерпретировал термин «декадент» как «симптом упадка жизни»).10

Культура - область и  результат деятельности элитарного человека, наделенного волей к  жизни и свободного предустановленной  морали. Сверхчеловек - абсолютно свободная  личность, сознательно берущая на себя ответственность за свои поступки и прокладывающая путь в истории и культуре. Он создает, а не потребляет, творит, а не разрушает.  Его деятельность не нуждается в «нити Ариадны», так как всякие стереотипы и клише чужды ему. Он сам творит эти клише для иных - для ведомых «лабиринтных» людей.

Сверхчеловек сознательно  изолируется от толпы. Сфера его  бытия - эстетизированный воздух элитарной культуры, существующей для немногих, обращенной в будущее, создающей поле для всестороннего развития личности Идею сверхчеловека и сам этот термин Ницше заимствует у Гердера и Гете, применяя ее для описания высшей породы людей, «людей-господ». Сверхчеловек у Ницше выступает в двояком плане, как идеал социокультурного развития человечества и как уже исторически воплощенный феномен, олицетворенный выдающимися личностями (Наполеон, Август, Цезарь, Александр Македонский и т. п.). Особенность сверхлюдей - в исповедовании принципа «любви к превратностям судьбы». Они принимают жизнь такой, какая она есть, со всей болью и скорбью, которые отражаются в человеческой истории и культуре. Сверхчеловек любит жизнь, защищает ее, опровергая безволие «массы».11 Вместе со своим специфическим отношением к жизни как к высшей ценности сверхчеловек привносит в культуру героический пафос, свободу духовной самореализации, стихию полифонических чувств и эмоций, апофеоз деятельного самоутверждения. Культура как истолкование жизни базируется на истолковании аффектов, на мире влечений и потребностей, которые, уже истолкованные, приобретают власть нормы. В элитарной культуре господствуют нормы волевых изъявлений сверхличности, которая при помощи воли гармонизирует хаос мира аффектов. В массовой культуре царит «коллективная воля массы слабых», обосновывается право на приспособление и сострадание. Поэтому массовая культура не возвышает человека, не задает ему уровень духовного развития, а низводит его на ступень серой посредственности без лица. В массовой культуре все узнаваемо, все привычно, она тешит иллюзией, сказкой, мифом, она обласкивает ничтожество ограниченных людей. Но когда тонкий слой культуры спадает, ограниченная скотина предстает взору.

Аристократическая (элитарная) культура, противостоящая культуре рабов, характеризуется изысканностью, исключительностью, обособленностью. Ницше доказывал, что в истории нет права равных, человек неравен другим изначально. Поэтому и культура не должна уравнивать, она должна подчеркивать естественное неравенство, культивировать дистанцию зависимости для одних и свободную силу для других. Культура - способ сохранения определенной формы жизни.12 Вот почему она - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ценности культуры всегда относительны, они - результат адаптации человека к вызовам социоприродного существования. Ценности культуры могут быть истинными, ложными, просто предрассудками, на их не может не быть, так как родовые признаки человеческого существа диктуют утилитарно-постоянный характер некоторых из этих ценностей (так называемые «вечные истины», некоторые морально-этические нормы, философские категории и т. п.). В этом смысле культура двигается как бы в круге вечного возвращения, вынужденная воспроизводить раз удачно найденные формы жизни и адаптация к ним. Только авангард культуры в лице новой популяции сверхлюдей может прорвать этот круг, создавая принципиально новые формы жизни. Сверхчеловек - сплав врожденных черт гениальности с целенаправленным воспитательным процессом. Сверхчеловек Ницше, идущий на смену людям старой западноевропейской культурной традиции, - это «Ребенок». Именно новая раса «людей-детей» разрешит противоречия современного социокультурного развития, преодолеет кризис культуры, ее упадок, гиперразвитие отдельных сфер цивилизации, подавление и отчуждение личности. Люди-дети принадлежат к миру и жизни, растворены в них, а не противостоят им, они обладают жизненной энергией и неограниченным творческим потенциалом, они чувствуют, а не холодно размышляют. Они веселы и радостны Ницше рисует воображаемую страну «детей будущего». Подобные люди суть земные боги, это - созидающие существа, которые сами берут в руки свою судьбу и свое будущее. Ибо никто не может снять с человека эту обязанность: нет богов, творящих или мешающих нам творить.13

Создавать ценности должен сам человек, чтобы дать смысл  земле и истории. На человеке будущего, освобожденном от иллюзий прошлого и ясно, холодно и светло смотрящем в глаза Вселенной, лежит огромная ответственность. Эта ответственность состоит, прежде всего, в том, чтобы преодолеть негативные последствия развития культуры Западной Европы, критическому анализу которой Ницше уделяет особое внимание. С его точки зрения, европейскую цивилизацию можно назвать культурой варварства. В ней науки служат идеям нигилизма, разрушения и политического господства. Ее закономерное развитие приведет к эпохе борьбы за власть над земным шаром, которая будет вестись во имя основных философских учений. Это эпоха потрясений и страшных войн, кризисов политической власти и национальных катаклизмов.

Ницше считает, что он призван возвестить наступление  трагической эпохи - эпохи человеческой власти, власти не в современном ее политическом понимании, а в антропологическом, как власти над разумом, над жизнью, над человеческим родом в целом. Ницше полагает, что уже через сотню лет его «партия жизни», партия сверхлюдей возьмет в свои руки выполнение грандиознейшей задачи облагораживания человечества, включая беспощадное истребление всего, что вырождается и паразитирует, вновь сделает избыток жизни на земле. Избыток жизни - это мечта Ницше, которую он отразил в «Новых просторах»:

«Беспечально вдаль по водам и пучинам бытия

Заскользит под небосводом генуэзская ладья.

Будет плаванье такое  восхитительно, как стих.

Но чудовище покоя  омерзительней других!»14

Философия жизни имела  большое значение для развития персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма. Пройдя период наибольшего интереса к себе в первой четверти XX века, философия жизни переживает сегодня свое возрождение, своеобразный ренессанс. В последние десятилетия XX в. ежегодно издается около 20 монографий по проблематике философии жизни, выходит огромное количество статей, проводятся десятки международных научных конференций. Можно сказать, что проблемы, поднятые философией жизни, и решения, ею предложенные, актуальны до сих пор и требуют разностороннего переосмысления.

 

 

Заключение

 

В противоположность всей европейской традиции Ницше не создал и не стремился создать целостной философской системы, возможно, поэтому в мировой философии до сих пор не сложилось сколько-нибудь целостного и непротиворечивого ницшеанского философского портрета.

Рассмотрев в данной работе концепцию философию жизни Фридриха Ницше, можно сделать следующие выводы:

- для философии жизни отправной точкой мышления были не бог, дух, идеи, но «действующий человек»;

- становление жизни - это борьба воль, равно претендующих на господство;

- развитие культуры - результат адаптации человеческого существа к условиям своего существования. Человек, являясь изначально «слабым животным», вынужден использовать в этом процессе не волю, а интеллект и фантазию;

- сверхчеловек у Ницше выступает в двояком плане, как идеал социокультурного развития человечества и как уже исторически воплощенный феномен, олицетворенный выдающимися личностями (Наполеон, Август, Цезарь, Александр Македонский и т. п.);

- новая раса «людей-детей» - сверхлюдей разрешит противоречия современного социокультурного развития, преодолеет кризис культуры, ее упадок, гиперразвитие отдельных сфер цивилизации, подавление и отчуждение личности.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ирвин Ялом (Перевод М. Будыниной) «Когда Ницше плакал».
  2. Мартин Хайдеггер «Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении».

3.       Ницше Ф. Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 2011. - 210 с.

4.     Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб.: «Художественная литература», 2003. - 198 с.

5. Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. - Свердловск: Воля, 1991. - 246 с.

6.   Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов. - М.: Мысль, 1989. - 320 с.

7.     Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т.4. От романтизма до наших дней. - СПб.: Петрополис, 2007. - 351 с.

8.  Сайт посвященный Фридриху Ницше www.nietzsche.ru.

9.   Современная западная философия. Словарь. - М.: ИПЛ, 2011.- 450 с.

10. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 437 с.

  1. Фридрих Ницше «Так говорит Заратустра». - М.: Мысль, 2010. - 431 с.

12. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше // Вопросы философии, 2000. - № 7. С. 59-75.

 

1 Сайт посвященный Фридриху Ницше www.nietzsche.ru.

2 Ирвин Ялом (Перевод М. Будыниной) «Когда Ницше плакал».

3 Ницше Ф. Сочинения в двух томах. -М.: Мысль, 2011. - С. 32.

4 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней. - СПб.: Петрополис, 2007. - С. 123.

5 Современная западная философия. Словарь. - М.: ИПЛ, 2011.- С. 57.

6 Ирвин Ялом (Перевод М. Будыниной) «Когда Ницше плакал».

7 Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов. - М.: Мысль, 1989. - С. 69.

8 Мартин Хайдеггер «Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении».

9 Мартин Хайдеггер «Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении».

10 Фридрих Ницше «Так говорит Заратустра». - М.: Мысль, 2010. - С. 194.

11 Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. - Свердловск: Воля, 1991. С. 21.

12 Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. -  С. 68.

13 Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше // Вопросы философии, 2000. - № 7. С. 59-75.

14 Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб.: «Художественная литература», 2003. - С. 31.


Информация о работе Жизнь Нитше