Зигмунд Фрейд и его открытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:34, реферат

Описание работы

Среди психологов ХХ века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" Увидел свет в 1900 году. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга. Различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Файлы: 1 файл

зигмунт.docx

— 47.93 Кб (Скачать файл)

Согласно  Фрейду, в "сверх-я" присутствуют ранние детские пласты, относящиеся к управлению физиологическими процессами - мочеиспускания и дефекации, имеющие оттенки садомазохизма. Однако главной силой "сверх-я" Фрейд считал отказ от эдиповых влечений, любовных и агрессивных, и формирование при помощи высвободившейся из них энергии морального рвения и религиозного фанатизма. В общежитии "сверх-я" выступает как ценнейшая и необходимая инстанция, контролирующая надежность, выносливость, моральную устойчивость личности, не позволяющая "я" прибегать к аморальным и жестоким методам, даже если они кажутся "выгодными" и "рациональными".

В клинике "сверх-я" проявляет себя так же, как навязчивое чувство вины, меланхолии, скорби - что бывает, когда личность не справляется с моральными нагрузками, а также в виде мании величия - симптома гипертрофированного "сверх-я" и неправильного выбора пути развития. "Сверх-я" формируется в результате эмоционального контакта с отцом. Сильный, уравновешенный отец формирует нормальное "сверх-я". Деспотичный отец воспитывает авторитарную личность. Слабый, отсутствующий или аморальный отец попустительствует "оно" ребенка и не способен воспитать в нем моральную силу и чувство долга.

Фрейд считал, что женщины не обладают сколь-нибудь сильным "сверх-я", поскольку его формированию мешает "комплекс кастрации", ощущение женщинами своей неполноценности. Согласно мнению Фрейда, оспариваемому феминистками, мораль женщины как бы растворена в "оно" и "я". Однако в определении "сверх-я" Фрейду не удалось достичь полной ясности. Он не раз подчеркивал, что "сверх-я" детей складывается не по реальному образу родителей, которые нередко обладают в глазах ребенка отталкивающими чертами, а по образу их "сверх-я", то есть наполняются ценностями культуры, передаваемыми от поколения к поколению.

При этом к изначальным бессознательным  компонентам родительских "сверх-я" добавляются новые, возникающие в результате интериоризации внешних запретов и идеалов культуры самими детьми. Усиление бессознательного "сверх-я" за счет "оно" и "я" соответствует прогрессивному ходу развития цивилизации, означает преодоление дикости и варварства. Однако в усилении "сверх-я" за счет инстинктов и сознания Фрейд усматривает и ряд опасностей.

Сила  бессознательного "сверх-я" такова, что она нередко может вызвать у человека потребность в самонаказании, что нередко кончается самокалечением или самоубийством. С другой стороны, "оно" все больше репрессируется, лишается сил, что приводит к обеднению и эмоциональному обесцвечиванию жизни. И, наконец, не все люди успешно справляются с моральными нагрузками.

Усиление  культурной морали грозит неврозом, а  когда это касается массы людей, то возникает враждебность к культуре ("каждый в глубине души - враг культуры"), которая только и ждет момента, чтобы выплеснуться наружу в виде актов вандализма, агрессии. Всякое несовершенство или замешательство власти ("я", рациональной сферы  управления) чревато в таких условиях "социальным взрывом", вспышками  безудержной дикости в рамках сложной и хрупкой цивилизации.

Второй - экономический - аспект рассмотрения психики имеет дело с распределением, использованием и трансформированием энергии либидо, превращением свободной  энергии в связанную. Подобно тому, как деньги в виде капиталов и средств обмена обращаются в обществе, утрачивая первоначальную связь с золотом, но продолжая оживлять отрасли производства и заставляя работать человеческие умы и руки, энергия либидо отрывается от своего сексуального первоисточника и свободно перемещается в психическом пространстве, приводя в движение психические функции, "вкладываясь" в любой объект, будь то любимый человек, любимое животное, любимая вещь или идея.

Перемещение либидо происходит по требованию "я", "оно" или "сверх-я" и потоки психической энергии, а, следовательно, и деятельность человека направляются в зависимости от относительной силы этих инстанций.

Свободная энергия бессознательного превращается в "связанную" - с помощью смыслов и моральных норм. Мыслительные процессы, по Фрейду, представляют собой перемещения связанной энергии, согласно логическим правилам и по цепям смысловых ассоциаций. Но мысль приводится в действие довольно слабым - по сравнению с аффектом - энергетическим импульсом. Чем слабее энергия связана смыслами и чем меньше энергетический импульс, тем легче она перемещается.

Небольшие порции энергии можно суммировать, наращивать, что позволяет развивать  и углублять мысль, не давая ей иссякнуть. Что касается аффектов, в  которых задействованы большие  количества энергии, то они быстро достигают  критической величины и затем  разряжаются в каком-нибудь действии, радостном озарении или вспышке  гнева, нарушая свободное течение  мысли.

Понятие свободной и связанной энергии  заимствованы Фрейдом из термодинамики  Гельмгольца, но в психоанализе смысл  этих понятий оказался перевернутым. Фрейд называл "свободной" ту энергию, которая свободно распространяется, а не ту, что свободно преобразуется в другие формы.

Экономическая точка зрения порождена с одной  стороны, физикалистским духом психоанализа, попыткой выразить на языке естествознания суть морально-психологических проблем. С другой стороны, она подтверждалась клиническим опытом, множеством фактов.

Невротическая навязчивость - это энергетическая перегруженность каких-то мыслей или  аффектов, не находящих пути к разрядке. Катарсис - разрядка энергии, высвобождение "зажатых аффектов". Метод свободных  ассоциаций основан на обнаружении  ассоциативных цепочек, связывающих  ряд представлений. По цепочке представлений  перемещается "квант энергии" либидо.

Невротический симптом или неадекватная реакция  объясняются смещением энергетического  импульса с одного представления  на другое. Изучение многих неврозов приводит к мысли о существовании энергетического  равновесия в субъекте: так, нарциссизм, то есть энергетическая нагрузка на "я" имеет следствием "опустошение  мира", к которому утрачивается интерес.

Психический аппарат, согласно Фрейду, подчиняется  закону сохранения энергии. Ни один психический  импульс не исчезает бесследно. Он разряжается  непосредственно или в переосмысленном  виде, вытесняется в бессознательное, где способен блокировать или усиливать какие-то жизненно-важные функции. Наконец, свободный импульс может "связываться", превращаясь в убеждение, веру, привычку или манию, от которых человек не волен освободиться.

Экономическая точка зрения показывает, как те или иные психические функции  уменьшают или увеличивают свою силу за счет перемещения зарядов энергии. Фрейд считал, что психический аппарат должен поддерживать имеющееся в нем количество энергии на возможно более низком уровне, в состоянии устойчивости и равновесия, избегая, таким образом, перенапряжения и вызываемого им чувства неудовольствия.

Наиболее  важным механизмом работы психики он считал "разрядку", доставляющую удовольствие. Отсюда и знаменитый "принцип удовольствия", характеризующий, по мнению Фрейда, нормальную психику. Однако указанные принципы равновесия, устойчивости, удовольствия не объясняют  целый ряд психических процессов, связанных с напряжением воли, целеустремленным повышением внутренней энергии.

Их  Фрейд пытался объяснить, введя третью - динамическую точку зрения, которая должна разъяснять вопрос о природе сил, движущих психикой, обеспечивающих функционирование психического аппарата.

Во-первых, это внутренние влечения организма, в той или иной степени осознанные, преобразованные культурой и  ориентированные на привычные объекты.

Во-вторых, побуждения и запреты, исходящие  извне, со стороны природной и  культурной среды, реализуемые через  ласку, угрозу, эмоционально-языковое воздействие и наглядные образцы  поведения.

В-третьих, можно видеть источник психических  сил в Боге, божественных существах, мировом разуме с которыми непосредственно  сообщается душа.

В-четвертых, источником душевных, психических сил  можно считать свободную волю человека, способную мобилизовывать ресурсы энергии, осуществлять выбор, направлять усилия на определенную цель.

Из  этих ответов для Фрейда приемлем непосредственно только первый. Но он не может отвергнуть и второй ответ, поскольку говорит о "благодеяниях культуры", ее "запретах", "требованиях", "давлении" и поскольку сам  пользуется при лечении неврозов языком и культурными ресурсами  своей личности, выправляя ущемленные аффекты, перестраивая ценностные и  волевые установки пациента. Третий и четвертый ответы Фрейдом решительно отвергаются.

Фрейда  не интересует подробная характеристика и классификация инстинктов. Вместо термина "инстинкт" он употребляет  термин "влечение". Энергия влечений свободна и может быть - в зависимости  от условий - спроецирована на любой  объект. Влечение субъективно ощущается  как конкретное, самостоятельное, сиюминутное  желание. Но мы можем "свести" множество  конкретных желаний к небольшому числу основных влечений, свойственных всем живым существам и имеющим  грубые аналоги в универсальных  силах природы.

Так, влечения любви аналогичны силам  притяжения, а влечения вражды, ненависти - силам отталкивания. Дуализм и  универсальность основных влечений были обнаружены еще Эмпедоклом. Его  философский взгляд на мир сочувственно воспринимается Фрейдом.

Хотя  чаще всего Фрейд говорит о  сексуальности, как биологической  первооснове влечений, он не сводит сексуальность к инстинкту размножения  или функции гениталий. В принципе, любой орган или участок тела могут оказаться источником либидо - сексуальной энергии и выступать  как эрогенные зоны. Существует много видов сексуальности, хотя главные из них - три: оральная, анальная и генитальная.

Поскольку каждое влечение отличается от всех других: источником, объектом, целью и силой - то налицо дробление, множественность  влечений. Но, с другой стороны, поскольку  энергия одного влечения относительно легко сливается с энергией другого  или ее нейтрализует, поскольку влечение способно направляться на разные объекты, можно говорить об универсальности  психической энергии, ее едином источнике, который Фрейд условно называл  Эросом, недвусмысленно связывая это  понятие с философской и мифологической традицией.

Языческая религия греков рисует бога Любви  в различных образах, причем, считается, что все живые существа подвластны Эросу, могут быть поражены его стрелами. Фрейд близок к платоновской трактовке  эротического влечения. Устами Аристофана - одного из участников Пира - Платон говорит  о стремление Эроса воссоединить в едином организме мужскую и  женскую половинки человека. Ища  какой-то физический аналог человеческой любви, психическому либидо, Фрейд говорит, что Эрос есть общая тенденция  живой материи к сплочению  ее рассеянных частиц, тенденция к  поддержанию и повышению активности жизни.

Фрейд признавал дуализм основных влечений. В первых его работах это - дуализм  сексуальных влечений "оно", направленных вовне, на объект и влечений "я", имеющих целью самосохранение и  ориентированных вовнутрь, любовь к  самому себе (нарциссизм). В работе 1920 года Фрейд вводит понятие "влечения к смерти", которое трактуется, как тенденция к разрыву энергетических и смысловых связей, стремление к  абсолютному покою, первичному неорганическому  существованию. Влечение к смерти ("танатос", "мортидо") может проявляться в желании умереть, агрессивности и деструктивности, садистских и мазохистских желаниях.

Влечение  к смерти оказывается, согласно Фрейду, даже более древним и глубоким, чем влечение к жизни. Жизнь может  быть понята как замедленный, окольный путь к смерти. Однако, фактически, каждый жизненный порыв предполагает сложную  игру влечений к жизни и смерти (либидо и мортидо). Фрейд не видел возможности строго научно определить смысл Эроса и Танатоса как универсальных жизненных влечений. "Теория влечений - это наша мифология", - писал он. - "Влечения - это мистические существа, величественные в своей неопределенности".

Не  признавая Бога в качестве источника  психической энергии, отвергая Провидение и Предопределение, Фрейд одновременно отрицал и свободу воли человека. Подобно Марксу, он был склонен  акцентировать необходимость - конечно, не экономическую или историческую, а психологическую. Идею свободы  воли он откровенно третировал, как  антинаучную. Согласно его представлениям, решение, выбор, поступок являются лишь суммарными результатами сложения и  перекрещивания психических импульсов, исходящих из "оно", "я" и "сверх-я".

Но  отрицание свободы воли неизбежно  влечет за собой отрицание ответственности, а, значит, подрывает корни как  светской, так и религиозной морали. С философской точки зрения, детерминизм  в психологии весьма уязвим. Да и  цели клинической психиатрии, стремящейся  вернуть невротику, который страдает навязчивыми идеями и не волен  над своими поступками, свободу воли и самообладание - очевидным образом  противоречат психическому детерминизму.

"Низвержение  воли" в теории Фрейда можно  объяснить, по мнению Р. Мейо, как симптом протеста против "викторианской культуры", утверждавшей в качестве главного достоинства личности способность подавлять свои природные влечения. Фрейд понимал волю "по викториански", как инструмент подавления, а не как свободу и положительную силу. Вместо исследования того, как расширяется и углубляется волевая свобода человека в процессе становления личности, он исследовал "перипетии инстинктов", "судьбы репрессированного либидо". У Фрейда, по мысли Поля Рикера, феномен воли подавляется инстинктами "оно" - с одной стороны и властью "сверх-я" - с другой.

Информация о работе Зигмунд Фрейд и его открытия