Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:40, реферат
Тема любви волнует человечество на протяжении почти всей его жизни. Любовь была и злом, и благом; и счастьем, и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным. О любви сказаны миллионы слог и написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность – это, пожалуй, одна из наименее познанной наукой сфер жизни на Земле.
Введение стр.2
1 Значение любви в жизни человека
1.1 Что такое любовь в понимании науки антропология стр.3
1.2 Психология любви стр.4
1.3 В любви человек познает жизнь стр.5
2 Значение поиска смысла жизни
2.1 Смысл жизни в научном осмыслении антропологии стр.6
2.2 Жизнь стр.8
2.3 Счастье – смысл жизни стр.9
Заключение стр.11
Список используемой литературы стр.12
Содержание.
Введение
1 Значение любви в жизни человека
1.1 Что такое любовь
в понимании науки
1.2 Психология любви
1.3 В любви человек познает жизнь стр.5
2 Значение поиска смысла жизни
2.1 Смысл жизни
в научном осмыслении
2.2 Жизнь
2.3 Счастье –
смысл жизни
Заключение
Список используемой
литературы
Ведение.
Из всех предложенных на выбор двух вопросов к контрольной работе по предмету философия, я остановил свой выбор на двух. «Значение любви в жизни человека» и «Значение поиска смысла жизни».
По моему мнению эти две темы тесным образом связаны друг с другом.
Тема любви волнует человечество на протяжении почти всей его жизни. Любовь была и злом, и благом; и счастьем, и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным. О любви сказаны миллионы слог и написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность – это, пожалуй, одна из наименее познанной наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является – любовь.
Вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек, а не только философ. Этот вопрос часто переходит к вопросам, что такое жизнь, смерть, способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным.
На вопрос о смысле человеческого существования разные философские учения отвечают по-разному. Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу, идеям, представители материализма концентрируют внимание на объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот вопрос остается открытым. На наш взгляд, он и останется таковым: каждая личность должна решить и будет решать его по-своему.
На протяжении веков философы ищут ответ на эти в общем то два простых и в то же время сложных вопроса. В данной работе я попробую разобраться и ответить на эти вопросы.
1 Значение любви в жизни человека.
Для начала разберемся что же изучает наука антропология. Вот какую трактовку дает электронная энциклопедия Википедия. Антропология (древнегреческое – человек и наука) – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человекап, его происхождения, развития, существования в природе( естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
Сложность и важность любви в понимании филосовской антропологии обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Любовь как высшее человеческое чувство – эта часть жизни любого из нас. Вот высказывание Г.Гегеля: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой». Высказываний много, но их смысл один. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.
«Любовь – единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека», - говорил Э.Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкое определение не удалось дать еще никому. И для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, психология любви – это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь, побед и поражений.
Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Такую формулировку дает «Большая Советская Энциклопедия». (7)
"В любви,
как и в искусстве, не нужно
говорить того, что было сказано
другими: нужно говорить то, что
чувствуешь; и тот, кто торопится
говорить, когда ему еще нечего
сказать, очень рискует
Любовь - это тоже одна из форм выражения стремления преодолеть свою ограниченность, стремления к совершенству и вечности. Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его ближе другому человеку.
По-видимому, настоящая любовь встречается не часто, и огромное большинство людей такой любви не переживают, а удовлетворяются только жизнью с "элементами любви", редкими проблесками. Но и эти элементы помогают нам тем, что приоткрывают для нас завесу тайны любви. Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Любовь - это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; вряд ли найдётся хоть кто-то, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени. Эти проблески любви дают нам силы и опыт в познании тайны любви. Любовь - это и есть та самая Живая вода, с которой не сравнится ничто остальное.
1.3 В любви человек познает жизнь.
«Любовь - это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека». Эрих Фромм.
В сущности, любовь - это
то, от чего зависит наше
Человек любит потому, что не может не любить. Так же и с теми, кто не любит. Любящего переполняет огромная энергия, требующая выхода, он находится в состоянии любви, в которой не только созидает сам себя как человека, но и помогает созидать другим. В этом смысле любовь к ближнему, к человеку есть творчество, излучение творческой энергии. Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями человеческого существования. Нет таких законов природы, по которым мы должны любить друг друга. Человек любит как метафизическое существо, когда он поднимается выше своей природной стихии.
2 Значение поиска смысла жизни.
Вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек, а не только философ. Этот вопрос часто переходит к вопросам, что такое жизнь, смерть, способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным.
Часто человек мучается такими вопросами: как жить в мире, сознавая бренность своего существования: Как познать бесконечное конечными средствами познания? Не впадает ли человек в постоянные ошибки, объясняя себе мир? Большинство людей чувствует свой разрыв с миром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию. Это было сформулировано еще в античности, но и по сей день главной тайной человека является он сам.
Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным.
На вопрос о смысле человеческого существования разные философские учения отвечают по-разному. Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу, идеям, представители материализма концентрируют внимание на объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот вопрос остается открытым. На наш взгляд, он и останется таковым: каждая личность должна решить и будет решать его по-своему.
Преобладающим направлением античных исследований является направление «Смысл жизни - в самой жизни человека».
В античности считалось, что человек – существо природное. Этим и объясняется преобладание данной парадигмы в том временном периоде: человек, подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие, выполнять свое предназначение – продолжить цикличность жизни.
В эпоху Средневековья получает развитие парадигма «Смысл жизни – вне жизни человека».
Социальным основанием, благоприятным для развития этой парадигмы, явилось кризисное состояние средневекового общества, когда четко проявилась дисгармония между личным и общественным, препятствующая упованиям человека на общество как надежную опору в жизни.
Недовольство действительностью, осознание недолжного характера сущего может реализоваться в различных способах мировоззренческой и деятельностной ориентации, предполагающей либо примирение с действительностью, либо стремление ее изменить.
В качестве источника высших жизненных ценностей могут выступать Бог, идея и пр. Классическим образцом подобного истолкования мира явилось христианское учение, поддерживающее доминантную значимость парадигмы «Смысл жизни – вне жизни человека», на протяжении всей эпохи Средневековья.
Позже начинает развиваться подход «Человек живет, чтобы действовать». Сторонниками этой концепции выступают М.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах, Фейербах, Спенсер.
«Смысл жизни – в служении идее». Эту точку зрения разделяли Т.Мор, А. Сен-Симон, Ф.Бэкон, Дж.Локк, К.Маркс. Под идеей они понимали социальное равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организации общества.
В ХХ веке получает развитие парадигма «Смысл жизни – в самореализации». Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным сам выработать свой смысл жизни и «сделать себя».
В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчество человека, направленное на становление собственной индивидуальности.
Прежде чем говорить о смысле жизни, необходимо хорошо разобраться, что же такое жизнь.
1. В естественнонаучно-
2. Жизнь в метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок.
3. Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью.
4. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. 5. С биографической точки зрения жизнь одного человека есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти.
Как видим, жизнь «распадается» на области исследования (биологическая, историческая, метафизическая и т.п.)
2.3 Счастье – смысл жизни человека.
Это общее желание всех людей – и мужчин и женщин, и образованных и необразованных, малых и старых. Вряд ли можно встретить человека, который бы сказал для себя: «Я не хочу быть счастливым. Я вот такой человек, что хочу жить плохо». «Человек создан для счастья как птица для полета», - говорит Иван Сергеевич Тургенев на страницах повести «Ася».