Золотое правило нравственности Гусейнова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

Гусейнов Абдусала́м Абдулкери́мович— советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977), профессор МГУ имени М. В. Ломоносова (1982), заведующий кафедрой этики МГУ имени М. В. Ломоносова, член экспертной комиссии РСОШ по комплексам предметов «Гуманитарные и социальные науки». С 2006 г. — директор Института философии РАН. Почётный доктор СПбГУП (2008).
Родился 8 марта 1939 г. в лезгинском селении Алкадар Касумкентского района (ныне село Сулейман-Стальского района) Дагестанской АССР.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 25.42 Кб (Скачать файл)

Гусейнов Абдусала́м Абдулкери́мович— советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977), профессор МГУ имени М. В. Ломоносова (1982), заведующий кафедрой этики МГУ имени М. В. Ломоносова, член экспертной комиссии РСОШ по комплексам предметов «Гуманитарные и социальные науки». С 2006 г. — директор Института философии РАН. Почётный доктор СПбГУП (2008).

Родился 8 марта 1939 г. в лезгинском селении Алкадар Касумкентского района (ныне село Сулейман-Стальского района) Дагестанской АССР. Отец — Гусейнов Абдулкерим (1884—1979) происходил из духовного сословия и был учителем начальных классов, родословная отца известна в пяти поколениях, мать — Рабият (1900—1997) из селения Ичин той же округи происходила из семьи зажиточных крестьян и была домохозяйкой.

С 1946 по 1956 гг. учился в десятилетней средней общеобразовательной школе в города Избербаш (Дагестан). В 1956 г. поступил на философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, который окончил в 1961 году с получением квалификации «Философия. Преподаватель философии и основ марксизма-ленинизма».

В те годы на факультете работали и оказывали большое влияние  на студентов профессора В. Ф. Асмус, Т. И. Ойзерман (история философии), Д. И. Чесноков(исторический материализм), доценты П. Я. Гальперин (психология), Е. К. Войшвилло (логика), А. Н. Ацаркин (история КПСС). Общественная и научная активность в студенчестве протекала в привычных для тех лет формах; единственной студенческой публикацией был совместный с необычайно талантливым, но к сожалению рано умершим другом — сокурсником Г. Солгаловым обзор молодежной конференции по философским вопросам физики (Философские науки", № 3 за 1961 г.).

1961—1964 гг. — учёба в аспирантуре философского факультета МГУ по кафедре этики, с 1965 по 1970 гг. — преподаватель кафедры философии гуманитарных факультетов. Осенью 1970 года ездил на 10-месячную научную стажировку в Берлинский Университет им. Гумбольдтов. С 1970 по 1987 гг. — преподаватель кафедрыэтики философского факультета МГУ, с 1987 по настоящее время — заведующий сектором этики, отделом социальной философии, заместитель директора (с 1994 г.)Института философии РАН, с 1996 г. по настоящее время — заведующий кафедрой (по совместительству) этики философского факультета МГУ. В качестве приглашенного профессора читал курсы лекций в Университете Гумбольдта (Берлин), Карловы Вары (Прага), Новгородском имени Ярослава Мудрого, Рижском и ряде других университетов.

В 2006 году А. А. Гусейнов был избран директором Института философии РАН, сменив на этой должности академика РАН В. С. Стёпина.

В 1964 г. получил степень кандидата философских наук за диссертацию «Условия происхождения нравственности», в 1977 г. — доктора философских наук за диссертацию «Социальная природа нравственности». С 1970 г. — доцент по кафедре философии, 1982 г. — профессор по кафедре этики, в 2003 г. — избран действительным членом Российской академии наук. Читал общие курсы философии, этики, а также специальные курсы «Западно-европейская этика», «Античная этика», «Этика Аристотеля», «Свобода воли и ответственность», «Этика Канта», «Великие моралисты». Библиография его трудов включает более 200 названий, в том числе 11 монографий, ряд учебников.

Основной результат кандидатской диссертации — идея стадиального происхождения нравственности в процессе обособления индивида от первичной общины в качестве личности. В книге «Золотое правило нравственности» (вышла в трех изданиях в 1979, 1982, 1988 гг., переведена на болгарский, испанский, немецкий, словацкий языки), показана негативно-преемственная (дающая новое качество) связь золотого правила с талионом; книга явилась первым отечественным исследованием золотого правила, привлекла общественное внимание к этому важнейшему общечеловеческому нравственному феномену.

В работах «Введение в  этику» (1985) и «Краткая история этики» (1987, совместно с Г. Иррлитцем, переведена на китайский, сербский языки) предложена оригинальная схема систематизации западно-европейской этики, рассматривающая её античный этап как учение о добродетелях, средневековый этап — учение о благах, новое время — синтез того и другого.

Труд «Великие моралисты» (1995) обобщил начатые А. А. Гусейновым с 1988 года исследования в области этики ненасилия, показал принципиальную невозможность обоснования насилия с помощью моральных аргументов. Разрабатывает этическую теорию, исходящую из того, что специфика морали связана с модальностью сослагательного наклонения, моральные мотивы образуют особый (вторичный, сверхмотивационный) уровень субъективной детерминации поступков, безусловность морали приобретает практическую действенность в форме запретов (см. «Сослагательное наклонение морали», «Об идее абсолютной морали» // « Вопросы философии» № 5 за 2001 г., № 3 за 2003 г.). В работе «Античная этика» (2003) становление этики как самостоятельной философской науки, увязано с выявлением морального пафоса становления и развития философии в целом.

Академик А.А.Гусейнов награжден  дипломом ЮНЕСКО за 1996 г. с вручением  медали Махатмы Ганди «за выдающийся вклад в развитие толерантности  и ненасилия». Удостоен звания лауреата государственной премии Российской Федерации за 2003 год.

Общественная деятельность А. А. Гусейнова является продолжением профессиональной деятельности. Он — инициатор и ответственный редактор ежегодника «Этическая мысль», «Библиотеки этической мысли», изданий трудов И. Канта, М. Оссовской, А. Швейцера, А. Шопенгауэра. Ведет публицистическую и научно-популярную работу, соответствующие материалы собраны в сборниках «Язык и совесть» (1996), «Философия, мораль, политика» (2002). Является членом Президиума Российского Философского общества, редколлегии журналов «Вопросы философии», «Философские науки», ряда научных советов.

 

 

 

                                                   Рецензия.

Прочитав философский  труд А.А.Гусейнова «Золотое правило  нравственности», решила, что именно по нему напишу свою рецензию.

В данном труде автор затрагивает  тему о так называемом Золотом  правиле нравственности. По его мнении, Золотое правило,есть формула поведения, которая наиболее полно воплощает своеобразие нравственности. Тема это актуальна была всегда так как испокон веков существовала проблема общечеловеческих ценностей. Хотя сам термин,как таковой, появился сравнительно денавно. Гусейнов в своём труде ставит главной целью: анализ  Золотого правила, выделение его особенностей. На основе философских изречений разных философов,он моделирует чёткую картину, отражающую сущность Золотого правила, методом сравнения и формирования общих признаков. Это правило было сформулировано в древнейших временах мудрецами различных народов. И именно с этого Гусейнов и начал свой труд. Он установил тот факт,что данное правило,так или иначе,было сформулировано многими философами по-своему,но смысл при этом остаётся один.

Задачи,поставленные автором,раскрываются в трёх этапах. Самым древним упоминанием Золотого правила считается «Поучение писца Ахикара». Ахикар, наставляя своего усыновлённого сына,говорил: «Сын,что тебе кажется плохим,ты не должен делать так же товарищам.» Или одно из изречений Будды гласит: «Как он поучает другого ,так пусть поступает и сам.»  Но самую развёрнутую и,наверняка, самую известную формулировку мы находим в Евангелиях от Матфея и Луки. «Итак,во всём как хотите,чтобы с Вами поступали люди,так поступайте и Вы с ними,ибо в этом закон и пророки.» «И как хотите,чтобы с Вами поступали люди,так и Вы поступайте с Ними.» Эти изречения,передающие основной смысл этического учения Иисуса, определили особое место Золотого правила в философии.

Золотое правило стирает  рамки в классовом и сословном  разделении.Тем самым указывая на то,что нравственные и моральные нормы не зависят от положения в обществе,ни от материальной составляющей. Люди ответственны за своё поведение, независимо от групповой принадлежности. Именно Золотое правило стало регулятором моральных отношений между индивидуумами и указало на взаимную ответственность между ними. В этом и заключается анализ генезиса Золотого правила нравственности.

 Во втором этапе своего труда Гусейнов рассматривает вопрос: «Чему учит Золотое правило?» И нужно сказать,что ответ на этот вопрос весьма однозначно даёт автор.

Существует 3 формулировки Золотого правила,на которые мы будем опираться,а именно:

1.Чего себе не желаешь,не делай того другим.

2.Сам не делай того,что осуждаешь в других.

3.Как ты хочешь,чтобы с тобой поступали люди,так и ты поступай с ними.

В данном вопросе  человек  рассматривается как индивид,являющийся причиной своих действий. Индивид выступает в качестве субъекта. Человек,прежде чем совершить тот или иной поступок, должен его проанализировать и примерить его,так сказать «на своей шкуре». Человек должен понять,какую оценку или иными словами сканкцию он получит от окружающих за своё деяние. Так вот,согласно правилу,санкция должна быть исключительно позитивной. Следуя логике Золотого правила,индивид действует нравственно только в том случае, когда действует в соответствии с такими своими желаниями,которые могли бы быть желаниями других. Золотое правило запрещает делать человеку то,чего он не желает себе. Ну,а уж,если индивид поступает вопрекиправилу,то получит со стороны общества негативную санкцию и в зависимости от тяжести либо формальную, либо неформальную.

Подводя итог,Золотое правило является ещё и правилом взаимности. Человек должен уметь ставить себя на место другого и обязан совершать те послупки,которые получат одобрение тех,на кого направлены они.

И наконец,в третьем этапе своего труда,Гусейнов рассматривает противоречия между этикой Канта и Золотым правилом нравственности. В 19-20 веках развитие этики в Европе шло неразрывно с именем философа канта. Кант утверждал о нецелесообразности и ошибочности отождествления его нравственного закона- категорического императива с Золотым правилом нравственности . Он усиленно критиковал правило и настаивал,что Золотое правило не отвечает на вопрос «почему человек должен быть нравственным»,а так же оно не гарантирует взаимность отношений,а следовательно Золотое правило не может быть всеобщим законом. С одной стороны,Кант прав, ведь правило действительно не отвечает на вопрос «Почему?» ,но оно отвечает на вопрос «как человек должен быть нравственным». Цель данного правила помочь человеку стать нравственным, но это вовсе не значит,что, прочитав правило, индивид сразу станет нравственным. Нет,правило призывает к внутренней работе над собой.

Далее Кант обвинил правило  в том,что оно является подспудным прародителем в человеке эгоизма. Ведь, когда человек ставит себя на место другог человека ,то автоматически,якобы,возводитв масштаб оценки эгоизм собственных желаний. Но правило в данной формулировке заставляет индивида не только ставить себя на другое место,но и другого ставить на своё. В этом и заключается взаимность отношений.

Кант искал абсолютный закон поведения. Но как оказалось,что  действительный смысл категорического императива заключается в том, что он переходит в категорический императив права и каждый индивид может выставить этот закон,как оправдание своего поведения.А ведь Золотое правило решает другие проблемы и задачи. Правило помогает человеку понять,как оставаться нравственным в той или иной ситуации. Золотое правило нравственности рассматривает человека в качестве нравственного субъекта, но при этом не отменяет и даже принимает его другие личностные качества.Золотое правило не ставит целью выработку всеобщих нравственных формул, не нацелено на выработку нравственных адекватных требований,которые индивид ставит себе и предъявляет другим. Правило помогает индивидам найти правила поведения,предъявляющиеся самому себе. Помогает ответить на вопрос «Как поступить мне самому?».

Категорический императив  Канта говорит о том,что значит быть нравственным вообще. А Золотое правило помогает понять человеку,как быть моральным конкретно ему.

Таким образом, автор утверждает,что Золотое правило является нравственной схемой, которой люди пользуются повседневно. Мы радуемся,когда к человеку зло возвращается бумерангом,наступая на свои же грабли. Мы пытаемся оправдать тот или иной поступок перед другими, говоря: « Поставь себя на моё место.» Или спрашиваем мнения другого человека,чтобы принять самому решение. Это и есть конкретные примеры,когда мы,порой, сами того не подозревая,  поступаем согласно Золотому правилу нравственности.

 Я полностью разделяю  точку зрения и мнение автора. Золотое правило нравственности  прочно вошло к нам в повеседневный быт. И я,полагаю,что людям обязательно нужно стараться применять это правило чаще и тем самым быть лучше,нравственнее. Ведь,зачастую,мы даже не задумываемся  над своими поступками и делаем больно близким людям. А в сложных ситуациях нужно войти в положение товарища и помочь ему решить проблему. Помогая другим и не обижая их,мы становмися чище и добрее в душе. А что может быть лучше!?


Информация о работе Золотое правило нравственности Гусейнова