Кислородно – конвертерное производство стали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:13, статья

Описание работы

В статье приводится краткая история конвертерного производства, основные технические характеристики , особенности конвертерной плавки и требования к оборудованию.На примере существующего цеха рассмотрены его устройство, назначение основных механизмов и машин. Подробно рассмотрены грузопотоки конвертерного цеха. Вцелом данный материал носит познавательный характер и будет полезна всем.

Файлы: 1 файл

ккц.docx

— 134.98 Кб (Скачать файл)

Шихтовое отделение магнитных  материалов предназначено для приема и хранения шестисуточного запаса лома, заполнения еов-ков, их взвешивания  и установки на скраповоз. Лом  доставляют железнодорожным транспортом  и разгружают в пять приемных бункеров. Разгрузочные и погрузочные операции выполняют четырьмя магнито-грейферными  кранами грузоподъемностью 15/15 т, перемещение  совков – краном грузоподъемностью 180/50 т, разворот порожних и груженых совков – краном с поворотной тележкой грузоподъемностью 190 т. Взвешивают лом  на двух платформенных весах. Шихтовое отделение связано с главным  корпусом скраповозной эстакадой закрытого  типа, по которой скраповоз доставляет груженые совки непосредственно  на рабочую площадку конвертеров.

Отделение сыпучих материалов представляет собой приемно-загрузочную  станцию конвейерного тракта подачи шлакообразую-щих материалов в главный  корпус. Материалы доставляют в отделение  автосамосвалами и разгружают в  восемь приемных бункеров вместимостью 116м3 каждый. Наклонный конвейерный  тракт, по которому материалы поступают  из шихтового отделения в расходные  бункера главного корпуса, образован  двумя параллельными ленточными конвейерами длиной по 48 м, помещенными  в закрытую галерею. Для уменьшения выделения пыли при транспортировании  извести предусмотрен предварительный  отсев мелочи. Отделение снабжено системой удаления пыли и сбора мелочи и пыли в отдельный бункер с  их отгрузкой цементовозом.

План и разрез главного корпуса цеха с двумя конвертерами вместимостью 300 – 350т приведены  на рис. III.2.

Корпус разделен на семь пролетов: конвертерный /, загрузочный //, шлаковый ///, подготовки ковшей IV, сыпучих  материалов V, котлов-охладителей VI и  энергетический VII. В конвертерном пролете  выделен технологический участок IX подготовки ферросплавов, а в загрузочном  пролете – участок VIII перелива чугуна.

Самоходные чугуновозы 16 перемещаются по двум параллельным путям  чугуновозной траншеи, идущей из отделения  перелива чугуна в загрузочный пролет 77 главного корпуса. Подачу заливочных ковшей вместимостью 350 т и слив чугуна в конвертер 13 осуществляют заливочными  кранами 6 грузоподъемностью 400 + + 100/20 т. Переливать из передвижного миксера  в заливочный ковш можно непосредственно  в загрузочном пролете на участке VIII, для чего предусмотрен тупиковый  железнодорожный путь 29, стенд 4 для  заливочного ковша и передвижной  вытяжной зонт 5.

Скраповоз 10 перемещается по рельсовому пути, проложенному по скраповозной эстакаде 9 и по рабочей площадке конвертерного пролета 1. Снятие груженых совков со скраповоза, их установку  на стеллаж, перемещение и загрузку лома в конвертер выполняют загрузочными машинами 7 полупортального типа, захватывающими одновременно два совка вместимостью по 50 м3 каждый. Грузоподъемность машины составляет 2 X 130 т.

Плавки из конвертеров  выдаются в сталеразливочные ковши, установленные на сталевозах 26, которые  по путям, уложенным в сталевозных  траншеях, перемещаются в разливочное  отделение. Шлак из конвертера сливается  в ковши самоходных чугуновозов 15 и передается в шлаковый пролет ///, в котором ковши со шлаком переставляются на уборочные шлаковозы, подаваемые локомотивом в шлаковое отделение. Для замены самоходных чугуновозов  и сталевозов предусмотрена передаточная тележка 24. Основное оборудование шлакового  пролета – краны 27 литейного типа грузоподъемностью 180/50 т и стенды 17 для установки шлаковых ковшей.

Технологией производства предусмотрена  подача в сталеразливочные ковши  ферросплавов в твердом нагретом и жидком состояниях. Ферросплавы  готовят на специализированном участке IX

В главный корпус ферросплавы  определенной кусковатости подают автомобильным  транспортом в саморазгружающихся контейнерах. Мостовым краном через  окно в рабочей площадке контейнеры поднимают и разгружают в расходные  бункера /, попарно снабженные весовыми дозаторами. Расплавляют ферросплавы^ трех индукционных печах 2. Жидкие ферросплавы  выпускают из печи в ковш тележки, снабженной весоизмерительным устройством, транспортируют к конвертеру и сливают  по футерованной течке в сталеразливочный ковш. Твердые ферросплавы нагревают в восьми нагревательных печах 3 вместимостью 3 т каждая и транспортируют автопогрузчиком к весам-дозаторам. Весовую порцию ферросплавов направляют в сталеразливочный ковш по системе течек 11

Для расплавления алюминия, подаваемого в сталеразливочный ковш, используют индукционные печи 8. Для обслуживания стале-выпускного отверстия и взятия проб металла  из конвертера служат самоходные площадки 12 и 14, перемещающиеся по рельсовым  путям на рабочей площадке.

В пролете IV подготовки ковшей ремонтируют футеровку ста-леразливочных  ковшей. Основное оборудование пролета  – механизированные стенды 22 для  поворота ковшей, машины 18 для ломки  футеровки, трехместный стенд 28 для  ремонта и кладки футеровки, стенды 23 и 17 для установки сталеразливочных, заливочных и шлаковых ковшей, стенды 21 для сушки сталеразливочных ковшей, механизированный стеллаж 19 для наборки  стопоров и сушило 20. Пролет обслуживают  краны 25 литейного типа грузоподъемностью 125/30 т.

В пролете VI расположены  котлы-охладители отходящих конвертерных газов 33 с системой трубопроводов, в  энергетическом пролете VII – оборудование для очистки газов 37 и панели систем управления электроприводами.

Здание разливочного отделения  разделено на два однотипных разливочных  пролета, в которых сталь разливают  в изложницы, установленные на тележках. Подачу сталеразливочных ковшей со сталью на сталевозах из конвертерного корпуса  осуществляют по двум сталевозным траншеям, проложенным перпендикулярно пролетам. Для ведения разливки вдоль каждого  пролета устроены разливочные площадки, оборудованные передвижными консольно-поворотными  кранами. В каждом пролете установлено  по два разливочных крана грузоподъемностью 450 + 100/20 т. Для подачи и отправки составов с изложницами вдоль пролетов проложены рельсовые пути с торцовыми  и центральными въездами в здание. Вспомогательное оборудование состоит  из стендов для установки шлаковых и сталеразливочных ковшей, установок  для разогрева и охлаждения ковшей.

В шлаковом отделении осуществляют первичную переработку конвертерного  шлака. Состав чугуновозов подают локомотивом  на эстакаду и кантованием ковшей шлак выливают на открытые площадки. После  охлаждения водой шлак разрабатывают  рыхлителями и бульдозерами на базе гусеничных тракторов. Для погрузки и транспортирования шлака в  отвал используют экскаваторы и  автосамосвалы.

В цехе с конвертерами вместимостью 300 – 350 т в системе подачи чугуна применяются передвижные миксеры  и самоходные чугуновозы, широко используется автомобильный транспорт для  транспортирования сыпучих материалов, ферросплавов и применяются автоматизированные системы управления технологическим  процессом и производством –  АСУ ТП и АСУП.

Кислородно-конвертерный цех  завода «Азовсталь» с конвертерами вместимостью 350 т оборудован стационарными  миксерами и машинами непрерывного литья заготовок (МНЛЗ).

Отличительной особенностью цеха является: вынос операций по скачиванию шлака из чугуновозных ковшей в специальное  шлакоскачивающее отделение; использование  конвейерного тракта для доставки сыпучих  материалов и ферросплавов; наличие  участка внепечной обработки  стали. Предусмотрена возможность  установки на второй очереди строительства  еще одного конвертера и двух МНЛЗ.

Планировка цеха обеспечивает независимость и исключает пересечение  основных грузопотоков, осуществляемых цеховыми рельсовыми машинами, кранами  и железнодорожным транспортом. Представляет интерес устройство шихтовых отделений и конвейерная система. Шихтовое отделение немагнитных  материалов своем составе три  взаимосвязанных отделения: сыпучих  материалов, ферросплавов и дробильное. Материалы поступают в отделения  в железнодорожных полувагонах  по сквозному и двум тупиковым  путям и разгружаются в приемные бункера. Ферросплавное и дробильное отделения связаны конвейерами, обеспечивающими подачу ферросплавов на дробление и последующую загрузку расходных бункеров дроблеными ферросплавами. Сушку ферросплавов производят в  барабанных сушилах. Отделения сыпучих  материалов и ферросплавов обслуживаются  мостовыми кранами. Подача сыпучих  материалов и ферросплавов из шихтового  отделения немагнитных материалов в расходные бункера главного корпуса цеха осуществляется конвейерным  двухниточ-ным трактом, состоящим  из горизонтальных ленточных конвейеров, перегрузочных узлов и наклонных  конвейеров. Участок вне-печной обработки  стали в ковшах оснащен порционным вакуума-тором, электропечью для выплавки синтетических шлаков с системой подачи и дозировки плавильных материалов, комплексными установками для внепечной  обработки стали, каждая из которых  состоит из машин для продувки стали аргоном, подачи металлической  сечки с целью охлаждения металла  и устройств для замера температуры  и набрасывания теплоизоляционного материала на поверхность металла  в ковше. Вакууматор обслуживает  отдельный сталевоз.

В отделении непрерывного литья заготовок (ОНЛЗ) параллельно  расположены три слябовые МНЛЗ криволинейного типа. Ковши со сталью после внепечной  обработки подаются и устанавливаются  на сталеразливочные стенды литейными  кранами грузоподъемностью 450 + 100/20 т. Полученные слябы частично складируются на стеллажах уборочными кранами, а  основная масса подается тележкой-рольгангом к приемным рольгангам отделения  отделки и складирования слябов. Отделение оборудовано машинами огневой и выборочной зачистки слябов, системой рольгангов, стеллажами, манипулятором-кантователем, раскладчиком и т. д.

В новом конвертерном цехе Череповецкого металлургического  комбината (ЧерМК) с агрегатами вместимостью 350 т оригинальным является линейное размещение конвертерного цеха и  прокатного широкополосного стана  горячей прокатки 2000, представляющих собой единый производственный комплекс (рис. II 1.3).

Центральное расположение МНЛЗ в пролете позволяет разместить основное оборудование участка ремонта  промежуточных ковшей вне зоны транспортировки  ковшей с жидкой сталью и шлаком, улучшить условия доставки материалов и уборки отходов производства, а  также упростить подачу любых  заготовок на склад широкополосного  стана.

Чугун из доменного цеха в конвертерный подают в 600 т ковшах миксерного типа по железнодорожным  путям. Заливочные ковши установлены  на две самоходные тележки, передвигающиеся  по железнодорожным путям.

Участок перелива чугуна изолирован от загрузочного пролета и оборудован системой графитоулавливания, что способствует обеспечению нормальных условий  труда рабочих. Металлолом доставляют железнодорожным транспортом. Самосвалы  разгружаются в совки. Для подачи скрапа в конвертеры используют совки  вместимостью 100 м3. Для уборки шлака  от конвертеров до отделения первичной  переработки используют самоходные тележки с ковшами 29м3.

Подача сыпучих материалов и ферросплавов в конвертерный цех  осуществляется автотранспортом до приемных бункеров, а затем системой ленточных конвейеров – в расходные  бункера.Ферросплавы после прокаливания в печи по течкам поступают в сталеразливочный ковш или конвертер.

Процессом плавки управляет  ЭВМ с использованием показателей, получаемых от системы датчиков. Для  подготовки сталераз-ливочных ковшей к плавке в ковшевом пролете предусмотрены  установки («Орбита») для набивки  ковшей, устройства для сушки и  торкретирования футеровки ковшей, а также выделен участок сборки шиберных затворов.

Отличительной особенностью нового конвертерного цеха является широкое применение автомобильного транспорта, позволяющего интенсифицировать  перевозку груза. Технологическая  схема цеха обеспечивает гибкую перестройку  производства при освоении новых  процессов выплавки стали.


Информация о работе Кислородно – конвертерное производство стали