Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:46, реферат
Композиционные материалы — это искусственные материалы, получаемые
сочетанием компонентов с различными свойствами. Одним из компонентов
является матрица (основа), другим - упрочнители (волокна, частицы). В
качестве матриц используют полимерные, металлические, керамические и
углеродные материалы. Упрочнителями служат волокна - стеклянные, борные,
углеродные, органические, нитевидные кристаллы (карбидов, берилов, нитридов
и др.) и металлические проволоки, обладающие высокой прочностью и
жесткостью.
|I. КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ |3 |
|Композиционные материалы |3 |
|Карбоволокниты |3 |
|Бороволокниты |4 |
|Органоволокниты |4 |
|Металлы, армированные волокнами |4 |
|II. ПОРОШКОВЫЕ СПЛАВЫ |4 |
|III. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ПОРОШКОВЫХ СПЛАВОВ |5 |
|Производство порошков |5 |
|Испытание порошков |6 |
|Прессование |6 |
|Спекание |7 |
|IV. ТВЕРДЫЕ СПЛАВЫ |8 |
|Микроструктура |8 |
|Область применения |10 |
|Схема производства |11 |
|VI. ПРОЧИЕ ПОРОШКОВЫЕ СПЛАВЫ |12 |
|Антифрикционные сплавы |12 |
|Фрикционные материалы | |13 |
| | | |
| | |14 |
|Пористые фильтры | | |
|Керметы |15 | |
| | | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | | |
прочность и сопротивление вибрациям и выкрашиванию, поэтому он применяется
для самого тяжелого чернового точения углеродистых и легированных сталей.
В настоящее время почти половина всей обработки металлов однолезвийным
инструментом производится с использованием порошковых твердых сплавов.
Внедрение твердосплавного инструмента потребовало создания станков новых
конструкций, позволяющих осуществлять высокие скорости резания — до
1000—2000 м/мин и выше.
Инструмент из твердых сплавов затачивают на специальных кругах
(карборунд «экстра») или на кругах
из искусственных (
алмазов, а доводят на пасте из карбида бора. При доводке твердых сплавов
химическое воздействие пасты имеет большее значение, чем механическое.
Препятствие на
пути полной замены
сплавами, в которых дефицитный вольфрам используется в 10 раз эффективнее,
заключается в том, что по своей природе твердые сплавы пригодны не для всех
случаев механической обработки, а также вследствии сложности изготовления
из них фасонного инструмента.
Применение порошковых твердых
сплавов ограничивается
припаивают медным припоем к стальной державке—так, например, изготовляют
резцы.
Схема производства.
Технологический процесс
металлокерамических (порошковых) твердых сплавов состоит из ряда следующих
операций:
1. Сначала получают грубый
порошок вольфрама путем
вольфрамового ангидрида W03 в потоке водорода при 700—900° С или сажей при
1500° С. Полученный грубый
9 ч на шаровой мельнице и просеивают.
2. Порошок вольфрама
бумажных или угольных патронах в течение 1 ч в электропечи при 1400° С в
атмосфере водорода или окиси углерода.
Полученный порошок карбида вольфрама размалывают и просеивают, как и
порошок вольфрама.
Для титановольфрамового
сплава карбонизации можно
ТiO2+ С + W и получить сразу оба карбида.
3. Полученные порошки карбидов и кобальта перемешивают в течение 24 ч и
дольше в шаровой мельнице; затем их замешивают с клеем и подсушивают. В
качестве клея применяют или раствор синтетического каучука в бензине или
раствор парафина в четыреххлористом углероде.
4. Хорошо замешанная и
подсушенная смесь
давлении примерно 10—40 кГ/мм2 (98—392 Мн/м2), причем титановольфрамовые
смеси требуют большего давления прессования, чем вольфрамовые.
5. Далее производят
примерно 1 ч в атмосфере водорода для создания прочности, необходимой при
механической обработке. Предварительное спекание применяется не всегда.
6. После предварительного спекания полученный сплав разрезают и
механически обрабатывают на обычных металлорежущих , станках—фрезерных,
строгальных, токарных и др.
7. Окончательное спекание,
в процессе которого
проводят в атмосфере водорода или в засыпке из порошка магнезита или окиси
алюминия — для вольфрамовых сплавов в течение 2 ч примерно при 1400° С, а
для титановольфрамовых в течение 1—3 ч при 1500° С. Качество спекания
зависит от чистоты карбида титана: чем меньше в нем азота и кислорода, тем
лучше идет спекание.
В результате спекания твердый сплав дает линейную усадку до 25%,
становится чрезвычайно
твердые сплавы можно шлифовать зеленым карборундом «экстра» или подвергать
электроискровой обработке.
Производство твердых
сплавов требует особой
лабораторного контроле, соблюдения технологической дисциплины и всех
тонкостей процесса. Качество и режущие свойства порошковых твердых сплавов
зависят от технологии их производства не менее чем от их состава.
Кроме порошковых
твердых сплавов, в
твердые сплавы, которые применяются или зернистыми или в виде электродов.
После наплавки они имеют структуру заэвтектического, легированного, белого
чугуна и очень высокую
карбидов и карбидной
Литыми твердыми сплавами наплавляют штампы, токарные центры и сильно
истирающиеся детали, что увеличивает в несколько
раз их стойкость.
V. ПРОЧИЕ ПОРОШКОВЫЕ СПЛАВЫ
Антифрикционные сплавы. Пористые, пропитываемые маслом подшипники
очень удобны в труднодоступных узлах трения и обеспечивают высокую
износостойкость при малом коэффициенте трения. Кроме того, они могут
заменять бронзу или позволяют более экономно расходовать цветные металлы,
но наличие пор снижает их
прочность и поэтому для
подшипников, например коренных и шатунных двигателей, они не применяются.
Пористые подшипники изготовляют из железного или медного порошка. Если нет
опасности ржавления, то подшипники изготовляются из смеси железного порошка
с графитом, который добавляется в количестве 1—2%.
Пористость в таких подшипниках 20 - 30%. После прессования и спекания
они пропитываются маслом, где коррозия возможна, там применяются
бронзовые подшипники.
Пористые бронзовые
подшипники изготовляют из
10% Sn и 2% графита. Пористые подшипники
обладают хорошими
качествами, но менее прочны, чем сплошные, поэтому их нельзя применять при
больших нагрузках, например для шатунных и коренных подшипников двигателя.
Эти материалы отличаются способностью саморегулировать подачу смазки.
На контактной поверхности трущейся нары образуется непрерывная пленка.
этим обеспечивается жидкое трение.
К антифрикционным автомобильным деталям та к же относятся направляющие
втулки клапана, шестерни масляного насоса и т. д., которые изготовляются из
смеси порошков 96% Fe +2,5% Сu +1,5% графита; после прессования и спекания
они отжигаются при температуре 740 и 715° С, т. е. производится отжиг на
зернистый перлит. Содержание углерода после спекания не менее 0,8%.
Наиболее желательной, обеспечивающей высокое качество пористых
железографитных подшипников структурой является перлит с графитными
включениями; в случае наличия у чих ферритной структуры они быстро
изнашиваются, налипают на шейку вала и имеют высокий коэффициент трения.
Цементит в структуре
сопротивление износу, но изнашивает и царапает шейку вала и также повышает
коэффициент трения.
Фрикционные материалы.
К фрикционным материалам
следующие требования: они должны
иметь высокий коэффициент
обеспечивающий плавность
износостойкость как собственную» так н сопряженной стальной поверхности.
Кроме того, они должны иметь хорошую прирабатываемость, не заедать н
обладать высокой
только порошковый сплав, представляющий целый комплекс различных материалов
с различными свойствами.
По условиям эксплуатации фрикционные материалы могут работать:
1)в масляной ванне,
например в автоматических
современных автомобилей с фрикционными дисками и тормозными лентами:
2) при сухом трении, например тормозные накладки фрикционных
механических прессов.
Фрикционные материалы
изготовляются из порошков
и других, образующих металлическую их основу, куда добавляются в небольшом
количестве порошки кремния, двуокиси кремния (SiO2), асбеста и пр. для
повышения коэффициента трения, а также порошка графита, талька, свинца и
пр. для создания смазки на поверхностях трения,
Изменяя дозировку добавок, увеличивающих коэффициент трения и
добавок, его снижающих, можно получить
необходимые фрикционные
порошкового сплава, т. е. исключить пробуксовку обильно смазанных трущихся
поверхностей при очень
и сопряженной с ним стали.
Например, в автомобильной промышленности для работы в масле
применяется фрикционный сплав из следующих порошков; 60% Сu, 10% Sn, 4%
Fe, 7% Pb, 4%; графита, 8% пульвер-бакелита и 7% асбеста.
Фрикционные сплавы
отличаются невысокой прочность
применяют» я в виде топкого слоя или на стальном диске, или на стальной
ленте. Соединение их со сталью производится двумя способами: спеканием
порошкового сплава под давлением со сталью или приклеиванием.
В условиях сухого трения при торможении развивается более высокая
температура и поэтому приходится применять вместо медной основы железную,
отличающуюся более высокой температурой плавления.
Пористые фильтры.
Из шарообразных порошков
медью или чистого никеля изготовляют
металлические фильтры с
достигающим 80% от общего объема изделия. Такие фильтры применяют в
химической промышленности, а также в качестве топливных фильтров в
двигателях.
Конструкционные
материалы. Порошковая
должна упрощать технологический процесс, для сокращения расхода металла и
снижения трудоемкости производства. Например, детали простейшей формы:
небольшие шестерни, шайбы и т. д. из углеродистой или из легированной стали
с успехом изготовляются методами порошковой металлургии. Порошковые сплавы
также применяются для производства прецизионных сплавов, т. е. сплавов с
очень небольшими колебаниями в химическом составе, биметаллов и комплексных
сплавов с разным составом поверхности и сердцевины, а также особо
жаропрочных сплавов и материалов для ракет н ядерных реакторов.
Электротехнические сплавы. Особенно широко порошковые сплавы
применяются в электротехнике. Постоянные магниты небольшого размера,
полученные из порошков Fe—Al—Ni сплавов (альни) или F'e—А1—Ni—Со сплавов
(альнико), отличаются мелкозернистостью, в отличие от литых магнитов из
этих сплавов, которые крупнозернисты. Кроме того, порошковые сплавы лишены
литейных дефектов: раковин, ликвации и т. д. Это позволяет получить
однородную плотность
магнитов из порошковых сплавов гораздо уже, что сводит до минимума их
механическую обработку, которая ограничивается одним шлифованием.
Порошковые сплавы позволяют соединить жаро- и износостойкость
вольфрама, молибдена, никеля и графита с высокой электропроводностью меди и
серебра.
Из порошковых
сплавов изготовляют
Сопротивление контактов искре повышается при комбинации серебра с окисью
кадмия. Высокая электропроводность серебра обеспечивается его чистотой, а
также отсутствием элементов, которые могут образовывать с серебром твердые
растворы.
Порошковые сплавы применяют при изготовлении ряда электро- и радио-
технических деталей из порошков альсифера, ферритона и карбонилььного
железа.
Из порошковых
сплавов изготавливают
сварки, из смеси графита с медным порошком изготовляют износостойкие щетки
электродвигателей. Железные порошки применяют для изготовления полюсов
электродвигателей постоянного тока.
Тугоплавкие металлы и тяжелые сплавы. Из порошков методом
восстановления из окислов получают
металлы с очень высокой
плавления — вольфрам, молибден, тантал/ниобий и др. Сначала в потоке
водорода восстанавливаются из окислов чистые металлы, получаемые в виде
порошков. Их прессуют в брикеты и нагревают током. Далее производят ковку и
прокатку. Все эти операции с вольфрамом и молибденом производят в атмосфере
водорода, а с титаном н танталом—в вакууме, так как последние очень сильно
поглощают газы при высоких температурах. Если металл предназначен для нитей
электроламп, в него добавляют вещество, препятствующее росту зерна при
высоких температурах, например окись тория.
Из порошков изготовляют также «тяжелый сплав» состава 90% W, 7,5 Ni и
2,5% Си, имеющий удельный вес до
17 и высокие механические
применяемый, например, в качестве противовесов там, где по условиям
конструирования места для них мало.
Керметы. Керметами называются порошковые сплавы, являющиеся
композициями керамических материалов с металлами и предназначаемые для
детален, работающих при высоких температурах или в агрессивной коррозионной
среде.
Керметы сочетают
жаропрочность, коррозионную