Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:12, курсовая работа
В данном курсовом проекте представлен расчёт одноступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора. Проводится выбор электродвигателя, исходя из мощности на выход валу двигателя, частоты вращения выходного вала и рассчитанного коэффициента полезного действия ( КПД ), выбор материала зубчатых колёс, определяется допускаемые контактные напряжения и изгибные, определяются основные параметры передачи, предварительные диаметры валов, выбор подшипников, рассчитывается на прочность и выносливость выходной вал редуктора и шпоночные соединения, определяется ресурс подшипников.
Аннотация 3
Содержание. 4
Введение 5
1. Кинематический расчет привода. 6
2. Выбор материалов и термообработки зубчатого колеса и шестерни. 8
3. Определение допускаемых контактных напряжений. 8
4. Определение допускаемых изгибных напряжений. 9
5. Геометрический расчет передачи. 10
6. Расчет на контактную выносливость. 11
7. Расчет на изгибную прочность. 12
8. Определение сил, возникающих в зацеплении. 13
9. Сводная таблица данных. 13
10. Эскизная компоновка редуктора. 13
11.Расчет быстроходного и тихоходного вала. 14
11.1.Определение реакций опор ведущего вала. 14
11.2. Построение эпюр изгибающих моментов ведущего вала. 15
11.3. Проверочный расчет ведущего вала. 18
11.4. Определение реакций опор ведомого вала. 19
11.5. Построение эпюр изгибающих моментов ведомого вала. 20
11.6. Проверочный расчет ведущего вала. 23
12. Проверка прочности шпоночных соединений. 24
13. Проверка долговечности подшипников. 25
14. Расчет основных размеров корпуса редуктора. 26
Список литературы. 28
Определяем диаметры хвостовиков:
=20-30 - крутящий момент, Н·м
Для шестерни:
по ГОСТу 12080-66 =45 мм, lхв1=110 мм
Для колеса:
по ГОСТу 12080-66 =55 мм, lхв2=110 мм
Размер корпуса: a=0,03· +1=11,65 мм
По справочнику Анурьева взяты диаметры хвостовиков и длины хвостовиков. Хвостовики взяты длинные. На валах каждый участок больше на 6 мм, а dп кратен 5-ти. dв2=82 мм, dв1=72 мм. Тогда dст2=1,6·dв2=131,2 мм
Параметры буртика на валу колеса:
hб=(1/3-2/3)·hст, hст=27,6 мм, hб=13,8 мм. Высота буртика – 8 мм, диаметр буртика – 13,8·2+82=109,6 мм.
Параметры буртика на валу шестерни:
hб=(1/3-2/3)·hст, hб=13,8 мм. Высота буртика – 8 мм, диаметр буртика – 72+11·2=94 мм.
Параметры подшипников:
dп1=60 мм, dп2=70 мм. По диаметрам выбираем параметры подшипников по ГОСТ 8338-75. Серия подшипников – средняя. Для шестерни – 312 серия, для колеса – 314 серия.
Параметры цилиндрической втулки:
hвт≤2/3·hк, толщина стенки втулки – 5 мм, hк=8 мм.
Параметры колеса:
Толщина обода:
Толщина диска в колесе: с=0,4·b2=0,4·180=72 мм
Диаметр обода: D0=df2-2 =402,5 мм
Диаметр окружности, на которой
располагаются отверстия в
Диаметр отверстия в диске колеса:
Параметры крышек подшипников:
Привертный тип крышки. Материал – чугун СЧ20. Размеры взяты из ГОСТа 18511-73.
Крышки с пазами для сальниковых войлочных колец.
Параметры шпонок:
Размеры шпонок взяты из ГОСТа 23360-78.
Определение консольной силы Fm1:
Fx=0 в прямозубых передачах.
Расстояния между точками приложения активных и реактивных сил.
a=120 мм, b=120 мм, с=110 мм.
Рис. 1. Расчетная схема ведущего вала:
Вертикальная плоскость XOZ:
Горизонтальная плоскость ХОY:
Определение изгибающих моментов:
Условие выполняется.
Условие выполняется.
Суммы изгибающих моментов:
Рис. 2.Эпюра изгибающих моментов ведущего вала:
Mmax=301,557 Н·м
Механическая характеристика материала ведущего вала:
Марка стали: 45
Диаметр заготовки: любой
, , , , .
Коэффициенты: ,
Расчет на статическую прочность.
Ведущий вал – шестерня.
Mmax=301,557 Н·м – максимальный изгибающий момент.
- коэффициент перегрузки.
Осевой момент сопротивления изгибу:
- диаметр вала.
Напряжения изгиба под действием суммарного момента, возникающего от всех нагрузок:
- кратковременная наибольшая осевая сила.
Напряжения растяжения или сжатия:
, А=0,004069 м2 – площадь поперечного сечения вала.
Максимальные нормальные напряжения:
Полярный момент сопротивления:
Максимальный кратковременный крутящий момент:
Касательные напряжения:
Определение запасов прочности для опасных сечений:
По нормальным напряжениям:
По касательным напряжениям:
Общий коэффициент запаса прочности:
Расчет на усталостную прочность (выносливость).
Результирующий изгибающий момент:
Амплитуда и среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Определение коэффициентов снижения пределов выносливости:
Для марки стали 45 , тогда при выполнении паза концевой фрезой. - эффективные коэффициенты концентраций напряжений для данного сечения вала в зависимости от его формы. =0,67 при dв1=72 мм. - коэффициент влияния шероховатости поверхности. - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, поверхность вала не упрочняется.
Определение запасов прочности по выносливости:
По нормальным напряжениям:
По касательным напряжениям:
Запас прочности по выносливости:
Определение консольной силы Fm1:
Fx=0 в прямозубых передачах.
Fm – консольная сила.
Расстояния между точками приложения активных и реактивных сил.
a=121 мм, b=121 мм, с=111 мм.
Рис. 3. Расчетная схема ведущего вала:
Вертикальная плоскость XOZ:
Горизонтальная плоскость ХОY:
Определение изгибающих моментов:
Условие выполняется.
Условие выполняется.
Суммы изгибающих моментов:
Рис. 4.Эпюра изгибающих моментов ведомого вала:
Mmax=414,994 Н·м
Механическая характеристика материала ведущего вала:
Марка стали: 45
Диаметр заготовки: любой
, , , , .
Коэффициенты: ,
Расчет на статическую прочность.
Ведущий вал – шестерня.
Mmax=414,995 Н·м – максимальный изгибающий момент.
- коэффициент перегрузки.
Осевой момент сопротивления изгибу:
- диаметр вала.
Напряжения изгиба под действием суммарного момента, возникающего от всех нагрузок:
- кратковременная наибольшая осевая сила.
Напряжения растяжения или сжатия:
, А=0,005278 м2 – площадь поперечного сечения вала.
Максимальные нормальные напряжения:
Полярный момент сопротивления:
Максимальный кратковременный крутящий момент:
Касательные напряжения:
Определение запасов прочности для опасных сечений:
По нормальным напряжениям:
По касательным напряжениям:
Общий коэффициент запаса прочности:
Расчет на усталостную прочность (выносливость).
Результирующий изгибающий момент:
Амплитуда и среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Определение коэффициентов снижения пределов выносливости:
Для марки стали 45 , тогда при выполнении паза концевой фрезой. - эффективные коэффициенты концентраций напряжений для данного сечения вала в зависимости от его формы. =0,67 при dв2=82 мм. - коэффициент влияния шероховатости поверхности. - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, поверхность вала не упрочняется.
Определение запасов прочности по выносливости:
По нормальным напряжениям:
По касательным напряжениям:
Запас прочности по выносливости:
Рис. 5. Шпонка призматическая
Шпонки выбираем по ГОСТу 23360-78. Для шестерни: ширина b=20 мм, высота h=12 мм, длина l=120 мм, глубина на валу t1=7,5 мм, глубина на втулке t2=4,9 мм. Рабочая длина: lр=l-b=120-20=100 мм. R=b/2=10 мм. Рабочая глубина паза K=7,5 мм. Материал шпонки Ст3. Для стали - 100 МПа.
Выбранная шпонка проверяется на смятие по формуле:
Для колеса: ширина b=22 мм, высота h=14 мм, длина l=120 мм, глубина на валу t1=9 мм, глубина на втулке t2=5,4 мм. Рабочая длина: lр=l-b=120-22=98 мм. R=b/2=11 мм. Рабочая глубина паза K=9 мм. Материал шпонки Ст3. Для стали - 100 МПа.
Выбор шпонок на концах валов.
Для шестерни:
Выбираем по ГОСТу 23360-78. ширина b=14 мм, высота h=9 мм, длина l=70 мм, глубина на валу t1=5,5 мм, глубина на втулке t2=3,8 мм. Рабочая длина: lр=l-b=70-14=56 мм. R=b/2=7 мм. Рабочая глубина паза K=5,5 мм. Материал шпонки Ст3. Для стали - 100 МПа.
Для колеса:
Выбираем по ГОСТу 23360-78. ширина b=16 мм, высота h=10 мм, длина l=80 мм, глубина на валу t1=6,0 мм, глубина на втулке t2=4,3 мм. Рабочая длина: lр=l-b=80-16=64 мм. R=b/2=8 мм. Рабочая глубина паза K=6,0 мм. Материал шпонки Ст3. Для стали - 100 МПа.
Ведомый вал.
Суммарные реакции в подшипниках:
Rmax=6421,46 H. Для опор А и В приняты шариковые радиальные однорядные подшипники, 314 серия.
С=104000 Н – динамическая грузоподъемность. С0=63000 Н
Приведенная динамическая нагрузка на опоры:
R=6421,464 Н – реакция более нагруженного подшипника.
KT=1 – температурный коэффициент (tраб<1000C)
=1,3 – коэффициент безопасности.
V=1 – коэффициент вращения для внутреннего кольца.
Расчетный срок службы подшипника:
, где Р=3 – показатель степени для шариковых подшипников.
=730 об/мин
часов>6000 часов. Условие выполняется.
Ведущий вал.
Суммарные реакции в подшипниках:
Rmax=5047,939 H. Для опор А и В приняты шариковые радиальные однорядные подшипники, 312 серия.
С=81900 Н – динамическая грузоподъемность. С0=48000 Н
Приведенная динамическая нагрузка на опоры:
R=5047,939 Н – реакция более нагруженного подшипника.
KT=1 – температурный коэффициент (tраб<1000C)
=1,3 – коэффициент безопасности.
V=1 – коэффициент вращения для внутреннего кольца.
Расчетный срок службы подшипника:
, где Р=3 – показатель степени для шариковых подшипников.
=1460 об/мин
часов>6000 часов. Условие выполняется.
Ориентировочные размеры основных элементов корпуса цилиндрического редуктора и его крепёжных деталей:
Толщина стенки корпуса редуктора:
Принята толщина стенки корпуса 11,65 мм
Толщина стенки крышки редуктора:
Принята минимально-допустимая толщина стенки крышки 8 мм
Толщина верхнего фланца крышки и корпуса:
b = δ1 = 8,1 мм
Принимаем толщину верхнего пояса фланца корпуса 8 мм
Толщина нижнего фланца крышки и корпуса:
b1 = δ1 = 8,1 мм
Толщину верхних и нижних фланцев,
соприкасающихся с крышкой
Толщина нижнего пояса корпуса:
Р=2,35· δ=2,35·11,65=27,3775 мм
Толщина ребер основания корпуса:
m=(0,85…1)· δ=10,776 мм
Толщина ребер крышки:
m1=(0,85…1)·δ1=7,4925 мм
Диаметр фундаментальных болтов:
d1=(0,03…0,036) · +12=23,715 мм
Диаметр болтов у подшипников:
d2=(0,7…0,75) · d1=12 мм
Диаметр болтов, соединяющих фланцы:
d3=(0,5…0,6) · d1=13,043
Расстояние от зубчатого колеса до стенки корпуса должно составлять не менее:
A=1,2· δ=13,98 мм
Уровень масла:
Максимальный: 1/6·da2=80,83 мм
Толщина ребра: δ=11,65 мм
Параметры сливной пробки: Диаметр резьбы – 20 мм, шаг резьбы – 1,5, D=30, H=8, a=4, S=19.
Высоту буртика и ширину втулки у шестерни брали из соотношения размеров буртика и втулки на колесе к размерам вала колеса.
Информация о работе Проектирование механического привода с одноступенчатым редуктором