Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:53, курсовая работа
Одним из видов сварных конструкций являются сварные балки.
Балкой называют элемент конструкции, один из размеров которой (длина) значительно больше двух других и работающий преимущественно на поперечный изгиб. Благодаря простоте и малой стоимости изготовления, удобной конструктивной форме, небольшой строительной высоте балки находят широкое применение в строительных конструкциях. Они применяются в различных перекрытиях, на рабочих площадках, эстакадах, мостах и других сооружениях.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Описание материала и оценка его сариваемости 5
2. Составление расчетной схемы и построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов 6
2.1 Определение грузовых площадей…………………………………….….6
2.2 Определение расчетных сил………………………………………………6
2.3 Определение реакции в опорах……………………………………………...6
2.4 Определение изгибающих моментов в заделках……..……...……………..9
2.5 Построение эпюр поперечных сил Q и изгибающих моментов М для определения их максимальных значений……………………………………....10
3. Подбор сечения главной балки……………………………………………..114
3.1 Определение высоты балки из двух условий…………………………..14
3.1.1 Определение высоты балки из условия жесткости………………….14
3.1.2 Определение высоты балки из условия минимальной массы ……....14
3.1.3 Выбор по сортаменту…………………………………………………..16
3.2. Компоновка поперечного сечения балки с учетом полученных результатов и построение эскиза сечения……………………………………..17
3.3 Ряд проверок скомпонованного сечения………………………………..17
3.3.1 Проверка на прочность……………………..…………………………17
3.3.2 Проверка стенки на срез……………………………………………….18
3.3.3 Проверка на эквивалентные напряжения на стыке полки и стенки в сечении, где одновременно М и Q достигают достаточно больших значений…………………………………………………………………………18
3.3.4 Определение местной устойчивости стенки……………..…………...19
4. Расчет сварных соединенний…………………………………………….….21
4.1. Расчет поясных швов балки………………………………………………...21
4.2. Расчет сварных швов опорного узла балки .22
5. Составление расчетных схем и подбор сечений вспомогательных балок ...22
6. Определение массы сварной балки, массы наплавленного металла и процента наплавленного металла 29
7.Описание транспартировки главной балки. 31
8.Описание технологии изготовления главной балки………………………31
9. Список литературы.............................................................................................35
После расстановки ребер жесткости в балках с неподвижными нагрузками производим проверку по формуле:
,где
– нормальное напряжение на вертикальной кромке стенки;
– среднее касательное
, ;
а – наименьшая из сторон d или hСТ (Рис. 2.3);
Принимаем а=hСТ=100см;
Проверка выполняется.
4. Расчет поясных швов балки.
4.1 Расчет поясных швов балки:
Рисунок 4.1 – Схема расположения поясных швов, геометрические параметры поперечного сечения, эпюры нормальных и касательных напряжений.
При изгибе балок в общем случае возникает два вида напряжений в ее поперечных сечениях: напряжения от изгибающего момента (σМ) и напряжения от поперечной силы Q (τQ). Напряжения σМ для поясных швов являются связующими, а напряжения τQ – рабочими. . И расчет поясных швов на прочность производится по формуле Журавского. В швах возникают напряжения τ , и швы рассчитываются на эти напряжения.
Формула Журавского:
, где
– статический момент отсеченной части относительно оси у;
При определении τ отсеченной частью является полка. Тогда статический момент :
;
Jу – момент поперечного сечения балки относительно оси у;
Проверка сходится.
4.2.Расчет сварных швов опорного узла балки:
Рисунок 5.1 – Схема опорного узла.
Выбираем полуавтоматическую сварку в среде углекислого газа. Учитывая толщину полки δП=20 мм и материал сталь ВСт3сп, назначаем катет шва К=8мм и коэффициент глубины проплавления шва β=0,9 [1]. Рассматривались так же катеты шва K=6 и K=7;
Определим длины швов:
Так как имеем сложное сопротивление, то условие прочности будет иметь следующий вид
где σМ – напряжение в швах от изгибающего момента М, МПа;
τQ – напряжение среза в швах от поперечной силы Q, МПа.
Определим площади швов:
Определим моменты инерции швов:
;
;
;
;
Балка Б – 5 [11].
Рисунок 5.1 – Расчетная схема балки Б-5
Расчетная площадь балки:
Распределенная нагрузка:
Реакции опор:
Изгибающий момент:
Подбор сечения балки Б-5:
По сортаменту выбираем двутавр машиностроительного профиля №33 (WХ=597 см3) [9]:
Рассчитаем необходимое количество болтов крепления вспомогательной балки. Примем диаметр болта 20мм:
где
– площадь отверстия под болт, так как диаметр болта 20 мм, то диаметр отверстия нужно взять больше, то есть принимаем d=22 мм;
[τ] – допускаемое напряжение при срезе.
[τ]=(0,6÷0,65)[σ]Р;
[τ]=0,65∙163,3=106,145МПа;
Принимаем n=2
Балка Б – 9
Рисунок 5.2. – Расчетная схема балки Б-9
Расчетая площадь балки:
Распределенная нагрузка:
Сосредоточенная нагрузка:
Эпюра поперечных сил:
Эпюра изгибающих моментов:
Подбор сечения балки Б-9:
По сортаменту выбираем двутавр машиностроительного профиля №18
( WХ=143 см3) [9]:
Рассчитаем необходимое количество болтов крепления вспомогательной балки. Примем диаметр болта 20мм:
где
– площадь отверстия под болт, так как диаметр болта 16 мм, то диаметр отверстия нужно взять больше, то есть принимаем d=18 мм;
[τ] – допускаемое напряжение при срезе.
[τ]=(0,6÷0,65)[σ]Р;
[τ]=0,65∙163,3=106,145 МПа;
Принимаем n=2.
Балка Б – 7
Расчетная площадь балки:
Распределенная нагрузка:
Сосредоточенная нагрузка:
Эпюра поперечных сил:
Эпюра изгибающих моментов:
Подбор сечения балки Б-7:
По сортаменту выбираем двутавр машиностроительного профиля №33 (WХ=597 см3) [9]:
Рассчитаем необходимое количество болтов крепления вспомогательной балки. Примем диаметр болта 20мм:
где
– площадь отверстия под болт, так как диаметр болта 20 мм, то диаметр отверстия нужно взять больше, то есть принимаем d=22 мм;
[τ] – допускаемое напряжение при срезе.
[τ]=(0,6÷0,65)[σ]Р;
[τ]=0,65∙163,3=106,145 МПа;
Принимаем n=2.
Балка Б – 8
Рисунок 5.4. – Расчетная схема балки Б-8
Расчетная площадь балки:
Распределенная нагрузка:
Сосредоточенная нагрузка:
Эпюра поперечных сил:
Эпюра изгибающих моментов:
Подбор сечения балки Б-8:
По сортаменту выбираем двутавр машиностроительного профиля №36 (WХ=743 см3) [9]:
Рассчитаем необходимое количество болтов крепления вспомогательной балки. Примем диаметр болта 20мм:
где
– площадь отверстия под болт, так как диаметр болта 20 мм, то диаметр отверстия нужно взять больше, то есть принимаем d=22 мм;
[τ] – допускаемое напряжение при срезе.
[τ]=(0,6÷0,65)[σ]Р;
[τ]=0,65∙163,3=106,145 МПа;
Принимаем n=2
6. Расчет массы балки.
Масса балки без швов и ребер жесткости:
где m- масса балки, кг.
V- Объем балки, м .
- плотность материала, кг/ м .
Масса и объем ребер жесткости и швов ребер жесткости:
Объем и масса поясных швов:
Объем и масса швов сопряжения:
Общая масса балки:
Масса наплавленного металла:
Процент наплавленного металла:
Исходя из расчетов, получим балку длиной 14 метров.
Транспортировку балки на дальние расстояния можно осуществлять железнодорожным транспортом на платформе:
модель 14 – 401, длина 13,3 метра.
Транспортировку балки также можно осуществлять автомобильным транспортом [3].
Полуприцеп МАЗ – 9758, грузоподъемностью 26500 кг [10].
Габаритные размеры балки:
длина – 11 метров;
ширина – 0,26 метра;
высота – 0,882 метра.
Габаритные размеры платформы полуприцепа:
длина – 13,5 метров;
ширина – 2,5 метра;
высота – 2,44 метра.
8. Описание технологии изготовления главной балки.
Стенку и полки балки изготавливают из толстолистовой прокатной стали. Прежде чем производится сварка балки, осуществляются заготовительные операции, которые включают в себя правку листов, чистку, их разметку, резку и обработку кромок под сварку.
Правка осуществляется созданием местной пластической деформации и обычно производится в холодном состоянии. Для устранения волнистости листов и полос толщиной от 0,5 до 50 мм широко используют многовалковые машины (число валков больше пяти). Выправление достигается многократным перегибом при пропускании листов между верхним и нижним рядами валков, расположенных в шахматном порядке.
После правки листы размечают под резку. Индивидуальная разметка трудоемка. Наметка более производительна, однако изготовление специальных наметочных шаблонов не всегда экономически целесообразно. Оптический метод позволяет вести разметку без шаблона – по чертежу, проектируемому на размечаемую поверхность. Разметочно–маркировочные машины с пневмокернером производят разметку со скоростью до8–10 м/мин при погрешности ±1 мм. В этих машинах применяют программное управление. Использование приспособлений для мерной резки проката, а также машин для тепловой резки с масштабной фотокопировальной или программной системой управления позволяет обходиться без разметки.
Резка деталей с прямолинейными кромками из листов производится плазменной резкой на портальной газорезательной машине ППЛ-3,5, которая позволяет получить качественный рез даже без предварительной разметки. В состав комплекта оборудования входит плазмотрон, устройство для его охлаждения и перемещения по линии реза, пульт управления, источник тока.
Для очистки проката, деталей и сварных узлов применяют механические и химические методы. Удаление загрязнения, ржавчины и окалины производят с помощью дробеструйных и дробеметных аппаратов, а также используют зачистные станки, рабочим органом которых являются металлические щетки, иглофрезы, шлифовальные круги и ленты.
Сборочная операция при изготовлении
сварных конструкций имеет
При изготовлении двутавровых балок поясные швы обычно сваривают автоматами под слоем флюса. Приемы и последовательность наложения швов могут быть различными. Наклоненным электродом одновременно сваривают два шва, однако может возникнуть подрез стенки или полки. Выполнение швов «в лодочку» обеспечивает более благоприятные условия их формирования и проплавления.
В установке П675 для сварки
угловых швов двутавровых балок
изделие с помощью
Режимы сварки [10]:
Номинальный сварочный ток:
Iсв=600 А
Напряжение на дуге:
Uд=36 В
Скорость сварки:
Vсв=32 м/ч
Сварочный флюс, применяемый для автоматической сварки низкоуглеродистых сталей: АН–348–А или ОСЦ–45 [10].
После сварочного участка балка попадает на участок отделки, где последовательно проходит через две машины для правки грибовидности полок.
Приварку балки к боковым пластинам и приварку ребер жесткости, а так же стыковой шов будем осуществлять полуавтоматической сваркой в среде СО2 сварочной проволокой Св–08А, d=1,6 мм.
1. Е.И. Беленя. Металлические конструкции. Общий курс: Учебник для вузов; 6-е изд.; переработанное и дополненное – М.: Стройиздат. 1986 – 560 с. 704 с.
2. В.И. Анурьев. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3-х т. Т.-1 изд, переработанное и дополненное – М.: Машиностроение. 1978–778 с.
3. А.Н. Понизовкин. Краткий автомобильный справочник. – М.: АО «Трансконсалтинг», НИИАТ 1994–779 с.
4. Г.А. Николаев, С.А. Куркин, В.А. Винокуров. Сварные конструкции. Технология изготовления. Автоматизация производства и проектирование сварных конструкций. Учебное пособие. – М.: Высшая школа. 1983–344 с.
5. А.И. Чвертко, В.Е. Патон, В.А. Тимченко. Оборудование для механизированной дуговой сварки и наплавки. – М.: Машиностроение. 1981–264 с.
6. В.Г. Сорокин, С.А. Вяткин. Марочник сталей и сплавов. Под общей редакцией В.Г. Сорокина. – М.: Машиностроение, 1989–640 с.
7. Г.А. Николаев, В.А. Винокуров. Сварные конструкции. Расчет и проектирование. 1990–446 с.
8. Технология и оборудование сварки плавлением и термической резки: Учебник для вузов.– 2-е изд. испр. и доп./ А.И. Акулов, В.П. Алехин, С.И. Ермаков и др./Под ред. А.И. Акулова.–М.: Машиностроение, 2003. – 560 с.: ил.
9. Васильев А.А. Металлические конструкции: Учеб. Пособие для техникумов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Стройиздат, 1979. – 472 с., ил.
10.Интернет: Яндекс.
11.Введение в сопротивление материалов. Учебное пособие. Б.Е. Мельников.