Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:52, курсовая работа
Данная работа предполагает проектирование токарного станка-аналога на базе станка 16К20ФЗ. Проектируемый станок должен отвечать всем требованиям современного станкостроения, основными из которых являются:
повышение производительности станка путем интенсификации режимов обработки и сокращения вспомогательного времени;
повышение точности обработки и формообразования
жесткость
прочность
виброустойчивость
теплостойкость
высокий КПД главных и вспомогательных механизмов (приводов).
- упрощение конструкции
и технологии изготовления
- улучшение динамических свойств зубчатых колес, валов и т.д.
Эти показатели взаимосвязаны,
поэтому следует иметь в виду,
что улучшение одних
Основной задачей данного этапа проектирования привода станка является определение чисел зубьев, диаметров валов и других параметров передачи привода.
При определении чисел зубьев необходимо не только обеспечить данное передаточное отношение, но и обеспечить постоянную сумму зубьев в пределах двухваловой передачи.
Приведенная в приложении I таблица облегчает проведение расчетов. В ней по горизонтали отложена сумма зубьев, а по вертикали – передаточные отношения. Пустые клетки означают, что при данном значении ΣZ передаточное отношение не может быть выдержано в требуемых пределах, в остальных клетках указано число зубьев меньшего зубчатого колеса.
Порядок расчетов следующий:
а) По графику частот вращения для первой группы передач находим i2 = 2;
i1 = 0,5;
б) Зададимся суммой зубьев ΣZ = 90.
в) На пересечении строки с числом 2 и столбца ΣZ = 90 находим Z1=30, тогда Z2=90-30=60. Таким образом, первая пара колес в первой группе передач имеет передаточное отношение 30:60.
5. Расчет мощности на валах коробки скоростей
Эффективная мощность резания Nэф=9,226кВт
Определим значение мощности на валах коробки скоростей:
NIII=Nэф/(ηпк* ηзп)
где ηзп=0,95 – кпд зубчатой передачи;
ηпк=0,995 – кпд подшипников качения;
NIII=9226/(0,995*0,95)=9760 Вт
NII=NIII/(ηпк* ηзп)=9760/(0.995*0.95)=10325 Вт
NI=NII/(ηпк* ηзп)=10325(0.995*0.95)=10923 Вт
N=NI/(ηпк* ηрп)=10923(0.995*0.985)=11145 Вт
где ηрп=0,985 – кпд ременной передачи;
Уточненный кпд коробки скоростей: ηкс= ηпк4* ηзп3* ηрп
ηкс=0,9954*0,953*0,985=0,828
Мощность потребляемая электродвигателем:
Nэ/дв= Nэф/ ηкс=9226/0,828=11142,5 Вт
6. Определение модулей зубчатых колес коробки скоростей
Модуль для передачи с передаточным отношением i=0.5
mпов=100/52(6800/105)2*(1,61+
Z=52 - число зубьев шестерни;
k=1 -коэффициент нагрузки;
N=9,760 кBt - передаваемая мощность;
n=20 об/мин - число оборотов шестерни;
i=0,5 - передаточное отношение;
σпов=105 Н/см2- допускаемое напряжение по усталости поверхностных слоев;
mпов=100/52(6800/105)2*(1,61+
7. Определение геометрических параметров зубчатых колес
Расчет крутящих моментов на валах коробки скоростей:
МIII=NIII*i*60/(2πnрасч)=9760*
МII=NII*i*60/(2πnрасч)=10325*
МI=NI*i*60/(2πnрасч)=10923*0,
М=N*i*60/(2πnрасч)=11145*0,33*
Определяем делительные диаметры зубчатых колес:
D = m*z;
Z=30 D = 3 * 30 = 90 мм;
Z=60 D = 3 * 60 = 180 мм;
Z=30 D = 3 * 30 = 90 мм;
Z=60 D = 3 * 60 = 180 мм;
Определяем диаметры выступов зубчатых колес:
Da = D + 2m
Z=30 Da = 90 + 2*3 = 96 мм;
Z=60 Da = 180+ 2*3 = 186 мм;
Z=30 Da = 90 + 2*3 = 96 мм;
Z=60 Da = 180+ 2*3 = 186 мм;
Определяем диаметры впадин зубчатых колес:
Df = D – 2.5m
Z=30 Df = 90 – 7.5 = 82,5 мм;
Z=60 Df = 180 – 7.5 = 172.5 мм;
Z=30 Df = 90 – 7.5 = 82,5 мм;
Z=60 Df = 180 – 7.5 = 172.5 мм;
Примем ширину венца зубчатых колес: b = 10 * m = 10 * 3 = 30 мм
8. Определение диаметров валов
Предварительный расчет диаметров валов:
d=(Mрасч/0,2[τ])1/3
Mрасч – расчетный крутящий момент на валу;
[τ] – условное допускаемое напряжение на кручение;
Для вала I: d1=(296.5/0.2*150)1/3=2.146 см
С учетом впадин диаметров для колес, сидящих на данном валу, а так же из конструктивных соображений принимаем стандартное значение диаметра вала d1=21 мм;
Для вала II: d2=(353.1/0.2*150)1/3=2.27 см; принимаем d2=23 мм;
Для вала III: d3=(635.8/0.2*150)1/3=2.77 см; принимаем d3=28 мм
Расчет ременной передачи
10. Расчет шпиндельного узла
Понятие «шпиндельный узел»
Шпиндельный узел – один из наиболее ответственных узлов станка, определяющий возможность достижения высокого качества обработки поверхностей деталей. Узел состоит из собственно шпинделя и его опор. На стадии проектирования необходимо правильно выбрать размеры шпинделя, подобрать опоры, обеспечивающие высокую жёсткость, виброустойчивость, и надёжность узла.
Шпиндельные узлы должны удовлетворять ряду требований.
1) Точность
вращения шпинделя, характеризуемая
радиальным и осевым биением
переднего конца, оказывает
2) Быстроходность
шпинделей оценивается
3) Статическая
жёсткость определяется
- консольной части шпинделя;
- пролётной (межопорной) части;
- подшипников передней и задней и задней опоры.
4) Динамические
характеристики шпиндельного узла
включают частоту собственных
колебаний, амплитудно-фазовые
частотные характеристики, форму
колебаний на собственной
5) Энергетические
потери характеризуются
6) Нагрев
опор приводит к изменению
натяга в подшипниках и
Срок службы шпиндельного узла не регламентируется, но ограничивается износом опор качения.
Расчет шпиндельного узла
Исходные данные :
мощность привода главного движения Р=11 кВт;
максимальная частота вращения шпинделя nmax =3000 об/мин;
класс точности станка - Н;
параметр шероховатости обработанной поверхности Ra=20 мкм;
Шпиндельный узел должен обеспечить шероховатость Ra = 20 мкм.
Заданную шероховатость обеспечивают все типы опор. Выбираем опоры качения, как наиболее распространенные и позволяющие получить шероховатость
Ra <20 мкм.
По выражению определяем диаметр шейки шпинделя под переднюю опору
Подставив заданные значения Р=11 кВт, получим d =110÷31,4 мм.
Найдем среднее значение диаметра (d =70,7 мм) и округлим до 70, исходя из необходимости иметь достаточно высокую жесткость шпинделя.
Параметр быстроходности узла d ·nmax = 70 · 3000 = 2,1 · 105мм/мин.
Ориентировочные значения диаметров шпинделя между опорами (dм), в задней опоре переднего конца шпинделя находим по выражениям.
Диаметр шпинделя между опорами (мм):
dM = 0,9· d = 0,9·70 = 63
Диаметр шпинделя в задней опоре (мм):
d3 = 0,8 · d = 0,8 · 56 = 96
Диаметр переднего конца шпинделя (мм):
D1= (1,05 ÷ 1,2)d = (1,05 ÷1,2)·70 = 73,5 ÷84.
Диаметр
сквозного отверстия
d0=0.5·d = 0.5·70 =35.
Ориентировочно длину консольной части шпинделя принимаем равной b=100 мм.
Тогда расстояние между опорами a=3·b=3·100=300 мм.
d |
120 мм |
DM |
63 |
D1 |
84 |
D |
100 |
d0 |
35 |
b |
100 |
a |
300 |
d3 |
56 |
Заключение
В данной курсовой работе изучены и проанализированы составные части станка 16К20Ф30, проведена модернизация главного привода токарного станка с ЧПУ. В качестве базовой детали принята обработка детали зубчатое колесо. Подобран режущий и вспомогательный инструмент. Произведён расчёт режимов резания, коробки скоростей, ременных передач и шпиндельного узла.
В графической части курсовой работы на первом листе приведен общий вид станка со спецификацией основных узлов и механизмов, техническую характеристику базового станка. На втором листе представлена кинематическая схема базового и проектируемого вариантов станка, графики скоростей базового и проектируемого вариантов станка, график мощностей и крутящих моментов проектируемого варианта станка. Третий лист включает развертку коробки скоростей проектируемого варианта. Четвертый лист включает развертку шпиндельного узла проектируемого варианта.
Список использованных источников
ностроение. 1972. -250с.
Типовые конструкции шпиндельных узлов. Методические указания.-Курган, 1998. -28с.
ЧПУ. 4.1. Методические указания. - Курган, 1994. -36с.
10. Иванов
В.Н., Рохин В.Л. Конструирование и расчет
привода подач станков
с ЧПУ. 4.2. Методические указания. - Курган,
1995. -63с.
11. Анурьев
В.И. Справочник конструктора машиностроителя.
В 3-х т. Т. 2. 5-е
изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение,
1980. - 559с, ил.
Информация о работе Проектирование токарного станка с ЧПУ на базе модели 16К20Ф3