Производство металлов и металлических изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Производство металлов и металлических изделий уходит своими корнями в глубокую древность. Оно сыграло исключительно важную роль в развитии общества. Характерно, что ступени овладения этим производством характеризуют целые эпохи в истории человечества: бронзовый век, железный век.
На Руси выплавка металлов производилась с незапамятных времен. Многочисленные гнездообразные железорудные месторождения в Нижегородской, Калужской, Тульской, Владимирской губерниях, а также озерные и болотные руды, широко распространенные как в Центре, так и на Севере – Новгородской, Олонецкой, Вологодской губерниях, послужили основой развития здесь железоделательного промысла

Файлы: 1 файл

металлургия.docx

— 24.39 Кб (Скачать файл)

Производство металлов и  металлических изделий уходит своими корнями в глубокую древность. Оно  сыграло исключительно важную роль в развитии общества. Характерно, что  ступени овладения этим производством  характеризуют целые эпохи в  истории человечества: бронзовый  век, железный век.

На Руси выплавка металлов производилась с незапамятных времен. Многочисленные гнездообразные железорудные месторождения в Нижегородской, Калужской, Тульской, Владимирской губерниях, а также озерные и болотные руды, широко распространенные как в Центре, так и на Севере – Новгородской, Олонецкой, Вологодской губерниях, послужили основой развития здесь железоделательного промысла. Первоначально железо получалось непосредственно из руды сыродутным способом в горнах и домницах. В XVI-XVII вв. зарождается доменное производство, т.е. выплавка чугуна с последующим его переделом в кричных горнах в железо и сталь. Вместе с тем домашний промысел стал перерастать в заводскую промышленность.

Характерной чертой доменного  производства были значительно более  крупные его масштабы. Поэтому  переход от мелкого ручного производства железа к доменному производству проявился в появлении крупных  железоделательных заводов.

В создании металлургической промышленности в России большую роль сыграл Петр I. Окно в Европу он прорубал огнем и мечом. Для созданной им армии требовались пушки, ядра, ружья, сабли, а для всего этого – много металла. Между тем к началу XVIII в. рудные и еще более лесные ресурсы черной металлургии в центре России заметно истощились. В поисках путей быстрого увеличения производства металла взоры Петра обратились к Уралу с его месторождениями железных руд и еще нетронутыми лесами. В 1697 году, находясь за границей, он издал указ Верхотурскому воеводе «построить и завести большой железный завод», чтобы там «лить пушки и гранаты и всякое ружье». Сооружение этого первого на Урале завода – Невьянского – началось только в 1700 году. Но одновременно стал строиться еще один «водяной железный завод» - Каменский. Они вступили в строй почти одновременно в конце 1701 – начале 1702 годов.

Начав с постройки казенных заводов, Петр I принял ряд мер для  привлечения в это дело частной  предприимчивости. Он освободил заводчиков от государевой службы, даровал им льготы в уплате податей и пошлин, оградил их от иностранной конкуренции высокими таможенными тарифами на импорт из-за границы тех видов продукции, в которые они производили. Чтобы обеспечить заводы рабочей силой, к ним приписывались целыми селами крепостные, а для снабжения древесным углем предоставлялись огромные лесные массивы. В 1702 году Петр передал только что построенный Невьянский завод тульскому кузнецу Никите Демидову «для снабжения артиллерии всякими припасами», разрешив ему принимать в рабочие всякого звания людей, без разбора их прежней жизни. Выбор Петра оказался удивительно удачным: Демидов не только наладил производство на Невьянском заводе, но и построил еще несколько заводов, в том числе знаменитые Нижнетагильский завод, который дожил до нашего времени.

К  1720 году Урал давал половину российского металла, а 1725 году его  доля выросла до 73%. Таким образом, XVIII в. стал периодом расцвета горнозаводского Урала. Произведенный здесь чугун использовался не только в России, но и вывозился за границу – в Англию. В это время на Урале сложилась своеобразная система заводских округов. Поскольку создаваемым там заводам для обеспечения производства приписывались рудные месторождения, леса и население, вокруг завода образовывался заводской округ, составлявший единое целое с заводом. Округа были казенными, вотчинными, т.е. находящимися в полной собственности владельцев, и посессионными, переданными казной заводчику в пользование на определенных условиях.

Заводы здесь располагались  вдоль многочисленных, стекавших  с Урала рек, которые являлись не только источником воды, необходимой  для металлургического производства, но и транспортными артериями, по которым летом в период навигации сплавлялся произведенный продукт. Вот почему названия уральских заводов обычно являлись производными от названий рек. Большая их часть находилась на западном склоне Урала в бассейнах притоков Камы (Вятки, Белой, Чусовой). Меньшая – располагалась на восточном склоне по берегам рек, впадавшим в Тобол (Тура, Исеть и их притоки).

Основанный на крепостном труде горнозаводской Урал в эпоху кризиса крепостничества и его отмены в XIX в. оказался в состоянии длительной депрессии. Но к концу столетия, особенно после соединения Урала железными дорогами с Европейским центром, свежие веяния победившей в стране рыночной экономики стали оказывать преобразующее воздействие и на старую уральскую промышленность. Итак, давайте поподробнее рассмотрим этот период.

XIX век в металлургии начался со спада. К 1815 году производство сократилось приблизительно на 20 % по сравнению с уровнем начала столетия, а потом, к 30-м годам, восстановилось до этого уровня. Причиной спада было сокращение экспорта металла в  связи с завершением промышленной революции в Англии. Англия теперь покупала меньше российского металла, а внутренний рынок не мог  поглотить его возросшую массу, и цены на него упали. Эти трудности потребовали перестройки хозяйства заводов, которая велась в двух направлениях:

  1. На экспорт шла обычное железо, переделывать его в сорта Англичане предпочитали сами. На внутреннем рынке требовалось сортовое железо, из которого кузнецам было проще ковать готовые изделия. Поэтому на заводах стали строить передельные цеха.
  2. С падением цен пришлось сокращать затраты, снижать себестоимость продукции. При этом было легче снижать затрать тем заводчикам, у которых при заводах было много заводских крестьян, т.е. большие заводские вотчины.

  Итак, в первой половине XIX века использовались последние  феодально-крепостнические резервы. 

Совсем иной характер имела  перестройка 40-50 годов. Горные заводы старались  приспособиться к капитализму, вводя  у себя элементы капитализма. Так например на вспомогательных работах в эти годы происходит переход к наемному труду. Этот переход не означал смену состава работающих: нанимали тех же крепостных заводских крестьян, менялась лишь форма оплаты их труда.

Реформа 1861 года освободила рабочих Урала от крепостной зависимости  и вызвала необходимость перестройки  заводов на капиталистические рельсы. Однако крепостные рабочие не встретили  свое освобождение с энтузиазмом. С  ликвидацией крепостного права  ликвидировались и выдача провианта, и освобождение от уплаты податей, и  надежность существование. Поэтому  имели место даже выступления  рабочих против ликвидации крепостничества. Это привело к очередному спаду производства.  

Прежние владельцы округов  – Демидовы, Строгановы, Шуваловы, Белосельские-Белозерские  и другие, подрастерявшие былые богатства, стали уступать свои места новым  – представителям молодой буржуазии  – банкам, иностранным финансовым группам. На смену частным владельцам пришли акционерные общества. В 1874 году Белорецкий округ, доведенный его прежними благородными владельцами Пашковыми до ручки, был куплен известным московским торговым домом «Вогау и Ко». Прикупив затем ряд соседних бездействующих заводов и образовав Акционерное общество Белорецких железоделательных заводов, торговый дом превратил его в одно из самых крупных и преуспевающих на Урале. В 1881 году петербургские торговые дома «Эм. Мейер и Ко» учредили Сергино-Уфалейское товарищество, которое приобрело одноименный горный округ. В 1889 году группа французских промышленников образовала Камское акционерное общество железо- и сталеделательных заводов, купив Нытвинский горный округ Голицыных. В 1900 году на Урале уже действовало 10 акционерных обществ, т.е. им принадлежало свыше 70% основного капитала промышленности. К 1917 году из 22 горных округов 18 было акционировано.

С конца 80-х годов производство чугуна и стали на Урале медленно пошло на подъем. Кризис 900-х годов, вновь вызвавший падение выпуска продукции, остро поставил вопрос о необходимости модернизации производства и прежде всего – перехода доменного процесса с древесного угля на кокс.        

 

 

Бурное железнодорожное  строительство 60-70-х годов требовало  быстрого увеличения производства рельсов. Первоначально все, что нужно  было для сооружения железных дорог  – рельсы, рельсовые скрепления, стрелки, металлоконструкции для мостов – ввозились из-за границы. Но так долго продолжаться не могло, т.к. это вызывало рост внешних долгов России. Вот почему правительство стало принимать меры для насаждения отечественного производства рельсов. Отягощенный пережитками крепостничества, связанные с европейским центром России лишь реками, замерзающими на несколько месяцев в году, горнозаводской Урал не мог решить задачу снабжения рельсами строившихся железных дорог. На первом этапе правительство стало решать эту задачу путем поощрения строительства передельных металлургических заводов, производивших сталь и стальные рельсы из импортного чугуна, ввозимого главным образом из Англии.

Вместе с тем в 60-е  годы были предприняты попытки использовать известные, но еще не разрабатывавшиеся  месторождения железной руды в Донецком бассейне. Попытка построить здесь  казенный завод оказалась неудачной: ему не удалось наладить выплавку чугуна на минеральном топливе. Тогда  в 1866 году последовало Величайшее повеление о поощрении частных компаний к устройству заводов на юге России. Во исполнении его в 1869 году правительство заключило с британским подданным Джоном Юзом договор о постройке завода с годовым производством в 1,5 млн. пудов рельсов. С этой целью Юз обязался образовать в Англии акционерное общество, которому правительство безвозмездно уступало для сооружения завода, рудников и угольных шахт , землю и ее недра, а также представляло концессию на сооружение подъездной железной дороги, ссуду в 500,000 руб. и ряд льгот. Юз оказался не только опытным предпринимателем, но и талантливым инженером. Ему удалось наладить выплавку чугуна на коксе из местной руды с невысоким содержанием железа и с 1873 года началось производство рельсов.

В те же годы владелец механического  завода в Ростове Д.А. Пастухов без  каких-либо правительственных субсидий и льгот построил доменный завод  на восточной окраине Донбасса близ поселка Сулин. Выплавка чугуна здесь  производилась не на коксе, а на антраците. Более 10 лет эти заводы оставались единственными, а их рост тормозился ограниченными размерами и низким качеством рудных месторождений, на которых они базировались.

Открытие богатейших железных руд в районе Кривого Рога, начало их промышленной разработки в 1881 и проведение в 1884 году железной дороги, соединившей  криворожские рудники с месторождениями  прекрасного коксующегося угля в  Донбассе, создали условия для  развития металлургии на Юге России.

В 1886 году Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода, построенного в 1873-1874 году в Бежицке, приступило к сооружению Александровского металлургического завода в Екатеринославле. Уже в 1891 году здесь действовали четыре домны. В том же году Общество Варшавского сталелитейного завода принимает решение перенести свою деятельность на Юг России. Совместно с бельгийским обществом «Коккериль» оно учредило Южно-Русское Днепровское металлургическое общество и начало постройку завода на правом берегу Днепра выше Екатеринославля в селе Каменском. К концу года он стал крупнейшим производителем чугуна и стали в России.

С середины 90-х годов начался  настоящий ажиотаж: иностранные  промышленные и финансовые группы, главным образом французские  и бельгийские, буквально соревновались  между собой в основании на Юге России новых металлургических заводов. К 1900 году здесь действовало 25 предприятий черной металлургии, из которых 2 возникали до 1885 года, два  - в 1886-1890 годах, три – в 1891-1895 годах, 18 – в 1896-1900 годах. Большая их часть (12) находилась в Донбассе – районе угольных месторождений, один – в Криворожье, в непосредственной близости от железных рудников, шесть – в Приднепровье на полпути между угольными и рудными месторождениями. Кроме того, четыре металлургических завода были построены в Приазовье.

В середине 90-х годов выплавка чугуна и производство сортового  металла на Юге превысила соответствующие  показатели Урала. К 1900 году Юг производил чугун, стали и железа вдвое больше, чем Урал.

Кризис начала 900-х годов  застал молодую металлургическую промышленность Юга России врасплох. Многие новые  заводы еще не вышли полностью  из строительного цикла. Резкое падения  цен привело к тому, что при  почти неуклонном росте физического  объема производства стоимость продукции снижалась. Ряд предприятий, потерпев банкротство, был закрыт.

Стремясь прекратить разорительную  конкуренцию и задержать падения  цен, металлозаводчики Юга России создали  в 1902 году сбытовое объединение –  Общество для продажи изделий  русских металлургических заводов. Примеру южан последовали уральские заводчики, создавшие в 1906 году аналогичное общество «Кравля». В 1908 году была даже предпринята попытка создания металлургического треста путем объединения девяти крупнейших предприятий этой отрасли. Однако бельгийские хозяева Южно-русского Днепровского и Русско-Бельгийского обществ – самых крупных производителей черного металла в России не смогли договориться между собой. Но зато в этом году ряд российских заводов был принят в Международный рельсовый синдикат, что создало условия для регулярного вывоза рельсов за границу. А с 1909 года в России начался новый промышленный подьем, и спрос на металл резко возрос. За пятилетие подъема производство чугуна и сортового металла в России возросло на 2/3. Свыше 3/5 продукции металлургических заводов приходилось на долю Юга России, около 1/5 – Урала. Остальное поставляли предприятия Царства Польского, Центра и Северо-Западного района, где были расположены передельные заводы.

В мировом производстве стали  Россия к началу XX века вышла на 4 место в мире, обогнав Францию. А в выплавке чугуна анна чуть отставала  от нее, занимая 5 место.

Пожалуй, ни в одной отрасли  производства не была  так велика роль иностранного капитала. Большинство  заводов Юга России было основано иностранными промышленными группами и банками, главным образом французскими и бельгийскими. Незадолго до начала кризиса 900-х годов русские хозяева  Общества Брянского завода, почувствовав, вероятно, ухудшение конъюнктуры, уступили это предприятие французской  финансовой группе. К французам перешло, после банкротства А.К. Алчевского, основанное им Донецко-Юрьевское металлургическое общество. Однако кризис 900-х годов, от которого больше пострадали именно иностранные предприятия, многому научил их хозяев. Наиболее безболезненно пережили тяжелые времена те предприятия, которые органичнее вросли в российскую экономику, имели более развитые и тесные связи с местными деловыми кругами, лучше знали обычаи страны. В начале XX века усилился процесс интеграции иностранных предприятий (тех, которые не погибли в годы кризиса и последовавшей за ним длительной депрессии) в народное хозяйство России, русификация инженерно-технического и административного персонала. Возросло влияние в южной металлургии Азовско-Донского банка, некоторых местных промышленных деятелей. В годы первой мировой войны этот процесс усилился.                 

Информация о работе Производство металлов и металлических изделий