Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:40, курсовая работа
Рассчитываем предельные размеры отверстия Ø90R6.
По ГОСТ 25346-89 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений» определяем значения допуска IT6 = 22 мкм
1. Расчет посадок гладких цилиндрических сопряжений………………...3
2.Расчет калибров и контркалибров для контроля гладких цилиндрических деталей………………………………………………………………………8
3. Выбор и обоснование средств измерений для контроля линейных размеров деталей………………………………………………………………………12
4. Выбор, обоснование и расчет посадок подшипников качения………. 17
5. Расчет допусков и посадок шпоночного соединения……………... 21
6. Расчет допусков и посадок резьбового соединения………………….. 25
7. Выбор показателей контрольного комплекса зубчатого колеса и приборов для контроля выбранных показателей…………………………………… 29
Библиография 34
5 < 6 или ∆ < [∆].
3.2 По таблице VI и I РД 50-98-86 выбираем накладные средства измерения для контроля вала Ø90h5 (4б, 6б):
4б - микрометры
гладкие (МК) с величиной отсчета
0,01 мм при настройке на нуль
по установочной мере, при работе
находятся в стойке или
Предельная погрешность ∆ = 5 мкм.
5 =5 или ∆
=[∆].
6б – Микрометры рычажные (МР и МРИ) с ценой деления 0,002 мм и 0,01 мм при установке на нуль по установочной мере и скобы рычажные (СР) с ценой деления 0,002 мм при настройке на нуль по концевым мерам длины при использовании на всем пределе измерения, при работе находятся в стойке или обеспечивается надежная изоляция от тепла рук оператора, предельная погрешность измерения –5 мкм.
Предельная погрешность ∆ = 5 мкм.
5 = 5 или ∆ = [∆].
3.3 По таблице V и I РД 50-98-86 выбираем станковые средства измерения для контроля вала Ø90h5(7к, 9а, 11в, 12a, 14б, 15а, 20а, 32в,34а, 36а):
7к - индикаторы часового типа (ИЧ и ИТ) с ценой деления 0,01 мм и пределом измерения от 2 до 10 мм, класс точности 0, установочные узлы – штативы и стойки с диаметром колонки не менее 30 мм и наибольшим вылетом головки до 200 мм (C-IV; Ш-11Н; ШМ-11Н), предельная погрешность измерения – 4 мкм.
Предельная погрешность ∆=4 мкм.
4<5 или ∆< [∆].
9а – головки рычажно-зубчатые (2ИГ) с ценой деления 0,002 мм и пределом измерения ±0,1 мм, с настройкой по концевым мерам длины на нулевое деление, используемое перемещение измерительного стержня ±0,10 мм, установочные узлы – штативы с диаметром колонки не менее 30 мм и наибольшим вылетом головки до 200 мм (Ш-11Н и ШМ-11Н), предельная погрешность измерения – 4,5 мкм.
Предельная погрешность ∆ = 4,5 мкм.
4,5 < 5 или ∆ < [∆].
11в - индикаторы многооборотные (2МИГ) с ценой деления 0,002 мм и пределом измерения 2 мм, используемое перемещение измерительного стержня ±0,4 мм, установочные узлы по ГОСТ 10197 – штативы с диаметром колонки не менее 30 мм и наибольшим вылетом головки до 200 мм (Ш-11Н и ШМ-11Н), предельная погрешность измерения – 4 мкм.
Предельная погрешность ∆ = 4 мкм.
4 <5 или ∆ < [∆].
12а – индикаторы многооборотные (1МИГ) с ценой деления 0,001 мм и пределом измерения 1 мм, используемое перемещение измерительного стержня ±1 мм, установочные узлы по ГОСТ 10197 – штативы с диаметром колонки не менее 30 мм и наибольшим вылетом головки до 200 мм (Ш-11Н и ШМ-11Н), предельная погрешность измерения – 3,5 мкм.
Предельная погрешность ∆ = 3,5 мкм.
3,5 < 5 или ∆ < [∆].
14б –
головки измерительные
Предельная погрешность ∆ = 5 мкм.
5 = 5 или ∆ = [∆].
20а –
головки измерительные
Предельная погрешность ∆ = 4,5 мкм.
4,5 < 5 или ∆ < [∆].
32в –
микроскопы измерительные
Предельная погрешность ∆ = 5 мкм.
5 = 5 или ∆ = [∆].
36а – приборы показывающие с индуктивными преобразователями с переменной ценой деления: 0,1; 0,2; 0,5; 1,0 и 2,0 мкм и пределами измерения ±3; ±6; ±15; ±30 и ±60 мкм при работе с одним преобразователем, установочные узлы по ГОСТ 10197 – штативы с диаметром колонки не менее 30 мм и наибольшим вылетом головки до 200 мм (Ш-11Н и ШМ-11Н), предельная погрешность измерения – 3 мкм.
Предельная погрешность ∆ = 3 мкм.
3<5 или ∆ < [∆].
4. Выбор, обоснование и расчет посадок подшипников качения
Рассматриваемый узел редуктора имеет вал, опорами которого являются два шариковых подшипника 6-310 диаметром отверстия 50 мм.
Основные размеры подшипника:
Определяем виды нагружения колец подшипника. Так как передача крутящего момента осуществляется цилиндрическими зубчатыми колёсами, то в зубчатом зацеплении действует радиальная нагрузка, постоянная по направлению и по значению. Вал вращается, а корпус неподвижен, следовательно, внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение, а наружное кольцо – местное. Примем нормальный режим работы подшипникового узла. ГОСТ 3325 для такого случая рекомендует поля допусков цапфы вала, сопрягаемой с кольцом подшипника качения k6 или js6. Выбираем поле k6, которое обеспечивает посадку с натягом. Так же на основании рекомендаций стандарта выбираем поле допуска отверстия корпуса H7. Предельные отклонения средних диаметров колец подшипника качения определяем по ГОСТ 520, предельные отклонения вала Ø50k6 и отверстия корпуса Ø110H7 – по ГОСТ 25347-82 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки» и расчеты сводим в таблицы.
Предельные размеры колец подшипников качения
Размер, мм |
ES (es), мкм |
EI (ei), мкм |
Dm max (dm max), мм |
Dm min (dm min), мм |
Ø50k6 |
0 |
- 10 |
50,000 |
49,990 |
Ø110H7 |
0 |
- 15 |
110,000 |
109,985 |
Предельные размеры цапфы вала и отверстия корпуса
Размер, мм |
ES (es), мкм |
EI (ei), мкм |
Dmax (dmax), мм |
Dmin (dmin), мм |
Ø50k6 |
+ 18 |
+ 2 |
50,018 |
50,002 |
Ø110H7 |
+ 22 |
0 |
110,022 |
110,000 |
Строим схемы расположения полей допусков сопрягаемых деталей подшипникового узла и рассчитываем зазоры (натяги).
Рис.4.1 Схема расположения полей допусков сопряжения Ø50L6/k6
Рис.4.2 Схема расположения полей допусков сопряжения Ø110Н7/l6
По dm:
Nmax = dmax – dm min = 50,018– 49,990= 0,028 мм = 28 мкм;
Nmin = dmin – dm max = 50,002 – 50,000 = 0,002 мм = 2 мкм;
Ncp = (Nmax + Nmin)/2 = (28 + 2)/2 = 15 мкм.
По Dm:
Smax = Dmax – Dm min = 110,022– 109,985 = 0,037 мм = 37 мкм;
Smin = Dmin – Dm max = 110,000 – 110,000 = 0,000 мм;
Scp = (Smax + Smin)/2 = (37 + 0)/2 = 18,5 мкм;
TS = ITDm + ITD = 22 + 15 = 37 мкм.
Производим проверку наличия в подшипнике качения радиального зазора, который уменьшается по причине натяга при посадке подшипника на вал. В расчетах принимаем среднее значение натяга и среднее значение зазора в подшипнике как наиболее вероятные.
Ncp = 15 мкм;
Nэфф = 0,85·15 = 12,75 мкм = 0,0128 мм;
d0 = dm + (Dm – dm)/4 = 50,000 + (110,000 – 50,000)/4 = 65,000 мм;
Δd1 = Nэфф·dm / d0 = 0,0128·50/65 = 0,098 мм = 9,8 мкм.
По ГОСТ 24810 определяем предельные значения теоретических зазоров в подшипнике 6-310 до сборки:
Gr min = 1 мкм;
Gr mах = 11 мкм.
Средний зазор в подшипнике 6-310 определяется как полусумма предельных теоретических зазоров
Gr cp = ( Gr min + Gr mах)/2 = (1 + 11)/2 = 6 мкм.
Тогда
Gпос = Gr cp – Δd1 = 6 – 9,8 = -3,8 мкм.
Расчёт показывает, что при назначении посадки Ø80L6/k6 по внутреннему диаметру зазор в подшипнике качения после посадки будет отрицательным.
По ГОСТ 3325 выбираем требования к шероховатости:
В ГОСТ 3325 также нормированы требования к форме посадочных поверхностей вала и корпуса, сопрягаемых с кольцами подшипника, и к торцовому биению заплечиков валов и отверстий корпусов.
Из таблицы 4 ГОСТ 3325 выбираем значения:
Стандарт нормирует также торцовое биение заплечиков валов и отверстий корпусов. Из таблицы 5 ГОСТ 3325 выбираем значения:
Допуск торцового биения заплечика вала можно округлить до значения 20 мкм.
В Приложении 7 ГОСТ 3325 приведены числовые значения допусков соосности посадочных поверхностей для валов и для корпусов в подшипниковых узлах различных типов при длине посадочного места В1 = 10 мм (в диаметральном выражении). При другой длине посадочного места B2 для получения соответствующих допусков соосности следует табличные значения умножить на B2/10. Подшипник 6-310 имеет ширину B2 = 27 мм и относится к группе радиально-упорных однорядных шариковых. Примем нормальный ряд зазоров. Тогда допуск соосности поверхностей вала составит Тсоосн = 2,4·В2/10 = 2,4·27/10 = 6,48 мкм; ужесточаем рассчитанный допуск по ГОСТ 24643 и принимаем Тсоосн = 6 мкм. Соответственно для поверхностей корпуса Тсоосн = 4,8·B2/10 = 10,6 мкм; ужесточаем до значения Тсоосн = 12 мкм.
5. Расчет допусков и посадок шпоночного соединения
Рассмотрим пример расчета соединения зубчатого колеса и вала с использованием призматической шпонки по ГОСТ 23360 (для вала Ø6,7 мм b × h = 2 мм × 2 мм, длина шпонки l = 110 мм). Условное обозначение:
Шпонка 2×2×280 ГОСТ 23360-78.
Принимаем для посадки нормальное соединение.
По размеру b:
ES = -4 мкм;
EI = – 29 мкм;
B1max = 1,996 мм;
B1min = 1,971 мм;
es = 0 мкм;
ei = – 25 мкм;
b2max = 2,000 мм;
b2min = 1,975 мм;
ES = -12 мкм;
EI = +12 мкм;
B3max = 2,012 мм;
B3min = 1,988 мм.
Схема расположения полей допусков шпоночного соединения
Рассчитываем табличные зазоры (натяги) по размеру b:
S1max = B1max – b2min = 1,996 – 1,975 = 0,021 мм;
N1max = b2max – B1min = 2,000 – 1,971 = 0,029 мм;
Схема расположения полей допусков ширины шпонки
и ширины паза вала
S2max = B3max – b2min = 2,012 – 1,975 = 0,037 мм;
N2max = b2max – B3min = 1,996– 1,988 = 0,008 мм;
Схема расположения полей допусков ширины шпонки
и ширины паза втулки
По высоте шпонке h:
t1 = 1,2+0,1 мм (ГОСТ 23360);
t1max = 1,300 мм;
t1min = 1,200 мм;
h = 2h9;
hmax = 2,000 мм;
hmin = 1,975 мм;
t2 = 1+0,1 мм (ГОСТ 23360);
t2max = 1,100 мм;
t2min = 1,000 мм.
Тогда
Smax = t1max + t2max – hmin = 1,300 + 1,100 – 1,975 = 0,425 мм;
Smin = t1min + t2min – hmax = 1,200 + 1,000 – 2,000 = 0,200 мм.
По длине шпонки l = 280 мм: