Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 07:38, курсовая работа
Режим сварки данного соединения (марка металла, сочетание толщин и форма деталей) определяется совокупностью параметров, из которых основными являются, величина IСВ и длительность tСВ сварочного тока, усилие электродов FCB и форма (размеры) рабочей поверхности электродов RЭД, dЭЛ.
Достоинства контактной сварки:
высокая производительность;
возможность уменьшения остаточных деформаций;
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Оценка технологичности разрабатываемой конструкции.…………………..7
2. Расчет режимов сварки и выбор оборудования………………………………8
2.1. Расчет режимов точечной сварки……….…………………………..………8
2.2 Выбор сварочного оборудования………………………………………..….12
3 Проектирование технологической оснастки…………………………..……..15
3.1 Общие требования, предъявляемые к приспособлениям……....................15
3.2 Описание сборочно – сварочного приспособления………………………16
4. Проектирование технологического процесса……………………………….17
5. Определение норм и годовой производительности………………….……..19
5.1. Расчет норм времени……………………………………………………….19
5.2. Определение производительности машины…………………...……..…...20
Заключение…………………………………………………………………….
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Специальность – оборудование и технология сварочного производства
Кафедра – сварочного производства
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
«Теория и оборудование сварки давлением»
Разработка технологии и оборудования точечной сварки двери автомобиля
Выполнил:
Студент гр. 10690
Руководитель:
Старший преподаватель
должность, уч. степень, звание подпись
___________
дата
Юрга 2014
Задание
Рассчитать параметры режима точечной контактной сварки изделия из двух листов стали 09Г2С толщиной 1,2 мм. Спроектировать сборочно - сварочное приспособление. Изделие представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Дверь автомобиля.
Реферат
Курсовая работа состоит из 22 страниц, 5 рисунков, 4 таблиц, 6 источников, 6 приложений, 2 листа графического материала.
Ключевые слова: контактная сварка, режим сварки, сила сварочного тока, машина для точечной сварки, производительность, приспособление сборочно - сварочное.
Объектом исследования является изготовление двери автомобиля из стали 09Г2С толщиной 1,2 мм при помощи точечной сварки.
Цель работы - разработка технологии и проектирование оснастки для изготовления автомобильной двери.
В процессе работы рассчитаны режимы сварки, подобрано сварочное оборудование и спроектировано сборочно - сварочное.
В результате проведенной работы разработать технологический процесс, приведенный в приложении.
Курсовой проект выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word 2007 и COMPAS V12 - 3D и представлен на диске (в конверте в конце к.р.).
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Оценка технологичности разрабатываемой конструкции.…………………..7
2. Расчет режимов сварки и выбор оборудования………………………………8
2.1.
Расчет режимов точечной
2.2 Выбор сварочного оборудования…
3 Проектирование
3.1 Общие требования, предъявляемые
к приспособлениям……...........
3.2 Описание сборочно
– сварочного приспособления………
4. Проектирование
технологического процесса……………
5. Определение норм и годовой
производительности………………….……..
5.1. Расчет
норм времени………………………………………………
5.2. Определение
производительности машины……………
Заключение……………………………………………………
Источники………………………………………………………
Введение
Контактная сварка - термомеханический процесс образования неразъемного соединения металлов вследствие сцепления их атомов, при котором локальный нагрев свариваемых деталей протекающим электрическим током в зоне соединения сопровождается пластической деформацией, развивающейся под действием сжимающего усилия.
Точечная сварка - способ соединения с расплавлением током сжатого участка между деталями и образованием ядра с перемешанным и закристаллизовавшимся металлом. [1]
Режим сварки данного соединения (марка металла, сочетание толщин и форма деталей) определяется совокупностью параметров, из которых основными являются, величина IСВ и длительность tСВ сварочного тока, усилие электродов FCB и форма (размеры) рабочей поверхности электродов RЭД, dЭЛ.
Достоинства контактной сварки:
К недостаткам данного вида сварки относится:
Для процессов точечной сварки характерно весьма малое время сварки при больших сварочных токах и усилиях, обеспечивающих локальное оплавление металла. Необходимым условием формирования соединения является образование зоны расплавления заданных размеров, что обеспечивает важнейшие эксплуатационные свойства, прочность и герметичность соединения. Размеры ядра и шва регламентирует ГОСТ 15878-59 (Контактная сварка. Соединения сварные. Конструктивные элементы и размеры).
Высокое качество сварных соединений обеспечивается совокупностью всех конструктивных и технологических решений, начиная от эскизного проектирования деталей и кончая контролем технологического процесса. Образование сварного соединения состоит из трех этапов. Первый этап начинается с момента сжатия деталей силой Fсв, что вызывает пластическую деформацию микрорельефа в контактах электрод - деталь и деталь - деталь. Последующее включение тока I и нагрев металла облегчают процессы выравнивания микрорельефа, разрушение поверхностей пленок и формирование электрического контакта.
Второй этап характеризуется расплавлением металла и образованием ядра. По мере прохождения тока ядро растет до максимальных размеров - по высоте и диаметру. При этом происходит перемешивание металла, удаление поверхностных пленок и образование металлических связей в жидкой фазе. Ядро возникает в зоне, где достигается наибольшая плотность тока и в меньшей мере влияет теплообмен с электродами. С появлением расплавленного ядра появляется опасность разбрызгивания, вследствие теплопроводности нагревается шовная зона, изменяется выходная структура металла, наблюдается массоперенос в контакте электрод - деталь (сопутствующие процессы).
Третий этап начинается после выключения сварочного тока - происходит интенсивная кристаллизация ядра, которая оканчивает создание неразъемного соединения деталей в месте соприкосновения.
1. Оценка технологичности разрабатываемой конструкции
Главной характеристикой изготовляемого изделия является его технологичность. Технологичность - совокупность свойств изделия, определяющих ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, техническом обслуживании и ремонте для заданных показателей качества, объема выпуска и условий выполнения работ.
Сварное изделие изготовлено из стали 09Г2С - это низкоуглеродистая качественная конструкционная сталь (по ГОСТ 1050 - 80). Химический состав стали 09Г2С представлен в таблице 1.
Таблица 1. – Химический состав стали 09Г2С по ГОСТ 1050 - 80. [2]
C |
Si |
N |
Ni |
As |
Mn |
S |
P |
Cr |
Cu |
0,05 - 0,12 |
0,17 - 0,37 |
0,25 |
- |
0,08 |
0,35 - 0,65 |
0,04 |
до 0,035 |
0,1 |
0,25 |
Углеродистые стали имеют среднее удельное электросопротивление, малую склонность к горячим трещинам. Вообще, по сравнению с металлами других групп углеродистые стали обладают хорошей свариваемостью, как на мягких, так и на жестких режимах, образуя соединения с развитой литой зоной. На основе этого выбираем циклограмму процесса сварки, представленную на рисунке 2. [1]. Масса сборочного изделия определяется как сумма масс отдельных деталей:
М = V · γ,
где V - объем, γ - плотность стали 09Г2С, γ = 7800 кг/м3.
М = 0,0027558 ∙ 7800 = 21,5 кг.
Так как поверхности свариваемых деталей имеют ровную поверхность и на них не наносятся герметик или клей, то предварительное обжатие не требуется.
Рисунок 2. - Циклограмма режима сварки
Типовой технологический процесс производства состоит из ряда основных операций: изготовление деталей; подготовка свариваемой поверхности; сборка; прихватка; сварка; правка и механическая обработка; антикоррозионная защита, контроль. [1] Изготавливаемое изделие состоит из двух рельефных листов 1 и 2. Сварку швов производим на стационарной точечной машине.
2. Расчет режимов сварки и выбор оборудования
2.1. Расчет режимов точечной сварки
В данном курсовом проекте рассчитываются параметры точечной сварки деталей толщиной S1 =1,2 мм и S2 = 1,2 мм из сталей 09Г2С. Конструктивные элементы соединений представлены на рисунке 3. Расчет параметров режима точечной сварки [3]: Диаметр электрода определяется по формуле:
dЭ = 2·δ+0,003 = 2 · 0,0012 + 0,003 = 0,0054 м. (2.1)
На основе предыдущего расчета примем стандартное значение электрода, dЭ =0,005 м. Время сварки рассчитывается по формуле (выбираем жесткий режим):
tСВ = (150…300)·δ = (150…300)·0,0012 = 0,36 с. (2.2)
Рассчитаем сварочное усилие:
FСВ = (1000…2500)·δ = (1000…2500)·0,0012 = 2,4 кН. (2.3)
Сравнив полученное значение с экспериментальным принимаем FСВ = 3 кН.
Рисунок 3. Конструктивные элементы соединений при точечной сварке: D – диаметр ядра; tш – шаг между точками – расстояние между центрами точек;
U – величина нахлестки.
Для сварки низколегированной стали выбираем плоскую рабочую поверхность электрода [1].
Рассчитаем величину сварочного тока:
,
где Q – общее количество теплоты, выделенное при точечной сварке, равное:
Q = Q1+Q2+Q3,
где Q1 – теплота, расходуемая на нагрев столбика металла диаметром dЭ, зажатого между электродами:
,
где с1 – средняя удельная теплоемкость свариваемого металла в диапазоне температур от 0 до ТПЛ, с1 = 710 Дж/кг·градус [2];
γ – плотность металла для стали 09Г2С, γ = 7800 кг/м3 [3];
- температура нагрева
,
где, ТПЛ – температура плавления для стали 09Г2С, ТПЛ = 1530 ºС [3]:
Q1 = (π·(0,005)2)/4·2·0.0012·710·
где Q2 – теплота, расходуемая на нагрев деталей вне центрального столбика:
, (2.8)
где, k1 – коэффициент, учитывающий неравномерный нагрев кольца металла окружающего центральный столбик [3], k1 = 0,8;
с2 – средняя удельная теплоемкость свариваемого металла при 20 ºС;
с2 = 452 Дж/кг·ºС;
x1 – ширина нагретого кольца равная:
,
где а1 – коэффициент температуропроводности свариваемого металла при 20 °С для стали 09Г2С, а1 =16·10-6 м2/с,
x1 = 4 · = 9,6·10-3 м;
Q2 = 0,8·π·9,6·10-3 · (5,4·10-3+ 9,6·10-3)·2·0.0012·452·7800·
Теплота, идущая на нагрев электрода:
,
где, k2 – коэффициент учитывающий форму электрода, k2 = 1;
x2 – глубина интенсивного прогрева электродов, равная:
, (2.11)
где аЭ - коэффициент температуропроводимости материала электрода при 200С для меди [1], аЭ = 24,3·10-6 м2/с,
x2 = 4·(24·10-6 ·0,36) 0.5 = 11,8·10-3;
сЭ – удельная теплоемкость материала электрода при 200 С для меди [3],
сЭ = 420 Дж/кг·градус
γЭ – плотность материала электрода из меди, γ = 8230 кг/м3[3];
Q3 = 2·1·(π·(0,005)2)/4·11,8·10-3·
QЭЭ = 526 + 2068 + 403 = 2997 Дж.;
Rдкон – суммарное сопротивление деталей в конце нагрева:
,
где, А – коэффициент учитывающий прохождение тока через значительно большее сечение, чем условно выбранный центральный столбик металла [3],
А = 0,9 [3,граф. 3];
ρt – удельное электрическое сопротивление для стали 09Г2С при 0,8 ТПЛ определяется по графику [3],
ρt = 1,4·10-6 мкОм·м
Rдкон = 2 · 0,9 · 1,4 · 10-6 · = 132 · 10-6 Ом;
m – коэффициент
учитывающий изменение
IСВ = = 7,1 кА.
Минимальная величина нахлестки U определяется в зависимости от толщины свариваемого металла, мм. [3];
U = δ2 + 8 = 1,22 + 8 = 9,44 мм
Примем U = 10 мм
Минимальный шаг точки определяется в зависимости от толщины свариваемого металла, мм. [3];
tш = 14 + δ2 = 14 + 1,22 = 15,44 мм.
Сравнивая с ГОСТом и учитывая конструктивные особенности изделия принимаем стандартное значение tш = 20 мм.
Информация о работе Разработка технологии и оборудования точечной сварки двери автомобиля