Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 18:06, реферат
Металлургия начала свою жизнь с древних времён, на рубеже неолита и энеолита (медно - каменного века) человечество овладело выплавкой меди. Современная металлургия - это в наше время совокупность многих технологических процессов и производств, сюда входят:
1) добыча руд металлов;
2) обогащение;
3) извлечение и рафинирование металлов;
Введение
Сырьевая база черной металлургии
Размещение предприятий черной металлургии
Экологический фактор
Уральская металлургия
Металлургия Центра
Сибирь и Дальний Восток
Заключение
Список использованной литературы
2
Развитие и размещение черной металлургии России
Введение
Сырьевая база черной металлургии
Размещение предприятий черной металлургии
Экологический фактор
Уральская металлургия
Металлургия Центра
Сибирь и Дальний Восток
Заключение
Список использованной литературы
Металлургия начала свою жизнь с древних времён, на рубеже неолита и энеолита (медно - каменного века) человечество овладело выплавкой меди. Современная металлургия - это в наше время совокупность многих технологических процессов и производств, сюда входят:
1) добыча руд металлов;
2) обогащение;
3) извлечение и рафинирование металлов;
4) получение изделий из металлических порошков;
5) рафинирование металлов кристаллофизическими методами;
6) разливка сплавов в слитки;
7) обработка металлов давлением;
8) термомеханическая, термическая и термохимическая обработка для придания металлам заданных свойств.
Черная и цветная металлургия считаются основой всей промышленности, её продукция находит применение в машиностроении, строительстве и сельском хозяйстве. С развитием атомной энергетики в металлургии стали производить и радиоактивные металлы.
Предприятия чёрной металлургии полного технического цикла (чугун-сталь-прокат) служат важным районообразующим фактором, ядром формирования крупных промышленных комплексов. Они относятся к энергоемким (топливоёмким) отраслям и вместе с тем оказывают сильное загрязняющее воздействие на окружающую природную среду. На эффективность размещения производства положительно влияет территориальное сочетание источников коксующихся углей, энергетического топлива и железной руды. Металлургические заводы полного цикла тяготеют к сырьевым или топливным базам или же находятся между ними.
Спецификой металлургического комплекса являются несопоставимый с другими отраслями масштаб производства и сложность технологического цикла. Для производства многих видов продукции необходимо 15-18 переделов, начиная с добычи руды и других видов сырья. При этом передельные предприятия имеют тесные связи между собой не только в пределах России, но и в масштабах стран Содружества.
Черная металлургия имеет следующие особенности сырьевой базы:
- Сырье характеризуется относительно большим содержанием полезного компонента – 17% в сидеритовых рудах до 53-55% в магнетитовых железняках. На долю богатых руд приходится почти пятая часть промышленных запасов, которые используются, как правило, без обогащения. Примерно 2/3 руд требуют обогащения простым и 18% - сложным методом обогащения;
- Разнообразие сырья в видовом отношении (магнетитовые, сульфидное, окисленное и др.), что дает возможность использовать разнообразную технологию и получать металл с самыми различными свойствами;
- Различные условия добычи (как шахтная, так и открытая, на долю которой приходится до 80% всего добываемого в черной металлургии сырья);
- Использование руд, сложных по своему составу (фосфористые, ванадиевые, титаномагнетитовые, хромистые и т.п.). При этом более 2/3 составляют магнетитовые, что облегчает возможности обогащения.
Важнейшей проблемой сырьевой базы черной металлургии является ее удаленность от потребителя. Так, в восточных районах России сосредоточена большая часть топливно-энергетических ресурсов и сырья для металлургического комплекса, а основное потребление их осуществляется в европейской части России, что создает проблемы, связанные с большими транспортными затратами на перевозку топлива и сырья.
Размещение предприятий черной металлургии полного цикла зависит от сырья и топлива, на которые приходится большая часть затрат по выплавке чугуна, из них около половины – на производство кокса и 35-40% - на долю железной руды.
В настоящее время в связи с использованием более бедных железных руд, требующих обогащения, строительные площадки размещаются в районах добычи железной руды. Однако нередко приходится везти обогащенную железную руду и коксующий уголь за многие сотни и даже тысячи километров от мест их добычи на металлургические предприятия, расположенные вдали от сырьевых и топливных баз. Таким образом, существуют три варианта размещения предприятий черной металлургии полного цикла, тяготеющих либо к источникам сырья (Урал, Центр), либо к источникам топлива (Кузбасс), либо находящихся между ними (Череповец). Эти варианты обуславливают выбор района и места строительства, наличие источников водоснабжения и вспомогательных материалов.
Предприятия малой металлургии размещаются там, где имеются машиностроительные заводы. Выплавка на них производится из привозного металла, металлолома, отходов машиностроения.
В современных условиях все большее влияние на размещение отраслей металлургического комплекса оказывает научно-технический прогресс. Наиболее полно воздействие его как фактора размещения производства проявляется при выборе районов нового строительства металлургических предприятий. С развитием научно-технического прогресса расширяется сырьевая база металлургии в результате совершенствования методов поиска и разработки рудных месторождений, применения новых, наиболее эффективных технологических схем производства по комплексной переработке сырья. В конечном счете, увеличивается число вариантов размещения предприятий, по-новому определяются места их строительства. Научно-технический прогресс выступает важным фактором не только рационального размещения производства, но и интенсификации отраслей металлургического комплекса.
Значительную роль в размещении металлургических предприятий играет транспортный фактор. Это связано прежде всего с экономией затрат в процессе транспортировки сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции. Транспортный фактор в большей степени обуславливает размещение предприятий по производству концентратов, по обслуживанию основного производства топливом. На их размещение влияет обеспеченность территории (региона) прежде всего автомобильным, трубопроводным (подача топлива) и электронным транспортом (обеспечение электроэнергией). Не менее важно и наличие железных дорог в регионе, так как продукция отраслей металлургического комплекса является весьма многотоннажной.
На размещение металлургической промышленности влияет развитие инфраструктуры, а именно обеспеченность района объектами производственной и социальной инфраструктуры, уровень их развития. Как правило, регионы с более высоким уровнем развития инфраструктуры являются наиболее притягательными при размещении металлургических предприятий, так как нет необходимости строительства новых, дополнительных объектов электроснабжения, водоснабжения, транспортных коммуникация, учреждений социальной сферы.
На нынешнем этапе развития народного хозяйства резко обострилась экологическая обстановка во многих районах России, что не может не учитываться в процессе размещения металлургических предприятий, которые оказывают сильное воздействие на окружающую среду и природопользование, являясь крупными загрязнителями атмосферы, водоемов, лесных массивов, земель. При современных объемах производства это воздействие весьма ощутимо. Известно, что чем выше уровень загрязнений окружающей среды, тем больше затрат на предотвращение загрязнения. Дальнейший рост этих затрат в конце концов может привести к убыточности любого производства.
На долю предприятий черной металлургии приходится 20-25% выбросов пыли, 25-30% окиси углерода, более половины окислов серы от их общего объема в стране. Эти выбросы содержат сероводород, фториды, углеводороды, соединения марганца, ванадия, хрома и др. (более 60 ингредиентов). Предприятия черной металлургии, кроме того, забирают до 20-25% воды общего ее потребления в промышленности и сильно загрязняют поверхностные воды.
Учет экологического фактора при размещении металлургического производства – объективная необходимость в развитии общества. В обозримой перспективе должны произойти существенные изменения в техническом состоянии металлургического комплекса, в процессах природопользования, что позволит в значительной степени решить многие экологические проблемы. Только в цветной металлургии, например, к 2000 г. ожидается снижение количества вредных зпгрязняющих выбросов на 12-15% и на подавляющем большинстве предприятий будут достигнуты нормативы предельно допустимых выбросов. Рост применения систем разработки с закладкой выработанного пространства в районах добычи сырья на 20%, предусмотренной программой, позволит наряду с улучшением технических и экономических показателей при добычи руд обеспечить сохранение земной поверхности в горном отводе, значительно снизить расход материалов на крепление, в том числе очень дорогостоящих металлов.
Огромнейшие резервы и возможности решения экологических проблем заключены в комплексности переработки сырья, в полном использовании полезных компонентов в его составе и в месторождениях
В процессе обоснования размещения металлургических предприятий необходимо учитывать весь комплекс факторов, способствующих организации более эффективного производства на той или иной территории, т.е. их совокупное взаимодействие на процессы производства и жизнь населения в регионах.
На территории России выделяют три металлургические базы – Центральная, Уральская и Сибирская. Эти металлургические базы имеют существенные различия по сырьевым и топливным ресурсам, структуре и специализации производства, мощности его и организации, по характеру внутри- и межотраслевых, а также территориальных связей, уровню формирования и развития, роли в общероссийском территориальном разделении труда, в экономических связях с ближним и дальним зарубежьем. Отличаются эти базы и масштабами производства, технико-экономическими показателями производства металла и целым рядом других признаков.
В средине 90-х гг. на неё приходилась большая часть отечественной добычи марганцевых и хромитовых руд, около 1/5 - руд железных, около половины - чугуна, стали, готового проката и стальных труб, производимых в стране, а также большая часть ферросплавов, выплавляемых в России. Качественный профиль уральской металлургии зависит от специфики местных сырьевых ресурсов. Урал - единственное место в стране, где получают особо качественный металл (природно-легированный, из древесно-угольного чугуна и т.д.).
Уральская металлургия (2/5 производства проката) частично пользуется собственной железной рудой, частично рудой КМА и Казахстана и полностью привозным технологическим и энергетическим топливом (кузнецкий и карагандинский уголь и западно-сибирский газ). Укрепление местной сырьевой базы происходит начатым освоением новых рудных месторождений. Подавляющую часть металла дают Магнитогорский, Ново - Тагильский, и другие комбинаты-гиганты (Урало-Кузнецкий комплекс).
Производство основных видов металлургической продукции на Урале (тыс. т)
Вид продукции | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Чугун | 16529 | 15285,6 | 15725 | 14291,3 | 16980,2 | 14539,3 |
Сталь | 21338,6 | 20405,6 | 20452 | 18419,5 | 21645 | 19347,9 |
Прокат готовый | 16148,1 | 16076 | 16182,6 | 14470,8 | 16607,6 | 14931,0 |
Трубы стальные | 2075,1 | 1968,2 | 1969,9 | 1479,7 | 1598,5 | 1730,8 |
Кокс 6% влажности | 10842,2 | 10351,3 | 10431,9 | 8978,2 | 10884 | 9169,6 |
Железная руда | 15544,7 | 14526,7 | 12377,7 | 10667 | 12847,6 | 9612,6 |
К важным преимуществам Уральской базы можно отнести:
высокую территориальную концентрацию основных производственных фондов;
наличие самого высокого в стране контингента высококвалифицированных металлургов;
широкую сеть средних и высших учебных заведений;
большое число проектных и научно-исследовательских организаций металлургического профиля;
наличие местного крупного потребителя в лице металлоёмкого
машиностроения;
обилие в районе металлолома, являющегося хорошим подспорьем в пополнении сырьевой базы.
К основным недостаткам следует отнести:
узость местной топливно-энергетичекой базы и в первую очередь отсутствие собственных коксующихся углей;
напряжённый водный баланс;
устаревшее оборудование отрасли.
По имеющимся прогнозам, и в перспективе Уральская база останется основной базой черной металлургии России с преимущественной специализацией на производстве массовых марок металла, ферросплавов и труб для магистральных газопроводов.
Центральная база чёрной металлургии находится на территории Центрального, Центрально-Чернозёмного и Волго-Вятского экономического районов. В Центральной экономической зоне добывается 45% общероссийской добычи железной руды (Новолипецкий, Новотульский заводы, передельные заводы), эта зона основана на главной в России (1/2 добычи) железорудной базе – Курской магнитной аномалии. В больших количествах используется металлический лом (скрап) Вследствие дефицита топлива и воды, распространения ценных земельных угодий (черноземы) сооружение и расширение комбинатов-гигантов здесь противопоказаны. Масштабы развития металлургического передела в Центральном районе значительно скромнее уральских (22% чугуна, 16% стали, 17% готового проката и 15% труб общероссийского производства).
Основные преимущества этого района:
расположение на территории крупнейшего в стране железорудного бассейна;
непосредственная близость от машиностроительных центров;
непосредственная близость от других потребителей чёрных металлов.
Главные недостатки Центральной базы:
отсутствие коксующихся углей;
напряжённый топливно-энергетический баланс;
дефицит воды.
Наиболее перспективными направлениями дальнейшего развития этого района является форсирование железорудной промышленности как с целью более полного покрытия отечественных потребностей в её продукции, так и для расширения экспортных поставок, а также увеличение мощности металлургического передела на основе передовой технологии Старо-Оскольского металлургического завода и развитие малой металлургии.
Сибирская база чёрной металлургии - самая молодая база (1/6 производства), сформировавшаяся на территории Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.
Сырьевая база – железная руда Приангарья, Хакасии и Горной Шории (Кемеровская область), топливная – уголь Кузбасса и природный газ Томской области. Столько же металла приходится на долю Европейского Севера (Череповецкий комбинат), использующего собственные железную руду и коксующийся уголь. Комплексные технико-экономические расчёты показывают, что в Центральной Сибири может быть получен самый дешёвый металл. Между тем свыше 4/5 чёрной металлургии размещается в европейских районах, испытывающих дефицит топлива и воды. Поэтому загружать недоиспользуемые ныне металлургические предприятия надо прежде всего на Востоке и там же вводить в случае необходимости новые мощности, учитывая потерю металлургии Юга после распада СССР.
Сибирская база лучше всего обеспечена всем, что требуется отрасли. Здесь в избытке сырьё, и высококачественное топливо, и пресная вода, но большая удалённость от основных центров потребления металла, распложенных в европейской части страны, сдерживает развитие этой базы.
Наименьший объём производства черной металлургии России пришёлся на 1994г., но уже следующий год принёс оживление практически во все основные производства отрасли. Производство проката черных металлов в РФ увеличилось в 2002 году на 3,9%. Объем производства стальных труб в Свердловской области в 2002 году составил 101,1%.
Высокая удельная концентрация отрасли: почти 4/5 всей продукции приходится на три её основные базы - Уральскую, Центральную и Сибирскую.
Удельный вес основных металлургических баз в середине 90хг.,%.
Основные базы | Железная руда | Чугун | Сталь | Готовый прокат | Стальные трубы |
Уральская | 19 | 45 | 48 | 48 | 49 |
Центральная | 45 | 22 | 16 | 17 | 15 |
Сибирская | 16 | 17 | 15 | 15 | 5 |
Перспективы развития металлургической промышленности: крупные компании будут реструктурировать свое производство, одновременно все большее распространение получат так называемые мини-заводы, выполняющие одну - две производственные функции, такова мировая тенденция. Поначалу на Западе, как и у нас, возводились металлургические гиганты - заводы, которые плавили чугун, затем варили из него сталь, разливали эту сталь, делали из нее заготовки. Однако масштабное развитие автомобилестроения в середине века переломило эту тенденцию. Оказалось, что гораздо дешевле переработать в сталь лом в виде старых автомобилей, чем тратиться на покупку дорогостоящего рудного концентрата и кокса, необходимых для доменного производства.
Приживутся ли в России подобные металлургические предприятия - вопрос сложный. По крайней мере, все предпосылки для их появления налицо. Есть громоздкие металлургические комбинаты, занимающие несколько десятков квадратных километров площади и неспособные гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка. Есть огромные природные ландшафты, отравленные выбросами с этих комбинатов. А главное - есть сырье для ломопереработки.
1. Бродов А. Черная металлургия: Состояние и проблемы // Экономист,2001 - №6
2. Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие/ Е.В. Вавилова. – М.: Гардарики. 1999.
3. Гладкий, Ю.Н. Экономическая география России: Учебник/ Ю.Н. Гладкий. В.А. Доброскок. С.П. Семёнов. - М.: Кафедра – М. 2002.
4. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Под ред. Т.Г. Морозовой. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
Информация о работе Развитие и размещение черной металлургии России