Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:56, курсовая работа
Машиностроение является главной отраслью народного хозяйства, которая определяет возможность развития других отраслей.
Машиностроение – комплекс отраслей промышленности, изготовляющих орудия труда, транспортные средства, а также предметы потре6ления и продукцию оборонного назначения. Уровень развития машиностроения определяет производительность труда в целом, качество продукции других отраслей промышленности, о6ороноспособность страны. Машиностроение – техническая основа интенсификации материального производства и база повышения его эффективности. Оно призвано играть ведущую роль в ускорении научно-технического прогресса.
1. Введение
1.1. Определение типа производства
1.2. Выбор материала для изготовления детали:
1.2.1. Описание эксплуатационных требований
1.2.2. Описание технологических требований
1.2.3. Описание экономических требований
2. Обоснование способа получения заготовки
3. Разработка технологического маршрута изготовления детали
4. Разработка чертежа заготовки:
4.1. определение класса точности поковки;
4.2. определение группы стали;
4.3. определение степени сложности поковки;
4.4. определение массы заготовки
4.5. выбор конфигурации поверхности разъема штампа;
4.6. определение исходного индекса;
4.7. выбор припусков на механическую обработку;
4.8. определение допусков на размеры поковки;
4.9. выбор кузнечных напусков.
5. Разработка технологического процесса Т.О.:
5.1. Последовательность операций и назначение режима
5.2. Выбор технологического оборудования и контроль качества
6. Операционная кapтa
7. Список используемой литературы.
Цементацию проводим в безмуфельной шахтной печи типа СШЦ-3.4/10,5 (см. табл. 11 [8]). Расшифровка индекса печи: С – нагрев сопротивлением, Ш – шахтная, Ц – для цементации; диаметр рабочего пространства 3 дм, высота рабочего пространства 4 дм; округленная номинальная температура 1050°С.
В качестве карбюризатора при газовой цементации используем пропан. Можно использовать другие углеводородные газы (бутан, природный газ), бензол, пиробензол, жидкие углеводороды (керосин и т.п.), подаваемые в печь через капельницу. Загрузку детали в печь осуществляют в корзинах.
Участки поверхности, не подлежащие цементации, защищают либо электролитически омеднением, либо применяют противоцементационные обмазки.
Цементацию проводят при температурах выше точки Ac3 (в нашем случае 900 ± 20)0С, когда устойчив аустенит, растворяющий углерод в больших количествах. Время нагрева до температуры 9000С, в соответствии с табл. 4 [8], будет равно 63,2×55 = 3476 сек или 57,9 мин, или около 1 часа. Продолжительность выдержки для получения толщины цементированного слоя в 0,9 - 1 мм при газовой цементации берется, исходя из опытных данных, ориентировочно 2 часа. Общее время цементации 1 + 2 = 3 часа.
Термическая обработка после цементации. Под термической обработкой понимают изменение структуры и свойств сплава путем нагрева его до определенной температуры, выдержки при этой температуре и последующего охлаждения с заданной скоростью. Для получения заданного комплекса механических свойств после цементации необходима дополнительная термическая обработка деталей. Для тяжело нагруженных трущихся деталей машин, испытывающих в условиях работы динамическое нагружение, в результате термической обработки нужно получить не только высокую поверхностную твердость и износостойкость, но и высокую прочность (например, для зубчатых колес — высокую прочность на изгиб), а также высокую ударную вязкость. Для обеспечения указанных свойств после цементации необходимо произвести закалку с последующим низким отпуском.
Закалка заключается в очень быстром (после нагрева и выдержки) охлаждении стали, нагретой до температуры выше АС1, АС3. Повышает твердость, прочность и износостойкость; измельчает структуру.
Но в нашем случае, после газовой цементации нашей стали 10ХА, как это делают в массовом и серийном производстве, выгодно и удобно закалку (в масле) проводить после цементационного нагрева с подстуживанием до 8500C, что позволяет получить мелкозернистую мартенситно-цементитную смесь в поверхностном науглероженном слое с переходом, по мере углубления от поверхности, в мартенситно-ферритную смесь сердцевины зубьев. Время охлаждения, учитывая, что скорость охлаждения в масле 1500С/с, в данном случае около 5 секунд, так что им можно пренебречь.
Окончательной операцией термической обработки является низкий отпуск при 160 — 2000С, уменьшающий остаточные напряжения и не снижающий твердость стали. Т.к. поверхностный слой после науглероживания по составу близок к эвтектоидному, то для обеспечения после отпуска заданной твердости HRC60-65 (в среднем HRC60, отпуск надо производить с температуры 1800C. Охлаждение, после соответствующей выдержки, можно произвести на воздухе. Нагрев при отпуске можно произвести в электрической камерной печи
СНО-2,55.1,7/12 (см. выше).
Время нагрева до заданной температуры, при скорости нагрева как для высокоуглеродистой низколегированной стали ≈ 50 + 100оС /час, будет равно около 180 мин, или 3 часа. Время выдержки при температуре нагрева в электрических печах ориентировочно берется (табл. 5 [8]) из расчета 120 мин +1 мин на 1 мм условной толщины сечения детали. В нашем случае будет 120 + 1×55 = 110 мин, или 1,9 часа. Охлаждение на спокойном воздухе при скорости 10С/с произойдет за 180 сек или за 3 мин, или за 0,05 часа. Общее время 3 + 1,9 + 0,05 = 2,95 часа. Структура поверхностного слоя после отпуска будет представлять мартенсит отпуска с включениями глобулярного цементита.
Общее время ХТО с последующей ТО будет состоять из времени отжига, цементации, закалки и отпуска и, следовательно, 2,13 + 3 + 2,95 = 8,08 часа.
После цементации зубья подвергают чистовой механической обработке – шлифованию (табл. 1, п. 6).
После цементации, термической и чистовой механической обработки твердость поверхностного слоя составляет HRC 62.
5.2. Выбор технологического оборудования и контроль качества
Нагрев для отжига осуществляем в электрической камерной печи СН3-3.4.1,2/13.
Цементацию проводим в безмуфельной шахтной печи типа СШЦ-3.4/10,5.
Нагрев при отпуске можно произвести в электрической камерной печи СН3-2,55.1,7/12.
После чистовой механической обработке – шлифования осуществляют контроль качества упрочнения измерением твёрдости поверхности детали прибором ТК (пресс Роквелла).
Глубина цементированного слоя и толщина слоя после закалки контролируются по образцам-свидетелям, прошедшим цикл обработки вместе с контролируемой партией деталей c помощь лупы.
6. Операционная кapтa (согласно приложения 6-8)
(прилагается)
7. Библиографический список
1. Горбацевич А. Ф.
Курсовое проектирование по
2. Дюмин Г. Е., Трегуб Н. Н. Ремонт автомобилей. – М.: Машиностроение, 2000.- 220с.
3. Семёнов Е. И. Ковка и объёмная штамповка. – М.: Высшая школа, 1972.- 352с.
4. Зуев В. М. Термическая обработка металлов. – М.: Высшая школа, 2001.- 288с.
5. Дальский А.М., Барсукова Т.М. и др. Технология конструкционных материалов. – М.: Машиностроение, 1993.- 448с.
6. Попова Г.Н., Алексеев С.Ю. Машиностроительное черчение /Справочник. – СПб.: Политехника, 1994.- 448 с.
7. Мягков В.Д. Допуски и посадки: Справочник: В 2 ч. - Л., 1978.
8. Технологический процесс
термической обработки
9. Разработка технологического
процесса изготовления
10. Гуляев А.П. Металловедение. – М.: Металлургия, 1987.- 388с.
11. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1980.- 326с.
12. Объемная облойная
штамповка: Методические
Информация о работе Технологический процесс термической обработки колеса зубчатого