История конституционализма в новое и новейшее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:26, реферат

Описание работы

Согласно Декларации будущая Франция - единая Демократическая коммунальная республика. Впервые Франция станет по государственному устройству - федерацией. Субъект федерации - Коммуна, которая будет полностью автономной, обладая всей "совокупностью прав, в том числе: вотирование местного бюджета, установление местных служб, организация судопроизводства, внутренней полиции, городской обороны и др. Предполагалось, что "власть станет общим достоянием" и граждане будут принимать постоянное участие ... в делах Коммуны". Государство Парижская Коммуна имела цель: достижение благосостояния, свободы и безопасности всех". Для этого и предназначалась особая форма организации государственной власти. Члены совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению.

Файлы: 1 файл

монография.doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время

 

Согласно Декларации будущая Франция - единая Демократическая коммунальная республика. Впервые Франция станет по государственному устройству - федерацией. Субъект федерации - Коммуна, которая  будет полностью автономной, обладая всей "совокупностью прав, в том числе: вотирование местного бюджета, установление местных служб, организация судопроизводства, внутренней полиции, городской обороны и др.  Предполагалось, что "власть станет общим достоянием" и граждане будут принимать постоянное участие ... в делах Коммуны".  Государство Парижская Коммуна имела цель: достижение благосостояния, свободы и безопасности всех". Для этого и предназначалась особая форма организации государственной власти. Члены совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению. Тем самым устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей. Члены Совета Коммуны были ответственны перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов. Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий (военную, внутренних дел и общественной безопасности, внешних сношений, судебную, финансовую, труда и обмена, продовольствия, просвещения, общественных служб). По опыту якобинской диктатуры был создан Комитет общественного спасения и его главная вооруженная сила - Национальная гвардия. Париж был разбит на 20 округов, во главе каждого стояла муниципальная мэрия, которая подчинялась Коммуне. Во все важные учреждения посылались комиссары. Совет коммуны провозгласил равный для всех выборный суд присяжных и приступил к созданию чрезвычайных судов по типу якобинских ревтрибуналов. Но в отличие от своих политических предшественников-якобинцев коммунары 1871 г. пошли дальше, издав ряд декретов, юридически обеспечивающих проведение новых социалистических социально-экономических мероприятий: ограничение частной собственности и создание общественной собственности, рабочий контроль над производством и распределением, социалистическая организация труда и социального обеспечения, всеобщее и бесплатное образование и др. Однако, полностью эти декреты не были реализованы в связи с быстрым падением Парижской Коммуны (май 1871 г.). Таким образом, Парижская Коммуна внесла свой вклад в развитие народного самоуправления, демократии и социалистического опыта.

После поражения Парижской Коммуны  захватившая власть крупная буржуазия  не торопилась с созданием республиканских  учреждений. Сформированное еще до Парижской Коммуны Национальное собрание было консервативным и только в 1875 г. оно провозгласило себя Учредительным собранием и приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию Франции: закон об организации государственных властей, закон об организации сената, закон об отношениях государственных властей.

В законах ничего не говорилось о  суверенитете народа и термин "республика" не применялся. Во Франции утвердился смешанный парламентско-президентский  строй. Законодательной властью  обладали одновременно две палаты - Палата депутатов и Сенат. Нижняя палата депутатов избиралась на 4 года на основе прямых выборов при тайном голосовании. Не имели права голосовать женщины, военнослужащие и те, кто жил в данной местности менее полугода. Выборы проводились по мажоритарной системе в два тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набрал более 50 % голосов избирателей в округе. Если ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, то проводился второй тур голосования. Избранным считался кандидат, получивший относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами.

 Полномочия палат были примерно  равными: решение вопросов войны  и мира, принятие законов, запросы  министрам, парламентские расследования  и др. Палаты обладали правом законодательной инициативы. Однако бюджетные законы первоначально принимались палатой депутатов. Верховную власть осуществляли обе палаты вместе. Объединившись в Национальное собрание, они избирали на 7 лет президента и единственно могли пересматривать конституцию.

Глава государства - президент избирался  на соединенном заседании палат  тайным голосованием сроком на 7 лет, мог  переизбираться на следующий срок. Ему было предоставлено право  законодательной инициативы, опубликования  законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, с согласия Сената распустить палату депутатов. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие государственные должности. Он имел право помилования. Акты президента нуждались в подписи соответствующего министра.

Министров назначал президент, и они  были солидарно ответственны перед  парламентом. Органические законы 1875 г. являлись достижением по сравнению  с Конституцией II империи, так как  они оформили республиканский строй. Но в них ничего не говорилось о правах человека и гражданина. Следовательно, Основной закон 1875 г. менее демократичен по сравнению с конституциями 1793 и 1848 гг. В последующие годы в конституцию 1875 г. были внесены отдельные изменения. Законом 14 августа 1884 г. было запрещено возбуждать вопрос в парламенте о пересмотре республиканской формы правления. Была упразднена категория несменяемых сенаторов. Всех их отныне избирала коммуна. Члены ранее правивших во Франции династий отныне не могли претендовать на пост президента республики. Государственный строй III Республики во Франции, юридически закрепленный в законах 1875 г., просуществовал до начала II мировой войны.

В результате военного поражения территория северной Франции в 1940 г. было оккупирована германскими войсками, на юге страны сохранились институты французской государственности. Новое правительство во главе с маршалом Петэном, обосновавшись в г. Виши, издало 13 законов, которые аннулировали конституцию III республики. "Режим Виши" - военно-авторитарный режим, который был юридически оформлен Конституцией 1944 г. Франция становилась президентской республикой. Глава государства избирался на 10 лет Национальным конгрессом и обладал всей полнотой государственной власти, опираясь на чиновничье-бюрократический карательный аппарат.  После падения фашистского оккупационного режима, Франция уже не вернулась к конституционному строю III Республики. Вновь избранное Учредительное собрание приняло в октябре 1946 г. новую Конституцию, одобренную всенародным референдумом.

В конституцию был включен блок социально-экономических и политических прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран; право  на труд, отдых и материальное обеспечение  в случае нетрудоспособности; право  рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективные договоры и на участие в управлении предприятиями; право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на всеобщее бесплатное светское образование; обязательство республики не вести завоевательных войн.

Конституция учреждала парламентскую  республику. Парламент был двухпалатный: верхняя палата - Совет республики (избирался на 6 лет), нижняя - Национальное собрание (избиралось на 5 лет). Собрание из 627 депутатов избиралось гражданами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права. Пассивное избирательное право ограничено цензами (возрастной - 23 года, 10 лет гражданства, "достойное поведение"). Введена пропорциональная избирательная система. Только Национальное собрание имело право принимать законы и поправки к конституции, утверждать бюджет, объявлять войну, проводить ратификацию международных договоров. Председатель Национального собрания вел совместные заседания обеих палат и фактически являлся вторым должностным лицом после президента. Правительство (Совет министров) Франции было ответственно перед Национальным собранием.

Второй палатой парламента был  Совет республики (320 депутатов, избиравшихся коммунами и департаментами непрямыми  выборами). Статус Совета был в основном консультативным. Он только предлагал поправки к законопроектам, которые Собрание вправе было отвергнуть. Члены Совета не могли подавать запросов к правительству.

Наличие верхней палаты парламента - дань конституционной традиции.

Власть главы государства была ограничена. Президента избирали на 7 лет на совместном заседании палат парламента. Он выполнял представительские функции, заключал некоторые договоры, вместе с Советом министров имел право роспуска парламента, обнародовать законы и мог потребовать от Собрания их повторного обсуждения. Акты президента нуждались в контрассигнатуре министров. Президент - гарант Конституции. Основной закон предусматривал создание Конституционного комитета, в состав которого входили президент, председатели палат и по 7 выборных на год от каждой из палат парламента. Он давал заключение о соответствии принимаемых законов Конституции. Национальное собрание избирало Верховный суд в составе председателя, заместителей и 60 судей. Он являлся высшим судебным органом страны.

согласия между властями реально  в то время во Франции не было. Борьба между ними закончилась победой  президентской власти и отказом  от действующей конституции, возвратом  к принципам Конституции 1875 г., означающей усиление роли президента, Совета и  правительства в структуре высшей государственной власти. 28 сентября 1958 г. общенациональный референдум большинством голосов утвердил Конституцию V Республики во Франции, которая, сохраняя принцип разделения властей, основательно меняла их соотношение в пользу исполнительной власти. Президент признавался "гарантом национальной независимости и территориальной целостности" и обеспечивал "... своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов..." (ст.5). Избрание президента осуществлялось на 7 лет независимо от парламента коллегией выборщиков по мажоритарной избирательной системе. По Конституции ему принадлежат право роспуска Национального собрания и введение чрезвычайного положения и принятия всей полноты власти на себя; право законодательной инициативы и передачи законопроекта на референдум; право назначать премьер-министра и министров и председательствовать на заседаниях правительства.

Сенат был наделен равными правами  с Национальным собранием. Запрещалось  совмещать пост в правительстве  с депутатским мандатом. Таким образом, анализ Конституции Франции 1958 г. раскрывает известный возврат к определенным институтам авторитарной власти, так характерной для этой страны в XIX в. В целом конституционный опыт Франции уникален и не имеет аналогов в мировой истории. Достижения Франции в этой области творчески изучались и использовались многими государствами современного мира.


Информация о работе История конституционализма в новое и новейшее время