Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Тоталитаризм.
Модель политической системы Г. Алмонда.
Виды авторитарного режима.

Файлы: 1 файл

Pogorely_E.docx

— 17.34 Кб (Скачать файл)

Тоталитаризм  — это явление 20 века. Именно технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение и подавление. Большинство политологов считают, что тоталитаризм возникает как реакция общества на кризисы периода активного промышленного развития. В это время распадается традиционная социальная структура, рвутся привычные связи и отношения. У многих людей возникает ощущение потерянности и стремление найти общность с другими людьми. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев жизни общества порождают стремление к сильной централизованной власти, от которой ждут установления жесткого порядка и гарантии быстрого решения самых острых социальных проблем. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом», в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается. 
Духовными истоками тоталитаризма являются различные теории общей воли, которая должна воплотиться в одном классе или нации. При этом проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопическое учение о построении нового прогрессивного общества.

Модель политической системы Г. Алмонда

Американский политолог  Габриэль Алмонд одним из первых применил структурно-функциональный метод для исследования политической системы. Он рассматривал политику как целостную систему со сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенные назначения и осуществляет специфические функции, направленные на удовлетворение потребностей системы. Системный и структурно-функциональные методы не отрицают, а наоборот, взаимно дополняют друг друга Основное отличие между ними заключается в том, что первый метод акцентирует внимание на целостности и взаимосвязях элементов структур системы, а второй - на функциях этих элементов и системы в целом.

Политическую систему  Г. Алмонд определяет как систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и приспособления посредством применения или угрозы применения более или менее законного физического принуждения. Эти функции политическая система выполняет как внутри каждого конкретного общества, так и за его пределами в отношениях с другими обществами. Политическая система, по Г. Алмондом, является узаконенной силой, которая поддерживает порядок и осуществляет преобразования в обществе, обеспечивающих его сплоченность и целостность.

Как и любая другая система, отмечает Г. Алмонд, политическая система выполняет два базовых наборы функций - входа и выхода. Есть четыре функции входа и три - выхода. Функции входа - это политическая социализация и привлечения к участию в политической жизни; артикуляция интересов, то есть формирование требований, которые отвечают реальным или воображаемым интересам; агрегирование, т.е. сочетание интересов; политическая коммуникация. Функции выхода - это разработка норм, применения норм и контроль за их соблюдением. Функции входа осуществляются негосударственными формированиями - политическими партиями, группами давления, средствами массовой информации и т.п., а функции выхода - государственными органами. Так, функцию разработки норм выполняют органы законодательной власти, функцию применения норм - органы исполнительной власти, а функцию контроля за соблюдением норм - судебные органы. Две функции входа - политическая социализация и политическая коммуникация - предусматривают наличие сферы политической деятельности. Так благодаря категории «политическая система общества» было объединено в единую систему основные понятия науки о политике.

Г. Алмонд сосредоточивает внимание на анализе определяющего значения устойчивых структур политической системы. Понятие структуры он определяет как доступную наблюдению деятельность, формирует политическую систему. Конкретная часть такой деятельности людей называется ролью. Роли - Это те единицы, из которых комплектуются все социальные системы, в том числе политическая. Политические роли является одним из основных компонентов политической системы. Совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры.

Определяя место и значение функциональных требований к политической системы, Г. Алмонд видит ее главное предназначение в том, чтобы, отобрав из ограниченного числа альтернатив определенное количество необходимых Для жизнедеятельности общества целей, воплотить их в конкретные действия.

Д. Истон и Г. Алмонд заложили основы различных вариантов концепции политической системы и дали толчок к развитию теории политической системы общества в целом. Каждый из вариантов исследует разные стороны политической системы общества, использует особый подход к системного анализа. Суть первого подхода (Д. Истон), который часто называют микроскопическим, заключается в рассмотрении политической системы под углом зрения составляющих ее подсистем, изучении совокупности взаимосвязей и взаимодействий, возникающих внутри ее. Суть второго подхода (Г. Алмонд), который нередко называют макроскопічним, заключается в том, что он в противовес первом концентрируется на рассмотрении более общих характеристик, а именно на изучении входов и выходов, а также обратных связей, которые устанавливаются между политической системой и окружающей средой.

В зависимости от подхода  политическая система общества в  соответствии трактуется в первом варианте как система взаимодействий структурных  элементов, с помощью которых  в обществе авторитарное распределяются ценности» (Д. Истон), во втором - как система ролей или взаимодействий структурных элементов, которые возникают на входе и выходе политической системы и ассоциируются «с применением или угрозой применения физического принуждения» (Г. Алмонд).

Системный подход к анализу  политической жизни получил достаточно широкое распространение в западной, особенно американской, политологии. Определенный вклад в разработку теории политической системы сделали политологи В. Митчел, К. Дейч, Н. Луман, Г. Пауэлл, Д. Трумэн и др. Особое внимание они уделяли структурно-функциональному анализу политической системы общества в целом и ее отдельных элементов, выделению внутренних ресурсов и внешних факторов, влияющих на состояние и функционирование политической системы, определению характера взаимосвязей и взаимозависимостей внутрисистемных и межсистемных отношений.

Таким образом, значение системного подхода к анализу политики заключается  в том, что он дает возможность  рассматривать политическую жизнь  общества, политические явления и  процессы не как разрозненные проявления общественной жизни, а как целостную  совокупность взаимосвязанных элементов, которая, взаимодействуя с окружающей средой, функционирует по собственным  закономерностям и выполняет  определенные функции в обществе. Зная закономерности функционирования системных образований, можно прогнозировать развитие политических процессов.

Понятие «политическая система» является теоретическим инструментом, который предоставляет возможность  выяснять системные свойства различных  политических явлений. Системный подход можно применять в изучении различных  уровней и форм политической жизни, которым присуща определенная целостность. Такими уровнями и формами могут  быть отдельные политические институты, государства, международные образования, мировое сообщество в целом - в  той мере, в которой она имеет  системный характер.

Наиболее адекватным объектом системно-политического анализа  есть отдельные государства. В пределах отдельных государств политическая жизнь в наибольшей степени проявляет  себя как система, а политическая система наиболее полно проявляет  свою главную функцию - общественной интеграции, обеспечения единства и  целостности общества. Поэтому понятие  «политическая система» чаще всего  применяют для анализа политической жизни в пределах отдельных государств. Когда речь идет о политической системе  общества, то имеются в виду именно отдельные государства.

Виды авторитарного  режима: 
- военно-бюрократический режим, возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем своем развитии все большую роль начинают играть различного рода гражданские профессионалы. Отсутствует какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть беспартийным или многопартийным, но чаще всего существует про правительственная, не массовая партия. (пример, Пиночет в Чили) 
- корпоративный авторитаризм. Устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеализированной массовой партией и дополнением к однопартийному правлению (пример, Антонио Салазар, генерал Марко в Испании). 
- постколониальный авторитаризм – однопартийный мобилизационный режим, который возникает после обретения бывшими колониями независимости создается с низу в обществах с низким уровнем экономического развития. 
- расовая или этническая квазидемократия – к демократическим институтам не допускается расовое или этническое меньшинство. Возможно с использованием легального насилия. (бывшая ЮАР)


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"