Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:55, контрольная работа
Тоталитаризм.
Модель политической системы Г. Алмонда.
Виды авторитарного режима.
Тоталитаризм
— это явление 20 века. Именно
технические достижения позволили осуществлять
массовую пропаганду, всеобщее принуждение
и подавление. Большинство политологов
считают, что тоталитаризм возникает как
реакция общества на кризисы периода активного
промышленного развития. В это время распадается
традиционная социальная структура, рвутся
привычные связи и отношения. У многих
людей возникает ощущение потерянности
и стремление найти общность с другими
людьми. Крушение старых традиций, коренное
изменение устоев жизни общества порождают
стремление к сильной централизованной
власти, от которой ждут установления
жесткого порядка и гарантии быстрого
решения самых острых социальных проблем.
Парадокс тоталитаризма заключается в
том, что его «творцом», в отличие от предыдущих
диктатур, являются широкие народные массы,
против которых он потом и оборачивается.
Духовными истоками тоталитаризма являются
различные теории общей воли, которая
должна воплотиться в одном классе или
нации. При этом проповедуется нетерпимость
к инакомыслию, исчезает уважение к правам
и свободам человека, пропагандируется
утопическое учение о построении нового
прогрессивного общества.
Модель политической системы Г. Алмонда
Американский политолог Габриэль Алмонд одним из первых применил структурно-функциональный метод для исследования политической системы. Он рассматривал политику как целостную систему со сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенные назначения и осуществляет специфические функции, направленные на удовлетворение потребностей системы. Системный и структурно-функциональные методы не отрицают, а наоборот, взаимно дополняют друг друга Основное отличие между ними заключается в том, что первый метод акцентирует внимание на целостности и взаимосвязях элементов структур системы, а второй - на функциях этих элементов и системы в целом.
Политическую систему Г. Алмонд определяет как систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и приспособления посредством применения или угрозы применения более или менее законного физического принуждения. Эти функции политическая система выполняет как внутри каждого конкретного общества, так и за его пределами в отношениях с другими обществами. Политическая система, по Г. Алмондом, является узаконенной силой, которая поддерживает порядок и осуществляет преобразования в обществе, обеспечивающих его сплоченность и целостность.
Как и любая другая система, отмечает Г. Алмонд, политическая система выполняет два базовых наборы функций - входа и выхода. Есть четыре функции входа и три - выхода. Функции входа - это политическая социализация и привлечения к участию в политической жизни; артикуляция интересов, то есть формирование требований, которые отвечают реальным или воображаемым интересам; агрегирование, т.е. сочетание интересов; политическая коммуникация. Функции выхода - это разработка норм, применения норм и контроль за их соблюдением. Функции входа осуществляются негосударственными формированиями - политическими партиями, группами давления, средствами массовой информации и т.п., а функции выхода - государственными органами. Так, функцию разработки норм выполняют органы законодательной власти, функцию применения норм - органы исполнительной власти, а функцию контроля за соблюдением норм - судебные органы. Две функции входа - политическая социализация и политическая коммуникация - предусматривают наличие сферы политической деятельности. Так благодаря категории «политическая система общества» было объединено в единую систему основные понятия науки о политике.
Г. Алмонд сосредоточивает внимание на анализе определяющего значения устойчивых структур политической системы. Понятие структуры он определяет как доступную наблюдению деятельность, формирует политическую систему. Конкретная часть такой деятельности людей называется ролью. Роли - Это те единицы, из которых комплектуются все социальные системы, в том числе политическая. Политические роли является одним из основных компонентов политической системы. Совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры.
Определяя место и значение функциональных требований к политической системы, Г. Алмонд видит ее главное предназначение в том, чтобы, отобрав из ограниченного числа альтернатив определенное количество необходимых Для жизнедеятельности общества целей, воплотить их в конкретные действия.
Д. Истон и Г. Алмонд заложили основы различных вариантов концепции политической системы и дали толчок к развитию теории политической системы общества в целом. Каждый из вариантов исследует разные стороны политической системы общества, использует особый подход к системного анализа. Суть первого подхода (Д. Истон), который часто называют микроскопическим, заключается в рассмотрении политической системы под углом зрения составляющих ее подсистем, изучении совокупности взаимосвязей и взаимодействий, возникающих внутри ее. Суть второго подхода (Г. Алмонд), который нередко называют макроскопічним, заключается в том, что он в противовес первом концентрируется на рассмотрении более общих характеристик, а именно на изучении входов и выходов, а также обратных связей, которые устанавливаются между политической системой и окружающей средой.
В зависимости от подхода политическая система общества в соответствии трактуется в первом варианте как система взаимодействий структурных элементов, с помощью которых в обществе авторитарное распределяются ценности» (Д. Истон), во втором - как система ролей или взаимодействий структурных элементов, которые возникают на входе и выходе политической системы и ассоциируются «с применением или угрозой применения физического принуждения» (Г. Алмонд).
Системный подход к анализу
политической жизни получил достаточно
широкое распространение в
Таким образом, значение системного подхода к анализу политики заключается в том, что он дает возможность рассматривать политическую жизнь общества, политические явления и процессы не как разрозненные проявления общественной жизни, а как целостную совокупность взаимосвязанных элементов, которая, взаимодействуя с окружающей средой, функционирует по собственным закономерностям и выполняет определенные функции в обществе. Зная закономерности функционирования системных образований, можно прогнозировать развитие политических процессов.
Понятие «политическая система»
является теоретическим инструментом,
который предоставляет
Наиболее адекватным объектом
системно-политического
Виды авторитарного
режима:
- военно-бюрократический режим,
возникает в виде военной диктатуры, но
в дальнейшем своем развитии все большую
роль начинают играть различного рода
гражданские профессионалы. Отсутствует
какая-либо интегрирующая идеология. Режим
может быть беспартийным или многопартийным,
но чаще всего существует про правительственная,
не массовая партия. (пример, Пиночет в
Чили)
- корпоративный авторитаризм. Устанавливается
в обществах с вполне развитым экономическим
и социальным плюрализмом, где корпоративное
представительство интересов становится
альтернативой слишком идеализированной
массовой партией и дополнением к однопартийному
правлению (пример, Антонио Салазар, генерал
Марко в Испании).
- постколониальный авторитаризм – однопартийный
мобилизационный режим, который возникает
после обретения бывшими колониями независимости
создается с низу в обществах с низким
уровнем экономического развития.
- расовая или этническая квазидемократия
– к демократическим институтам не допускается
расовое или этническое меньшинство. Возможно
с использованием легального насилия.
(бывшая ЮАР)