Анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Определить понятие и характеристики предпринимательства.
Рассмотреть тенденции развития предпринимательства в России.
Проанализировать основные проблемы развития предпринимательства в России.
Обосновать стратегии развития предпринимательства и конкуренции.

Файлы: 1 файл

Развитие предпринимательства в РФ.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Широкомасштабные радикальные трансформации, происшедшие в нашей стране за последние десять лет, в буквальном смысле преобразили ее социальный, политический и экономический облик. Российская экономика перестала быть закрытой и постепенно неумолимо становится частью мировой экономики, которая, в свою очередь, характеризуется все более ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации.

Среди всего комплекса  проблем, в совокупности характеризующих  облик современной российской экономической  системы, существенное место занимает решение задач формирования и утверждения предпринимательства и предпринимательской среды, создание условий свободной конкуренции и конкурентной среды. Это весьма сложные и многоплановые вопросы, без выяснения которых невозможно правильно понять суть происходящих в России социальных, политических, экономических и иных процессов.

Формирующаяся в стране рыночная экономика немыслима без  эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной экономики. Более того, общепризнанным является тот факт, что в формировании рыночной экономики и предпринимательства в России ключевую роль сыграло именно государство. Свое практическое воплощение взаимодействие государства и экономики находит в самых различных формах и направлениях: в создании инфраструктуры самой экономической системы; обеспечении необходимых условий для эффективного функционирования как всей экономики страны, так и ее отдельных отраслей; определении основных направлений и приоритетов социального и экономического развития; формировании и реализации промышленной и внешнеэкономической политики; регулировании социально-трудовых отношений и т.д.

При всех трансформациях - приватизации, восстановлении в полных правах частной собственности, формировании системы частного предпринимательства и т.д. - государство продолжает играть ключевую роль и как коллективный предприниматель, и как центральный институт, обеспечивающий создание и эффективное функционирование всей инфраструктуры экономической системы, в том числе самого рынка и составляющей его основу конкурентной среды. И это вполне объяснимо, если учесть, что современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти, а государство, в свою очередь, немыслимо без экономической системы, тем самым нуждаясь друг в друге и дополняя друг друга.

В связи с этим на первый план выходит необходимость комплексного изучения основных направлений, тенденций  и особенностей формирования российского  предпринимательства, его сущностных характеристик, форм и типов, а также основных признаков и аспектов его функционирования и деятельности в условиях рыночной экономики с такими базовыми ее принципами, как свободная конкуренция и конкурентная среда, обеспечивающие эффективность и прибыльность производства национальными корпорациями товаров и услуг.

Цель исследования – провести анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации.

Задачи исследования:

  1. Определить понятие и характеристики предпринимательства.
  2. Рассмотреть тенденции развития предпринимательства в России.
  3. Проанализировать основные проблемы развития предпринимательства в России.
  4. Обосновать стратегии развития предпринимательства и конкуренции.

Объект исследования – основополагающие характеристики предпринимательства. Предмет исследования - определение особенностей развития предпринимательства в РФ в условиях рыночной экономики.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Чернецова Н.С., Станковская И.К., Хохлова И.В., Ранк С., Лапуста М.Г., Замедлина Е.А. и других.

 

 

1. Предпринимательство в  рыночной экономике

1.1 Сущностные  характеристики предпринимательства

 

Современная экономическая  система тесно связана с предпринимательством. Предпринимательство представляет собой сложнейший комплексный феномен, с проявлениями которого в современном обществе можно столкнуться в любых сферах человеческих отношений. Предпринимательство как социально-экономическое явление, представляющее собой одну из форм экономической деятельности, прошло длительный и сложный путь становления и эволюции. Более того, можно сказать, что предпринимательство - стержневой ее элемент. Говоря о современной экономике, мы, прежде всего, подразумеваем предпринимательство, которое связано с определенным типом экономической системы, а именно с рыночной экономикой. В то же время современное предпринимательство и рыночная экономика немыслимы без конкуренции. В рыночной экономике предприниматель, будь то индивидуальный, коллективный или государственный, является главным субъектом экономической деятельности. Поэтому вполне объяснимо то, что рыночная экономика отождествляется с свободным предпринимательством. Индивидуальные предприниматели вступают в рыночные отношения друг с другом для реализации произведенных ими товаров и услуг с целью получения прибыли. Причем эта цель достигается в процессе конкурентной борьбы1.

Предпринимательство, рыночная экономика и конкуренция как  по своему происхождению, так и по вкладываемому в них содержанию теснейшим образом связаны между собой. «Предпринимательство выступает в качестве одного из центральных институтов и главной движущей силы рыночной экономики, а предприниматель является ее доминирующим субъектом. Рыночная экономика по самому своему существу носит предпринимательский характер. И соответственно предприниматель - центральная фигура функционирования и развития рыночного хозяйства», - писал Ф.И. Шамхалов2.

Как считал Ф. Визер, предприниматель, будучи собственником средств производства, одновременно может выступать в роли работодателя, кредитора, дебитора, арендодателя, арендатора, управляющего предприятием и т.д. «Его экономическое лидерство, - подчеркивал он, - начинается с основания предприятия: он не только поставляет необходимый капитал, но и выдвигает идею, уточняет и осуществляет план и привлекает сотрудников. Когда предприятие организовано, он становится управляющим как в теоретических, так и в коммерческих вопросах»3.

В том же духе рассуждал  Й. Шумпетер, который, рассматривал предпринимательство в качестве одного «из экономических факторов наряду с капиталом, трудом и землей» и считал главным отличительным признаком предпринимателя осуществление новых комбинаций имеющихся у него ресурсов для получения предпринимательского дохода. Предпринимателями, писал он, «мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент»4.

Предпринимательство определяют с различных позиций: как деятельность, направленную на максимизацию прибыли; как инициативную деятельность граждан, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, направленную на получение прибыли; как прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию; как процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; как действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; как специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянную реализацию этих изменений.

Очевидно, что предпринимательство - это многогранная экономическая деятельность, осуществляемая практически во всех отраслях народного хозяйства. Оно имеет своей целью производство и распределение материальных или иных благ и услуг. Создавая новые производства и соответственно новые рабочие места, пополняя бюджеты государства и местных властей путем выплаты налогов и решения других задач, оно выполняет важные социальные функции5.

Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, ее можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.

Всеохватывающим видом  предпринимательской деятельности можно назвать маркетинговую деятельность, так как она осуществляется в рамках всякой сферы предпринимательства.

Маркетинговая деятельность может выступать как самостоятельный  вид предпринимательской деятельности и как функция по интеграции усилий всех звеньев предпринимательской  и производственной деятельности в  целях достижения поставленных целей (удовлетворения спроса и получения прибыли). Особенность маркетинговой деятельности как вида и функции предпринимательской деятельности заключается в том, что она должна осуществляться при любой модели рыночной экономики: американской, японской, немецкой, шведской или другой. Всякая модель рыночной экономики предполагает создание условий для соединения всех факторов производства с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли.   В рыночной экономике предпринимательская деятельность и бизнес требуют развитости таких функций, как финансовая деятельность, управление трудовым потенциалом, логистика, материально-техническое обеспечение и коммерция, а также функций маркетинга. Кроме того, выделяют функции по организации поддержки предпринимательства, НИР и ОКР, связям с общественностью (паблик рилейшнз) и др. Благодаря осуществлению совокупности функций предпринимательство тесно связано материальными, финансовыми, энергетическими, информационными, товарными и другими потоками с рынками и со всеми субъектами рыночной системы

Предприниматель как  организатор производства должен располагать  необходимым капиталом для приобретения средств производства и найма рабочей силы. Субъектом предпринимательства выступает физическое или юридическое лицо, осуществляющее ту или иную форму экономической деятельности, не запрещенную законом. Как отмечается в «Энциклопедии предпринимательства», предприниматель - это субъект предпринимательства, «физическое или юридическое лицо, осуществляющее любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Предприниматель обладает целым комплексом прав и обязанностей. Среди них авторы «Энциклопедии предпринимателя» перечисляют следующие: создавать любые формы предприятий, не запрещенные действующим законодательством; приобретать полностью или частично имущество других предприятий, в том числе государственных, и продавать имущество собственного предприятия; участвовать в деятельности других хозяйствующих субъектов; нанимать и увольнять работников; разрабатывать и осуществлять программы хозяйственной деятельности; осуществлять все виды расчетных, кредитных и кассовых операций; свободно распоряжаться прибылью предприятия, остающейся после выплаты налогов и других обязательных платежей; пользоваться в установленном порядке государственной системой социального обеспечения и страхования; выступать участником внешнеэкономических отношений; осуществлять валютные операции в порядке, установленном в законодательством, и т.д.6

1.2 Тенденции развития предпринимательства в России

 

Развитие предпринимательства  как одной из форм деловой активности населения является одной из актуальных задач государственной политики в переходный период, решению которой посвящен комплекс законодательных и нормативных актов. При этом акцент в части государственной политики делается в направлении малого бизнеса либо на поддержке предприятий крупного бизнеса, но практически не уделяется внимания управлению развитием среднего бизнеса, являющемуся основой развития экономики и обеспечивающему почти половину рабочих мест в бизнес-сфере.

Предпринимательская деятельность реализуется в рамках создаваемой  производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу. В Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках предприятий и организаций, которые можно отнести к среднему бизнесу. Анализ опыта развитых стран, стран с переходной экономикой и тенденций развития российского предпринимательства показывает, что в настоящее время уже не предприятия малого, а представители среднего бизнеса являются основой динамичного экономического развития вследствие:

    • их организационно-технологической мобильности, позволяющей, в отличие от крупных предприятий, осуществлять своевременные организационные и технологические изменения, направленные на получение максимальной доли рынка;
    • высокого темпа внедрения инноваций, обусловленного достаточно высокой гибкостью структур среднего бизнеса;
    • активной конкурентной политики, основанной, с одной стороны, на достаточно стабильном положении на рынке предприятия среднего бизнеса и, с другой стороны, на прочной обратной связи с потребителями, свойственной небюрократизированным предприятиям этого уровня бизнеса;
    • отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкого управленческого аппарата, которые на рассматриваемом типе предприятий находятся в худшем случае в «зачаточном» состоянии;
    • создания новых рабочих мест, поскольку динамичное развитие, свойственное предприятиям среднего бизнеса, требует расширения кадрового обеспечения;
    • возможности государства получать доход от их налогообложения.

Необходимо отметить, что при переходе на средний уровень  бизнес чаще всего лишается возможности применять упрощенную систему налогообложения, что приводит к значительному увеличению сумм выплачиваемых налогов.

Информация о работе Анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации