Анализ особонностей развития малого предпринимательства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Изучение и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагает в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий к малым. В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции , выручка от реализациипроизведенных товаров и оказанных услуг и др. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.docx

— 36.71 Кб (Скачать файл)

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Малый  бизнес в ближайшей перспективе  должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности.

Изучение и анализ состояния  и развития малого бизнеса в современных  условиях предполагает в первую очередь  рассмотрение критериев отнесения  предприятий к малым. В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых  работников, объем произведенной  продукции , выручка от реализациипроизведенных  товаров и оказанных услуг  и др. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым  или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев  в целом, в других только его составляющие.

Например, в США используют три варианта отнесения предприятий  к малым- сфера деятельности, численность  занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий , но не доминирует в своей области.

В Венгрии введены два  критерия отнесения предприятий  к малым: численность и годовой  оборот. В Бельгии и Польше предприятие  отностится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции- не более 100 человек, в Дании малые  предприятия имеют численность  работающих не более 500 человек, в Финляндии  к малым предприятиям относятся  предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия- от 2 до 25 человек, среднего- от 26 до 250 человек.

В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация  микро-, малых и средних предприятий:

    • численность работающих человек- от 10 до 250;
    • величина годового оборота- 740 млн. евро;
    • величина балансовой стоимости активов- 527 млн. евро.

  В соответствии с приведенной классификацией ЕС малые предприятия должны отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми.

В Российской Федерации в  соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 № 209-Ф3 «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации» лимитируются доля участия других лиц, численность  работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства  относятся коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие  следующим условиям:

    • доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;
    • доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25%;
    • средняя численность занятых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а для «микропредприятий», выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;
    • предельные выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субьектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия- 60 млн.  руб;

- малые предприятия- 400 млн.  руб;

- средние предприятия- 1000 млн. руб.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием- численности  работников либо размера выручки  от реализации произведенных товаров, либо оказанных услуг. Категория  субъекта малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если численность  работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Многообразие критериев  в разных странах связано с  особенностями политического строя, структуры экономики, нормативно-правовой базы, а также отношением государства  к роли малого предпринимательства в экономике и производстве того или иного государства, что отражается на удельномвесе малых предприятий в общем хозяйственном комплексе государств (табл.1). 

Таблица 1. Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

Страны

Количество малых и  средних предприятий, тыс.

Количество малых и  средних предприятий на 1000 жителей

Занято на малых и средних  предприятиях, млн чел.

Доля малых и средних  предприятий в общей численности  занятых, %

Доля малых и средних  предприятий в ВВП, %, оценочно

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-52

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония 

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

843, в том числе малых  287

5,8

7

12

9-10


 

Применение различных  критериев отнесения предприятий  к малым в России обусловлено  различными целями. Так, одни из них  направлены на право применения  упрощенной системы налогообложения, другие- на право применения единого налога на вмененный доход, третьи- на освобождение от уплаты НДС, четвертые- на получение сбсидиарной помощи от государства. Современное правительство России отводит малому предпринимательству большую роль в экономической политике государства, что является основанием для применения единого подхода отнесения предприятий к малому бизнесу независимо от цели, будь то налогообложение, статистические наблюдения или определение роли малого бизнеса в общей массе ВВП.

Единый подход может соединить в себе элементы отечественного и европейского критериев. Такой подход должен отвечать трем основным критериям, один из которых количественный, а два других финансовые (качественные). Помимо этого необходимо соблюдение условий, указанных в п.2 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Количественным показателем может являтся, как и сегодня, численность занятых на предприятии, а финансовым- выручка от реализации, а также величина балансовой стоимости активов. Конечно, данные показатели должны формироваться в зависимости от вида экономической деятельности, ведь предприятия промышленности и рыбоводства не могут иметь одно число рабочих и одинаковую балансовую стоимость активов. Наличие двух финансовых показателей позволит определить реальную значимость предприятия и его позицию среди конкурентов.

В табл.1 отражены основные показатели, характеризующие развитие малого и  среднего предпринимательства в  экономически развитых странах. В современной  экономике промышленно развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего  продукта приходится на малые и средние  предприятия. Например, в Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС- от 63 до 67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей  доли всего ВВП; для сравнения, в  России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения рассмотрим такой показатель, как число занятых  на малых и средних предприятиях. В РФ число работающих на малых  и средних предприятиях составляет около 9 млн. человек, это 17,8% от общей  доли работающего населения. В странах  ЕС на малых и средних предприятиях работают 68 млн. человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии- 39,5 млн. человек, это около 78% всех занятых  в стране.

Приведенное сравнение деятельности малого и среднего предпринимательства  в России и за рубежом свидетельствует  о различном вкладе малого предпринимательства  в экономику и в решение  социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых стран. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержке предпринимательства в общем. Считается, что малое предпринимательство должно служить основным механизмом обеспечения занятости населения, однако первоочередной задачей является не количественный показатель числа занятых на малыхпредприятиях, а уровень образования, профессионализма и квалификация работников. 

Формирование российского  малого предпринимательства осуществлялось в достаточно короткие промежутки времени, все началось с Конституции СССР 1977 года, которая подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания. Но отсутствие естественной конкуренции и преобладание крупныз предприятий не позволяли определить роль и место малых предприятий в тогдашней экономике страны.

Важную роль для развития малого предпринимательства сыграли  принятые в 1986 г. Закон РФ «Об индивидуальной трудовой деятельности», 1987 г. Закон  РФ «О государственном предприятии». Данный период принято считать началом  возникновения российского малого бизнеса, на сегодняшний день малое  предпринимательство находится  на четвертом этапе своего развития, так называемом этапе «расширения  и укрепления». Динамика развития малого предпринимательства за последние  годы в России представлена в табл. 2,3.

Табл.2. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий*

Наименование показателя

Период

2001г

2002г

2003г

2004г

2005г

2006г

Число малых предприятий (на конец года), тыс.

843,0

882,3

893,0

953,1

979,3

1032,8

Число малых предприятий  в расчете на 10000 человек населения

58

61

62

66

69

73

Среднесписочная численность  работников (без внешних совместителей), тыс. человек

6483,5

7220,3

7458,9

7815,1

8045,2

8582,8

Средняя численность внешних  совместителей, тыс. человек

607,0

502,9

546,9

608,9

630,4

656,5

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам  гражданско-правового характера, тыс. человек 

345,3

252,9

249,0

243,5

258,1

229,3

Оборот малых предприятий, млрд руб.

...

...

...

...

9612,6

12099,2

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

43,5

51,0

67,3

99,2

120,5

171,3

Информация о работе Анализ особонностей развития малого предпринимательства на современном этапе