Анализ проблем и перспектив развития предпринимательства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы развития предпринимательства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие, функции, критерии малого бизнеса в экономике государства;
Выявить основные этапы развития и становления малого бизнеса в России;
Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в современной России;

Содержание работы

Введение. 2
1. Теоретические аспекты проблем развития предпринимательства в России 2
1.1 Понятие, функции, критерии предпринимательства 2
1.2. Роль предпринимательства в экономике 2
2. Анализ проблем и перспектив развития предпринимательства в современной России 2
2.1 Развитие и становление малого бизнеса 2
2.2 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития предпринимательства в России 2
Заключение 2
Список литературы 2

Файлы: 1 файл

11.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

 

 

Введение.

Переход российской, как  и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.

Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

В последние годы одним  из наиболее актуальных направлений  экономического роста является развитие предпринимательства, в т.ч. малого бизнеса. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень медленно. Несмотря на трудности и неудачи, предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.

Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы развития предпринимательства в России на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие, функции, критерии малого бизнеса в экономике государства;
  2. Выявить основные этапы развития и становления малого бизнеса в России;
  3. Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в современной России;

Основой для исследования послужили работы: Малый бизнес. Организация, экономика, управление / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара., Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство.

Наиболее актуальными источниками для написания работы стали периодические издания за 2007-2012 гг., в которых даны самые свежие данные по исследуемой проблеме, среди них: Вопросы экономики, Российский экономический журнал, Экономика и жизнь и другие.

 

1. Теоретические аспекты проблем развития предпринимательства в России

1.1 Понятие, функции, критерии  предпринимательства

С переходом экономики  России на рыночные отношения, а в  связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные  законом признаки, конституирующие  сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Как правило, в качестве наиболее общих критериев отнесения организации к малому бизнесу относятся:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

Основной федеральный  закон РФ, в котором прописаны  рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

Если рассматривать  расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более  широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Для того чтобы наиболее полно раскрыть сущность понятия «малый бизнес», выделим основные социальные и экономические функции.

Экономические функции  малого бизнеса:

  • Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
  • Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
  • Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск, разработка и внедрение новых идей).
  • Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы.
  • Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции  малого бизнеса:

  • Обеспечивает рост занятости.
  • Снижает социальную напряженность.
  • Стабилизирует уровень доходов населения.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает  благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

1.2. Роль предпринимательства в экономике

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в  силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению  эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Важнейшей особенностью предпринимательства является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инициативная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит в правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций.

Каждое новое предприятие  или новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными  трудностями, угрожающими его существованию. Для предпринимателя очень важно  уметь предвидеть подобные трудности  и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Как показывает мировая  и отечественная практика, малое  и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

В соответствии с законодательством  финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства  в России представляет собой сложный  и трудный процесс, сопровождающийся многочисленными проблемами, встречающимися на его пути. Однако, это не должно быть самоцелью. Государство, являясь социальным, в первую очередь должно определить, что оно хочет от малого бизнеса и зачем он нужен в социальном плане. Думается, ответ должен быть очевиден – для борьбы с бедностью.

По состоянию на 1 июля 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,3%больше, чем по состоянию на 1 июля 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед.

Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в пяти федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 15,6% или 32,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

В Приволжском федеральном округе, несмотря на положительную динамику количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей (прирост 0,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), в абсолютном выражении количество малых предприятий снизилось (на 0,3%).

Сокращение показателя наблюдалось в Южном федеральном округе (на 2,5% или на 4,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Дальневосточном федеральном округе (на 2,8% или 0,6 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

Информация о работе Анализ проблем и перспектив развития предпринимательства в современной России