Авторское право и смежные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

В современную эпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелями закономерного и вполне ожидаемого бурного развития интеллектуальной деятельности человека, роль которой претерпела качественные изменения и сильно возросла.

Файлы: 1 файл

Образец страницы.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Как отмечает А. Строуэл, понятие «смежное право» имеет огромное количество аспектов, и одной определенной категории смежного права не существует. В разных странах число категорий смежного права неодинаково.9 Классическая концепция, отраженная в Римской конвенции, включает в себя права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. Многие государства, в том числе Россия, к категории смежных прав также относят права организаций кабельного вещания. Кроме того, законодательство некоторых стран относит сюда права издателей на «типографическое представление» опубликованных произведений, права на фотографии, содержащиеся в каталогах и сборниках, которые не отвечают условиям, необходимым для того, чтобы их охрана обеспечивалась в качестве самостоятельных произведений, права на эскизы театральных декораций, чертежи, литературную переписку, а также права производителей фильмов10.

Что касается российского законодательства, то права радио- и телевизионных организаций на передаваемые ими радио- и телевизионные передачи предусматривалось еще Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. (ст.486). При этом радио и телевизионные передачи рассматривались в качестве объектов авторских прав, а права радио- и телевизионных организаций на передаваемые ими передачи – в качестве авторских прав.

Смежными правами называются права близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права11.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен, либо произведение может вообще не охраняться авторским правом. Основное назначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

Субъектами смежных прав являются: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнителями являются – актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектакля и дирижеры. Исполнителям принадлежат следующие исключительные права:12

- право на имя;

- право на защиту исполнения  или постановки от всякого  искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести  и достоинству исполнителя;

- право на использование исполнения  или постановки в любой форме, включая право на получение  вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Исключительное право исполнителя на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

а) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

б) записывать ранее не записанные исполнения или постановки;

в) воспроизводить запись исполнения или постановки;

г) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

д) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнения или постановки с участием исполнителя.

Производителем (изготовителем) записи признается юридическое лицо или гражданин, взявший на себя инициативу и соответствующие обязанности по изготовлению с помощью технических средств звукозаписи и (или) видеозаписи со звуком или без звука. Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. К исключительным правам производителя фонограммы относятся:

- воспроизведение фонограммы;

- переделывание или любым иным  способом переработка фонограммы;

- распространение экземпляров  фонограммы, то есть продажа, сдача  их в прокат и т.д.;

- импорт экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Исключительные права производителя фонограммы, могут передаваться по договору другим лицам.

Организации эфирного и кабельного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. Исключительные права включают:

1) одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;

2) сообщать передачу для всеобщего  сведения по кабелю;

3) записывать передачу;

4) воспроизводить запись передачи;

5) сообщать передачу для всеобщего  сведения в местах с платным входом;

В соответствии с п. 4 ст. 36 Закона об авторском праве и смежных правах создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:

- латинской буквы «Р» в окружности;

- имени (наименования) обладателя  исключительных смежных прав;

- года первого опубликования  фонограммы.

Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении.

Законодательством о смежных правах не предусмотрено право проставлять знак охраны смежных прав ни в титрах передач (программ) телекомпаний и студий кабельного телевидения, которые являются объектам смежных прав, ни на видеоносителях с записью таких передач. Поэтому когда в титрах проставляют только знак охраны авторских прав (копирайт), это не меняет сущности правового режим таких программ.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.

 

2.1 Договоры о передаче смежных прав

 

 

Закрепляемые за исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного и кабельного вещания смежные права передаются пользователям объектов их прав на договорной основе. В отличие от авторских правоотношений договорные отношения в сфере смежных прав носят более сложный характер. Они органически связаны друг с другом и с авторскими правоотношениями. В данной сфере одновременно должны уступаться по договорам разрешения на использование как постановок, исполнений и передач, так и охраняемых авторским правом исполняемых (записываемых, передаваемых) произведений. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои смежные права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором произведения, записанного на фонограмме или передаваемого в эфир либо по кабелю. Точно так же передача по договору разрешения на использование постановки не отменяет необходимости получения договорного разрешения у других участвующих в ней исполнителей, а также у автора исполняемого произведения (п. 2 ст. 36 ЗоАП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Способы защиты

 

К сожалению, установленные законом авторские и смежные права часто нарушаются и нуждаются в правовой защите. Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться.13

 

3.1 Виды ответственности

 

 

За нарушение авторских и смежных прав установлена гражданская, уголовная и административная ответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских и смежных прав, закон устанавливает широкий круг, как способов защиты, так и органов, уполномоченных осуществлять защиту данных прав.

Гражданский кодекс РФ устанавливает достаточно широкий круг гражданско-правовых мер, которые применимы при защите авторских и смежных прав. В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, возмещения убытков, компенсации морального вреда.

Гражданская ответственность носит компенсационный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя.

В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей:

- признание права;

- восстановление положения, существовавшего  до нарушения права, и пресечения  действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения;

- признание сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

- признание недействительным акта  государственного органа или  органа местного самоуправления;

- самозащиты права;

- присуждение к исполнению обязанности в натуре;

- возмещение убытков;

- взыскание неустойки;

- компенсации морального вреда;

- прекращение или изменение  правоотношения;

- неприменение судом акта государственного  органа или органа местного  самоуправления, противоречащего закону;

- иными способами, предусмотренными законом.

Признание прав может относиться как к личным неимущественным правам авторов и исполнителей так и к имущественным правам. Оно может выражаться в публичном объявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет.

Наиболее распространенной формой защиты прав является прекращения действий, составляющих правонарушение или создающих угрозу правонарушения. Это запрет рекламы, предложения продажи экземпляров, запрет продажи, допечатки тиража и т.п.

Одна из основных мер защиты прав – возмещение убытков. При этом отмечается, что убытки включают в себя и упущенную выгоду. В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Доход должен быть получен нарушителем именно в результате нарушения авторских и смежных прав, а не в результате законных действий.

Обладатель исключительных прав, выдвигая требование о возмещении убытков, должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также то, что убытки были причинены действиями нарушителя.

Закон, однако, предусматривает возможность для обладателя исключительных прав отказаться от требования о возмещении своих убытков и потребовать взыскать с нарушителя тот доход, который нарушитель получил от использования авторских и смежных прав.

Это означает, что правообладатель может не доказывать размер своих убытков, а вместо этого доказать (сам или с помощью суда) размер полученного нарушителем дохода и потребовать выплаты ему этого дохода – вместо взыскания своих убытков.

Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:14

- в размере от 10 тысяч рублей  до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

- в двукратном размере стоимости  экземпляров произведений или  объектов смежных прав либо  в двукратном размере стоимости  прав на использование произведений  или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

Информация о работе Авторское право и смежные права