Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 08:47, дипломная работа
Актуальность выбранной для дипломного исследования темы - "Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки" - определяется тем, что в современных условиях каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы организации.
Введение………………………………………………………………………… 5
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…………………………………………
10
1.1. Роль и цель бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…......................................................................................
10
1.2. Этапы процесса бизнес-планирования деятельности предприятия..........................................................................................
18
1.3. Структура и содержание бизнес-плана……………………………. 26
Выводы……………………………………………………………….. 39
Глава 2. Анализ бизнес-процессов на предприятии ЗАО «ДЕБОРА»……... 40
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………..….. 40
2.2. Анализ основополагающих глав бизнес-плана предприятия в ЗАО «ДЕБОРА»………………………………………………….......
49
2.3. Анализ показателей финансового положения предприятия а ЗАО «ДЕБОРА»……………………………………………………………
61
Выводы……………………………………………………………….. 67
Глава 3. Разработка бизнес-плана с целью совершенствования бизнес-процессов в ЗАО «ДЕБОРА»………68
3.1. Разработка ключевых разделов бизнес-плана…………………….. 68
3.2. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций……………. 75
Заключение………………………………………………………………….…… 82
Список литературы и источников……………………………………….……... 85
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н.Толстого
Кафедра экономики и управления
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
"БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ: РОЛЬ, ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ
РАЗРАБОТКИ"
Выполнена: студенткой группы 5 «В»
очной формы обучения
факультета технологии,
экономики и сельского хозяйства
Овсянниковой Дианой Егоровной
Тула - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
5 | |
Глава 1. |
Теоретические основы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия………………………………………… |
10 |
1.1. |
Роль и цель бизнес-планирования
в экономической деятельности предприятия….................. |
10 |
1.2. |
Этапы процесса бизнес-планирования
деятельности предприятия................... |
18 |
1.3. |
Структура и содержание бизнес-плана……………………………. |
26 |
Выводы……………………………………………………………… |
39 | |
Глава 2. |
Анализ бизнес-процессов на предприятии ЗАО «ДЕБОРА»……... |
40 |
2.1. |
Краткая характеристика предприятия…………………………..….. |
40 |
2.2. |
Анализ основополагающих
глав бизнес-плана предприятия в
ЗАО «ДЕБОРА»……………………………………………… |
49 |
2.3. |
Анализ показателей
финансового положения |
61 |
Выводы……………………………………………………………… |
67 | |
Глава 3. |
Разработка бизнес-плана
с целью совершенствования |
68 |
3.1. |
Разработка ключевых разделов бизнес-плана…………………….. |
68 |
3.2. |
Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций……………. |
75 |
Заключение…………………………………………………… |
82 | |
Список литературы и
источников……………………………………….…….. |
85 | |
Приложения…………………………………………………… |
89 |
Введение
В настоящее время предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.
Важной задачей является проблема привлечения инвестиций в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов, требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
В современной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития
Актуальность выбранной для дипломного исследования темы - "Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки" - определяется тем, что в современных условиях каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы организации. Бизнес-план это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей, анализирует все проблемы, с которыми придется столкнуться, определяет способы решения этих проблем.
Создание бизнес-плана позволяет управляющей команде более эффективно пользоваться средствами и активами предприятия, и использовать планирование для грамотного управления. Максимально быстрая и адекватная реакция на изменения рынка, внутренней инфраструктуры позволяет увеличить конкурентоспособность предприятия, и вывести его в лидеры в острой борьбе за потребителей. Бизнес-план позволяет предупредить ошибки путем продуманных действий. Бизнес-план систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, на рынке, где действует фирма, так и в экономике в целом.
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
Следовательно, для преодоления системного кризиса в России необходимо рыночные механизмы сочетать с индикативно-договорным планированием и разработкой бизнес-планов в системе взаимоувязанных прогнозных показателей, которые служат основой заключения долгосрочных контрактов между предприятиями и формирования бюджетов всех уровней управления в стране.
К сожалению, многие, особенно начинающие, российские предприниматели, склонны недооценивать роль внутрифирменного планирования вообще и подготовки обоснованного бизнес-плана в частности. При этом они полагаются на собственную интуицию и опыт, установившиеся неформальные связи в деловых кругах, кажущиеся хорошими рыночные перспективы и другие обстоятельства. И многие из них испытывают серьезные затруднения при попытке четко и в определенной системе изложить свое видение бизнеса да еще с обоснованием экономических и финансовых показателей. Подготовка и составление детального бизнес-плана превращается для них в тяжелейшую обязанность, которую все-таки надо исполнять и не кое-как, а на высоком профессиональном уровне.
Разработка конкретного
бизнес-плана в большинстве
Цель написания дипломной работы – рассмотреть теоретические аспекты бизнес-планирования и разработать мероприятия по совершенствованию бизнес-плана на конкретном предприятии.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Предметом исследования: экономические отношения, возникающие в процессе бизнес-планирования деятельности предприятия.
Объект исследования: бизнес-планирование в ЗАО «ДЕБОРА».
Информационной базой исследования являются действующие законодательные акты и нормативные документы, бизнес-план и финансово-экономическая отчетность ЗАО «ДЕБОРА», научные публикации отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования.
В дипломной работе обработка исходных данных проводилась с помощью таких методов исследования как теоретические методы (методы идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному), эмпирические методы (методы наблюдения, измерения, сравнения), теоретико-эмпирические методы (методы абстрагирования, анализа и синтеза, дедукции и индукции, моделирования).
Основными источниками информации для анализа служат методы составления и методика разработки бизнес-планов, прогнозирования результатов деятельности, моделирования на основе разработок отечественных и зарубежных экономистов, таких как: Бринк И.Ю., Пивоваров К.В., Горемыкина В.А., Богомолова А.Ю., Царев В.В., Баринов В.А., Беренс В., Брайен Ф., Бухалков М.И., Галенко В.П., Зигель Э., Липсиц И.В., Степнов И.М., Уткина Э.А., В.Э. Черняк и др. Актуальные вопросы, связанные с изучением проблем качества бизнес-планирования нашли свое отражение в трудах ученых советской школы планирования, внесших весомый вклад в разработку проблем качества процессов управления и планирования. Среди них можно выделить известных отечественных ученых Б.А. Райзберга, Л.С. Пекарского и других авторов. Методические вопросы проведения процессов планирования были широко освещены в работах В. Беренса, В.Г., Маниловского, А.Б. Идрисова, Т.Н. Карповой, В.М. Попова, В.В. Шеремета и других авторов. Общие подходы к формированию систем обеспечения качества процессов планирования и контроля, в этой связи состояния функционирования промышленных предприятий изложены в исследованиях Н.В. Войтоловского, О.П. Глудкина, Б.И. Герасимова, В.Г. Григоровича, Л.К. Исаева, И.М. Лифица, В.В. Окрепилова, В.В. Швандера и других авторов.
Инструментарий оценки систем экономического планирования и их анализ исследован в работах Б.И. Герасимова, Л.М. Крамаровского, Ю.А. Куликова и других авторов.
Управление рисками планирования исследованы в работах И.Т. Балабанова, С.А. Карпова и других авторов. Эти исследования имеют большое теоретическое и практическое значение.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка литературы и приложений.
В соответствии с заявленными задачами в первой главе дипломной работы рассмотрены особенности бизнес-планирования в современном бизнесе. Приведены основные разделы бизнес-плана и особенности подготовки информации при работе над ними. Особое внимание уделено вопросу избежания ошибок, которые могут быть вызваны неправильным подбором информации.
Вторая глава дипломной
работы посвящена характеристике торгового
предприятия и анализу
Третья глава дипломной работы включает в себя разработку бизнес-плана и оценку эффективности предлагаемых рекомендаций.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Планирование деятельности
стало в настоящее время эконом
В условиях усиления конкуренции, как на внутреннем российском рынке, так и на мировом рынке отечественные предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений с учетом российских реалий.
Оптимальным вариантом достижения таких решений в современных экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.
В настоящее время в литературных источниках (И.Ю. Бринк, В.В. Царев, В.М. Попов и др.) имеется большое разнообразие определений такого традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план. Наиболее полное определение этого понятия, адаптированного к отечественным условиям хозяйствования, может быть сформулировано следующим образом: «бизнес-план – это типовое (унифицированное) проектное решение на перспективу, в котором дается научно обоснованная оценка возможных на данном сегменте рынка конечных целевых экономических, финансовых и иных результатов (трудовых, производственных, социальных, экологических) деятельности предприятия, базирующихся на реальном производственном, инвестиционном, материально-техническом, организационном и логистическом обеспечении».
В зарубежной практике принято составлять бизнес-план примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями. К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. В связи с этим, планирование на время более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год. Он является основным средством менеджмента.