Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 08:47, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной для дипломного исследования темы - "Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки" - определяется тем, что в современных условиях каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 5
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…………………………………………
10
1.1. Роль и цель бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…......................................................................................
10
1.2. Этапы процесса бизнес-планирования деятельности предприятия..........................................................................................
18
1.3. Структура и содержание бизнес-плана……………………………. 26
Выводы……………………………………………………………….. 39

Глава 2. Анализ бизнес-процессов на предприятии ЗАО «ДЕБОРА»……... 40
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………..….. 40
2.2. Анализ основополагающих глав бизнес-плана предприятия в ЗАО «ДЕБОРА»………………………………………………….......
49
2.3. Анализ показателей финансового положения предприятия а ЗАО «ДЕБОРА»……………………………………………………………
61
Выводы……………………………………………………………….. 67

Глава 3. Разработка бизнес-плана с целью совершенствования бизнес-процессов в ЗАО «ДЕБОРА»………68
3.1. Разработка ключевых разделов бизнес-плана…………………….. 68
3.2. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций……………. 75

Заключение………………………………………………………………….…… 82
Список литературы и источников……………………………………….……... 85

Файлы: 1 файл

Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н.Толстого

 

 

Кафедра экономики и  управления

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКЦИОННАЯ  РАБОТА

на тему:

"БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ: РОЛЬ, ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ

РАЗРАБОТКИ"

 

 

 

 

 

Выполнена: студенткой группы 5 «В»

очной формы обучения

факультета технологии,

экономики и сельского  хозяйства

Овсянниковой Дианой Егоровной

 

 

 

Тула - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………

5

Глава 1.

Теоретические основы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…………………………………………

 

10

1.1.

Роль и цель бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…......................................................................................

 

10

1.2.

Этапы процесса бизнес-планирования деятельности предприятия..........................................................................................

 

18

1.3.

Структура и содержание бизнес-плана…………………………….

26

 

Выводы………………………………………………………………..

39

     

Глава 2.

Анализ бизнес-процессов  на предприятии ЗАО «ДЕБОРА»……...

40

2.1.

Краткая характеристика предприятия…………………………..…..

40

2.2.

Анализ основополагающих глав бизнес-плана предприятия в  ЗАО «ДЕБОРА»………………………………………………….......

 

49

2.3.

Анализ показателей  финансового положения предприятия  а ЗАО «ДЕБОРА»……………………………………………………………

 

61

 

Выводы………………………………………………………………..

67

     

Глава 3.

Разработка бизнес-плана  с целью совершенствования бизнес-процессов  в ЗАО «ДЕБОРА»……………………………………….

 

68

3.1.

Разработка ключевых разделов бизнес-плана……………………..

68

3.2.

Оценка эффективности  предлагаемых рекомендаций…………….

75

     

Заключение………………………………………………………………….……

82

Список литературы и  источников……………………………………….……...

85

Приложения……………………………………………………………..………..

89


 

 

Введение

В настоящее время  предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически  во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций в  действующие и развивающиеся  предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов, требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

В современной экономике  бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития

Актуальность выбранной  для дипломного исследования темы - "Бизнес-планирование в экономической  деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки" - определяется тем, что в современных условиях каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы организации. Бизнес-план это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей, анализирует все проблемы, с которыми придется столкнуться, определяет способы решения этих проблем.

Создание бизнес-плана позволяет управляющей команде более эффективно пользоваться средствами и активами предприятия, и использовать планирование для грамотного управления. Максимально быстрая и адекватная реакция на изменения рынка, внутренней инфраструктуры позволяет увеличить конкурентоспособность предприятия, и вывести его в лидеры в острой борьбе за потребителей. Бизнес-план позволяет предупредить ошибки путем продуманных действий. Бизнес-план систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, на рынке, где действует фирма, так и в экономике в целом.

Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с  новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.

Следовательно, для преодоления  системного кризиса в России необходимо рыночные механизмы сочетать с индикативно-договорным планированием и разработкой бизнес-планов в системе взаимоувязанных прогнозных показателей, которые служат основой заключения долгосрочных контрактов между предприятиями и формирования бюджетов всех уровней управления в стране.

К сожалению, многие, особенно начинающие, российские предприниматели, склонны недооценивать роль внутрифирменного планирования вообще и подготовки обоснованного бизнес-плана в частности. При этом они полагаются на собственную интуицию и опыт, установившиеся неформальные связи в деловых кругах, кажущиеся хорошими рыночные перспективы и другие обстоятельства. И многие из них испытывают серьезные затруднения при попытке четко и в определенной системе изложить свое видение бизнеса да еще с обоснованием экономических и финансовых показателей. Подготовка и составление детального бизнес-плана превращается для них в тяжелейшую обязанность, которую все-таки надо исполнять и не кое-как, а на высоком профессиональном уровне.

Разработка конкретного  бизнес-плана в большинстве случаев  процесс творческий, основанный на учете не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя.

Цель написания дипломной  работы – рассмотреть теоретические  аспекты бизнес-планирования и разработать  мероприятия по совершенствованию бизнес-плана на конкретном предприятии.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования, а именно: цели, функции и назначение, этапы разработки и структура бизнес-плана;
  • дать характеристику торгового предприятия ЗАО «ДЕБОРА»;
  • определить состояние бизнес-планирования на торговом предприятии ЗАО «ДЕБОРА»;
  • разработать мероприятия по совершенствованию бизнес-плана в торговом предприятии ЗАО «ДЕБОРА».

Предметом исследования: экономические отношения, возникающие в процессе бизнес-планирования деятельности предприятия.

Объект исследования: бизнес-планирование в ЗАО «ДЕБОРА».

Информационной базой  исследования являются действующие  законодательные акты и нормативные документы, бизнес-план и финансово-экономическая отчетность ЗАО «ДЕБОРА», научные публикации отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования.

В дипломной работе  обработка  исходных  данных  проводилась  с  помощью  таких методов исследования как теоретические методы (методы идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному), эмпирические методы (методы наблюдения, измерения, сравнения), теоретико-эмпирические методы (методы абстрагирования, анализа и синтеза, дедукции и индукции, моделирования).

Основными источниками  информации для анализа служат методы составления и методика разработки бизнес-планов, прогнозирования результатов деятельности, моделирования на основе разработок отечественных и зарубежных экономистов, таких как: Бринк И.Ю., Пивоваров К.В., Горемыкина В.А., Богомолова А.Ю., Царев В.В., Баринов В.А., Беренс В., Брайен Ф., Бухалков М.И., Галенко В.П., Зигель Э., Липсиц И.В., Степнов И.М., Уткина Э.А., В.Э. Черняк и др. Актуальные вопросы, связанные с изучением проблем качества  бизнес-планирования  нашли свое  отражение  в  трудах  ученых  советской школы  планирования,  внесших весомый вклад в разработку проблем качества процессов управления и планирования. Среди них можно выделить известных отечественных ученых Б.А. Райзберга, Л.С. Пекарского и других авторов. Методические вопросы проведения процессов планирования были широко освещены в работах В. Беренса, В.Г., Маниловского, А.Б. Идрисова, Т.Н. Карповой, В.М. Попова, В.В. Шеремета и других авторов. Общие подходы к формированию систем обеспечения качества процессов планирования и контроля, в этой связи состояния функционирования промышленных предприятий изложены в исследованиях  Н.В.  Войтоловского, О.П.  Глудкина,  Б.И.  Герасимова,  В.Г.  Григоровича,  Л.К. Исаева, И.М.  Лифица, В.В. Окрепилова, В.В. Швандера и других авторов. 

Инструментарий  оценки  систем  экономического  планирования  и  их  анализ  исследован  в  работах Б.И.  Герасимова,  Л.М.  Крамаровского,  Ю.А. Куликова и других авторов.

Управление рисками  планирования исследованы в работах  И.Т. Балабанова, С.А. Карпова и других авторов. Эти исследования имеют большое теоретическое и практическое  значение. 

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка литературы и приложений.

В соответствии с заявленными  задачами в первой главе дипломной работы рассмотрены особенности бизнес-планирования в современном бизнесе. Приведены основные разделы бизнес-плана и особенности подготовки информации при работе над ними. Особое внимание уделено вопросу избежания ошибок, которые могут быть вызваны неправильным подбором информации.

Вторая глава дипломной  работы посвящена характеристике торгового  предприятия и анализу основополагающих глав бизнес-плана ЗАО «ДЕБОРА». Проведено небольшое исследование финансового состояния исследуемого предприятия.  Выявлена организационная структура, основные затраты, динамика продаж. При этом выделены такие ключевые обстоятельства, как эффективность, системность, снижение рисков, решение кадровых вопросов и стоимость.

Третья глава дипломной  работы включает в себя разработку бизнес-плана и оценку эффективности предлагаемых рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

    1. Роль и цель бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия

Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.

В условиях усиления конкуренции, как на внутреннем российском рынке, так и на мировом рынке отечественные предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений с учетом российских реалий.

Оптимальным вариантом достижения таких решений в современных экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.

В настоящее время  в литературных источниках (И.Ю. Бринк, В.В. Царев, В.М. Попов и др.) имеется  большое разнообразие определений  такого традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план. Наиболее полное определение этого понятия, адаптированного к отечественным условиям хозяйствования, может быть сформулировано следующим образом: «бизнес-план – это типовое (унифицированное) проектное решение на перспективу, в котором дается научно обоснованная оценка возможных на данном сегменте рынка конечных целевых экономических, финансовых и иных результатов (трудовых, производственных, социальных, экологических) деятельности предприятия, базирующихся на реальном производственном, инвестиционном, материально-техническом, организационном и логистическом обеспечении».

В зарубежной практике принято составлять бизнес-план примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями. К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. В связи с этим, планирование на время более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год. Он является основным средством менеджмента.

Информация о работе Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки