Дерево целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:14, доклад

Описание работы

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня.

Файлы: 1 файл

9Дерево целей (1).doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Дерево целей

В любой крупной организации, имеющей  несколько различных структурных  подразделений и несколько уровней  управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Модель в виде дерева целей –  удобный и апробированный на практике инструмент, реализующий системный подход к определению состава целей и задач менеджмента. Посредством дерева целей описывается их упорядоченность.

При построении дерева целей к целям  предъявляется ряд требований:

    • Общая цель должна содержать описание конечного результата;
    • Ясность и четкость формулировки каждой цели, не допускающей произвольных толкований;
    • При формирование целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
    • Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по своему масштабу и значению;
    • Формулировка целей должна обеспечить возможность количественной или порядковой оценки степени ее достижения;
    • Полнота разукрупнения: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, что достижение всех целей нижнего уровня означало бы достижение целей верхнего уровня;
    • Цель вышестоящего уровня не является простой суммой целей нижнего уровня;
    • Цель нижестоящего уровня определяется вышестоящими;
    • Цель нижестоящего уровня является средством для достижения вышестоящей цели;
    • Подцели каждого уровня должны быт независимыми друг от друга и невыводимыми друг из друга;
    • По мере перехода к низшим уровням цели все более конкретизируются;
    • Количество уровней декомпонизации зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от организационный структуры;
    • Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель;
    • Все дерево целей - единая, но детализированная цель.

 

Общая цель организации


Ключевые цели по подсистемам организации

 

Производство  маркетинг  персонал  финансы


Подцели по подсистемам организации

 

… … … … … … … … … … … …

 

Возможные цели в различных областях:

  • Инновации – приоритетными целями может быть завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции.
  • Маркетинг – выход на первое место по продажам определенного товара, создание определенного имиджа у товара.
  • Производство – достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности.
  • Управление персоналом – обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочего.
  • Менеджмент – определить критические области управленческого воздействия.

Для целеполагания важно не только моделирование иерархической структуры  целей, но и анализ изменения целей  за определенный момент времени.

Цели можно ранжировать по таким основаниям, как:

      1. Вклад в реализацию миссии организации;
      2. Возможность их достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов;
      3. Величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации;
      4. Число попутно решаемых проблем или, наоборот, возникающих неблагоприятных последствий.

Ранжируются темы путем перемножения на основе экспертных оценок самостоятельных  рангов каждой из них и их вклада в процентах или в долях  единицы в итоговый результат, а  затем расположения в порядке убывания полученных баллов.

Таким образом, в процессе формирования развития предприятия  ставится множество целей, имеющих  определенную соподчиненность иерархичность) и приоритетность реализации с учетом ограничений по времени, финансам, ресурсам.

 

Дерево целей по Генри Форду:

Под каждый уровень управления, который  отражает структуру управления, происходит конкретизация целей и задач  по определенным характеристикам. Эти  характеристики отражают интерес того или иного структурного подразделения. Под каждую цель формируется стратегическая единица.

 

 

Цель

Задачи

Критерии оценки

 

Общее собрание акционеров

Увеличение их капитала (самовозрастание  стоимости)

Рост чистых активов

Рост фонда дивидендов

Центр инвестиций

Правление

Рост общей (валовой) прибыли

Рост чистой прибыли

Увеличение фонда накопления

Центр капитализации

     

Противоречие интересов между  акционерами и правлением

 

Структурные подразделения (бизнес-еденицы)

Увеличение объемов продаж

Увеличение объема товарооборота

Рост фонда зарплаты

Рост фонда материального поощрения (социального развития)

Центр прибыли

Рабочее место

Рост фонда зарплаты

Увеличение производительности труда

Личный доход

Центр качества


 

Главное в управлении по целям –  обеспечение учета и контроля выполнения целей и задач по критериям оценки. Важно согласовывать деятельности и добиваться единства интересов. Это означает превращение в единомышленников, т.е. обеспечение взаимосвязи и взаимодействия интересов, выраженных в целях, задачах и критериях оценки.

Имидж

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии организации важным является отражение  в содержании и форме изложения  миссии имиджа, которым создает организация. Миссия в большей или меньшей  степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формированию миссии можно добиться того, что в ней будет отражен тот имидж, которым обладает организация.

Имидж – это восприятие фирмы клиентами, поставщиками и другими субъектами рынка компании.

 

Цели

Содержание

Объем продаж

Касаются объемов продаж, доли рынка  товаров/услуг, продаваемых компанией

Прибыль

Означает, что фирма стремится  получить как минимум запланированную  прибыль за период, которая может  быть выражена как в абсолютных, так и в относительных цифрах

Удовлетворение общественного  мнения

Ставятся, когда фирма стремится  добиться хорошего отношения со стороны  акционеров, покупателей, поставщиков, работников и правительства

Формирование имиджа

Присущи практически всем фирмам, стреляющимся создать и поддерживать имидж, в наибольшей мере соответствующий специфике деятельности фирмы. Эти цели напрямую связаны с позиционированием компании на рынке, ее ориентацией на массовые или концентрированные продажи


 

Соотношение целей организации  и ее задач

 

Цель организации – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация

Задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному  моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение

Особенности:

  • Поставленные менеджментом цели фирмы используются для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности.
  • Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов.
  • Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез.
  • Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенности будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
  • Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.
  • Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки.
  • С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Характеристики

Категории задач

  • Конкретные и измеримые цели: выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, несколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей
  • Ориентация целей во времени: в первую очередь формулируются долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных.
  • Достижимые цели: цели устанавливаются так, чтобы они не превышали возможности организации.
  • Взаимно поддерживающие цели: действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
  • Работа с людьми: например, задача мастера.
  • Работа с предметами: например, задача рабочего в цехе.
  • Работа с информацией: например, задача казначея.

 


Информация о работе Дерево целей