Государственная поддержка малого предпринимательства в сфере реального сектора экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Целью является изучить сущность малого предпринимательства в России как реального сектора экономики.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
1. Определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
2. Выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
3. Определить перспективы развития малого бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки 4
2. Состояние и проблемы малого предпринимательства 7
3. Перспективы развития малого бизнеса на 2014 год 15
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

пишу КР.docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


 

Факультет финансово – кредитный

 

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

 

 

Направление бакалавр экономики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По  дисциплине Государственная политика cоциально – экономического развития РФ

ТЕМА: «Государственная поддержка малого предпринимательства в сфере реального сектора экономики России»

 

 

              Студент ________________         Грицак Елена Геннадьевна

              

            Группа  3Б-2     Номер личного дела  11флб00216   

 

             Преподаватель   к. э. н., доцент Шипулина Ирина Александровна

 

    

 

 

 

 

Барнаул 2013

Оглавление

Введение 3

1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки 4

2. Состояние и проблемы малого предпринимательства 7

3. Перспективы развития малого бизнеса на 2014 год 15

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может  устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство  возможно только в том случае, если в экономике будет действовать  большое число предпринимательских  структур. Формирование благоприятных  условий для развития малого бизнеса  обеспечивает населению получение  доходов от самостоятельной хозяйственной  деятельности, а местным бюджетам – налоги.

В настоящее  время малый бизнес поддерживается, прежде всего, на государственном уровне. Муниципальные образования значительно  меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень  управления более всего близок и  доступен гражданам. Следовательно, именно муниципалитетам надо решать конкретные задачи, связанные с развитием  частной инициативы граждан.

В настоящее  время совместные целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса  на региональном и муниципальном  уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей  разных уровней совпадают. Это обусловлено  недостаточностью государственной  поддержки малого бизнеса, отсутствием  тесной связи между степенью государственной  поддержки и реальным уровнем  развития малого бизнеса. Вышеуказанные  обстоятельства обусловливают актуальность темы.

Целью является изучить сущность малого предпринимательства  в России как реального сектора  экономики.

В соответствии с поставленной целью намечены следующие  основные задачи:

1. Определить  место и роль малого предпринимательства  в современной экономике;

2. Выявить  состояние и проблемы алого  предпринимательства;

3. Определить  перспективы развития малого  бизнеса.

    1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки

Малое предпринимательство  представляет собой одновременно важное действующее лицо в экономической  жизни, гармоничное развитие которой  возможно только в условиях разнообразия форм осуществления хозяйственной  деятельности, и инкубатор для  развития новых бизнесов – «подростковый» слой среднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливает  неоднородность малого предпринимательства  как экономического явления, включающего  в себя и основанные на персональном мастерстве ремесленные хозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, и предприятия, созданные  для реализации нововведений – производства новых продуктов, внедрения новых  технологий, завоевания новых рынков и т.д.

Принципиально важное место малого предпринимательства  в современной развитой экономике  обусловлено, с одной стороны, процессами сближения технической оснащенности крупных и мелких предприятий, диверсификации организационных форм производственной кооперации на базе бурно развивающихся информационных технологий, а с другой – преимуществами малых предприятий по сравнению с крупными:

− узкая  специализация (на разработках и  продвижении одного - двух видов  продукции в строго ограниченных сферах современной науки и технологии);

− наличие  значительной доли высококвалифицированных  специалистов в структуре занятых;

− высокая  доля затрат на НИОКР, поскольку выпуск качественно новой продукции - это  одно из основных средств малых предприятий  для выхода на рынок или сохранения своего места на нем;

− создание и перепрофилирование малых предприятий  требуют меньших затрат, которые  при благоприятных шансах рынка  сравнительно быстро окупаются; такие предприятия имеют большие возможности в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе;

− гибкость, способность быстро приспосабливаться  к новым требованиям, выдвигаемым  научно-техническим прогрессом, что  особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса;

− возможность  оперативного освоения выпуска мелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-технического прогресса, постоянно  возникают рынки новых товаров  и услуг, емкость которых на первых порах незначительна, не требует массового производства.[1, с. 4 – 6]

Разработка  новых и коррекция устоявшихся  терминов, связанных с понятиями  инноваций и инновационной деятельности, преследует, кроме чисто теоретической, еще и практическую цель - получение  эффективного рабочего инструмента, для  измерения инновационных процессов  на разных уровнях управления им. Он выступает важным институциональным  фактором диффузии знаний и их коммерциализации, трансфера технологий и выведения новых продуктов на рынок. В инновационном процессе выделяется этап, включающий необходимые операции до выведения продукта на рынок: исследования и разработки, завершающиеся документированным описанием технологии или опытным образцом, которые затем могут выводиться на рынок. Как правило, именно на этом этапе малый и средний бизнес показывают более высокую эффективность по сравнению с крупным. С точки зрения жизненного цикла продукта они менее всего пригодны для стадии быстрого распространения продукта на широком рынке. Здесь подключается крупный бизнес. Учитывая, что продукт стареет на рынке, крупные фирмы должны заботиться о его замене новым уже на стадии расширения рынка, что создает у них заинтересованность в сотрудничестве с малым бизнесом, подключающимся к поиску новых вариантов. Таким образом, создаются условия для постоянной работы малого бизнеса в процессе непрерывного совершенствования производства.

Крупные предприятия с большей осторожностью  относятся к нововведениям, они  как можно дольше избегают радикальных  изменений, ибо последние несут  с собой угрозу больших потерь. Малые предприятия, чей риск в  денежном выражении менее весом, склонны к более радикальным  и рискованным нововведениям. Они  реализуют менее капиталоемкие  проекты, но по широкому спектру направлений  и сфер деятельности. Владельцы малых  инновационных предприятий часто  имеют более высокую, проникнутую  творческим энтузиазмом мотивацию  по сравнению с менеджерами, и  тем более акционерами крупных  компаний. [2, с. 167]

 

  1. Состояние и проблемы малого предпринимательства

Переходный  период экономики России к рыночным отношениям обособлен с процессом становления и развития предпринимательства.

Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом  любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это — движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Предпринимательство — это стиль хозяйствования, которому, присущи принципы новаторства, использование инновационных технологий, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределение и потребление товаров и услуг, а также независимость, ответственность и стабильность.

Важной  составляющей социально-экономического развития страны является малое предпринимательство. Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться [3, с. 182–185].

Малое предпринимательство  занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общественного устройства.

В современной  рыночной экономике развитие малого бизнеса является главным фактором создания конкурентоспособной экономики  и государства в частности.

В экономически развитых странах число малых  и средних предприятий достигает 80–99 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Именно в сфере малого производства происходит большая часть всех инноваций, которые создают дополнительные рабочие места и формируют «средний класс». В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

В России нынешние возможности малого бизнеса  пока ещё используются не на полную мощность. По статистическим данным, имеет  место порядковое различие в численности малых предприятий между развитыми странами мира и Россией.

Россия  существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по степени “насыщенности” малыми предприятиями, в частности, на тысячу жителей. Так, на тысячу граждан в среднем приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35. Роль малого бизнеса в общественном производстве также существенно разнится от 10–11 % ВВП в России, и до 50–60 % в развитых странах мира.

Малое предпринимательство  в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

В возникшей  ситуации в первую очередь необходимо выработать долгосрочную стратегию развития малого бизнеса в России, которая позволит разрешить проблемы, связанные с процессом формирования новой социально-экономической системы страны.

Именно  сейчас, когда динамично развивающийся  малый бизнес, особенно его инновационная  сторона, является важнейшим фактором развития рыночной экономики, повышения  благосостояния людей, улучшения социально-экономической  сферы в стране, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был обозначен как объект, стратегической политики развития конкурентоспособного государства.

Помимо  выше сказанного для успешного развития малого бизнеса необходимо также:

-          иметь развитую правовую систему, включающую законы, эффективно защищающие предпринимателя. Формирование правовой среды решает многие проблемы, которые возникают на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации, лицензирования и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования;

-          осуществлять искоренение административных барьеров, расходы на преодоление которых, по оценкам экспертов, на сегодняшний день достигают 10 % от выручки предприятия. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе;

-          слабо развитая система гарантий и страхования рисков для финансирования и кредитования малого бизнеса, так же ограничивает доступ средних предприятий к кредитным ресурсам. Кредиты в нашей стране выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями;

-          решение проблем налогообложения, так как именно давление со стороны налоговой системы на малый бизнес выходит за пределы разумного в нашем государстве. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики, второстепенно работая на пользу криминальных структур.

Таким образом, говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь, помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. В настоящее время, Россия находится в той стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов, внедрения инновационных технологий [4, с. 22–23].

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в сфере реального сектора экономики России